- Количество
правильных ответов подсчитывается формулой
СУММА. Для этого надо установить указатель
в соответствующее поле, щелкнуть на кнопке
Автосумма
, выделить область ячеек, где проверяются
правильные ответы, нажать клавишу Enter.
- Оценку можно
вычислить, например, так. Пусть тест содержит
10 заданий. Ставим оценку «5», если количество
правильных ответов больше 7, «4» – если
больше 5, «3» – если больше 3, «2» – в остальных
случаях. Формула будет выглядеть следующим
образом:
ЕСЛИ(Адрес
ячейки с количеством правильных ответов>7;5;
ЕСЛИ(Адрес ячейки с количеством правильных
ответов>5;4; ЕСЛИ(Адрес ячейки с количеством
правильных ответов>3;2).
Например:
=ЕСЛИ(I34>7;5;ЕСЛИ(I34>5;4;ЕСЛИ(I34>3;3;2)))
Таким
образом, тест практически готов к использованию,
однако необходимо учесть такое свойство
Excel, что при сохранении книги после тестирования
введенная информация сохраняется в ячейках,
и следующий испытуемый будет видеть ответы
предыдущего. Такая же ситуация возникает,
если очередной тестируемый приступает
к работе непосредственно после того,
как тестом пользовались до него и не выгружали
его из оперативной памяти.
Разрешить
это можно несколькими способами.
Самый простой способ — держать
очищенный от результатов тест в файле
и загружать его для каждого тестируемого,
не сохраняя после тестирования. Следующий
способ — создать макрос, который перед
очередным тестированием очистит результаты
всех заданий. Для этого надо перейти на
титульный лист, выполнить команду Сервис,
Макрос, Начать запись. Далее открыть
лист Задание1, установить указатель
в ячейку с номером варианта ответа, нажать
клавишу Delete. Аналогичную процедуру провести
во всех заданиях, поочередно открывая
их и удаляя предполагаемый результат.
Последним шагом необходимо перейти на
лист Задание1 и завершить запись макроса.
На титульном листе щелкнуть правой кнопкой
мыши на указателе — гиперссылке перехода
на лист Задание1,
в контекстном меню выбрать пункт Назначить
макрос и указать имя созданного для очищения
результатов макроса. Можно воспользоваться
еще одним, более трудоемким, но самым
эффективным способом очистки теста от
результатов выполнения. Для этого необходимо
написать на языке Visual Basic for Applications (VBA)
процедуру обработки событий на каждом
листе с заданием. При этом алгоритм будет
следующим (рис. 7):
- Перейти на
лист Задание1, определить адрес ячейки
для ввода результата
задания.
2.
Запустить редактор VBA (команда Сервис,
Макрос, Редактор Visual
Basic). При этом в левой части диалогового
окна Project – VBAProject
будет выведен список всех листов. Двойной
щелчок на имени листа (например, на Лист2
(Задание1)) открывает диалоговое окно,
где необходимо ввести процедуру:
Private
Sub Worksheet_Activate()
Range("j36").Select
Selection.ClearContents
End
Sub
Данная
процедура при активизации листа
выбирает указанную в служебном
слове Range ячейку и очищает ее с помощью
служебного слова Selection.ClearContents.
Аналогичную процедуру необходимо выполнить
для всех листов с заданиями (можно воспользоваться
копированием написанной процедуры на
все листы).
Теперь
данный тест можно полноценно использовать
в учебном процессе. Кроме того, использовать
как образец для создания других тестов
с аналогичными формами заданий. Приведенный
пример можно использовать для создания
тестовых заданий других форм. Возможности
Excel позволяют внедрять в бланки заданий
рисунки, фотографии, аудио- и видеоролики,
что может существенно разнообразить
и расширить процесс проверки качества
знаний обучаемых.
Литература
- Аванесов
В. С, Володин Б. В.
Методические вопросы оценки знаний студентов
высшей школы. М.: НИИВШ, 1978.
- Догадин
Н. Б. Построение обучающе-тренировочных
тестов с помощью Excel.
- Беспалько
В. П. Слагаемые педагогической технологии.
М.: Педагогика, 1989.
- Кирилова
Г. И. Дидактические основы построения
системы контроля знаний и умений в компьютерной
технологии обучения: Дис. ... канд. пед.
наук. Казань, 1994.
- Мархель
И. И. Компьютерная технология обучения//Педагогика.
1990. N° 5.
- Трапезникова
Г. А., Масленников А.
С, Наводное В. Г., Куклин
В. Ж. Методика составления тестов по
определению качества знаний, умений и
навыков (по системе В. П. Беспалько). Йошкар-Ола,
1992.
- Fry E.
В. Teaching machines: An investigation costructed versus multtiple
choise methods of response// Programmed Learning: Theory and Research.
N. Y., 1962.
- Lumsdaine A.
A., Glaser R. (eds). Teaching Machines and Programmed Learning:
Source Book. Washington, D. C, 1960.