Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:29, контрольная работа
В обществе постоянно создается и функционирует огромное количество разнообразных документов. От правильной организации работы с документами зависит эффективность работы учреждений, предприятий, фирм. А особенно на данном этапе развития цивилизации большая роль уделяется информации в процессе управления – на всех его уровнях и во всех сферах: политической, экономической, научной, культурной и. т.д. Документирование информации, её поиск, обработка, хранение, передача требуют значительных финансовых, материальных, трудовых ресурсов и времени. Поэтому организация эффективной работы с документами, совершенствование всех информационно-документационных процессов является важнейшим направлением управленческой деятельности. В связи с этим я решила уделить некоторое внимание проблеме защиты информации, так как она является неотъемлемой частью при работе с любым видом информации.
1. Содержание. 1
2. Государственное регулирование средств защиты информации. 3
3. О роли государства в регулировании разработки, производства и обращения средств защиты информации. 5
4. Муниципальные аспекты информационной безопасности. 10
5. Защита конфиденциальной информации. 12
6. Закон РФ “О безопасности” как правовая основа защиты государственной тайны. 14
7. Правовая основа системы лицензирования и сертификации в РФ. 16
8. Система Автоматизации Делопроизводства и Документооборота «ДЕЛО». 28
9. Заключение. 30
10. Приложение. 31
11. Список литературы. 35
Должен уметь организовывать:
Быть ознакомленным:
От государственной аттестации освобождаются руководители предприятий, окончившие учебные заведения, готовящие специалистов по специальностям защиты информации.
Сертификация средств защиты информации.
Национальным органом по сертификации является Госстандарт РФ. Госстандартом в 1994 г. утверждены "Правила по проведению сертификации в РФ", в соответствии с которыми целями сертификации являются:
Сертификация средств ЗИ прежде всего подразумевает проверку их качественных характеристик для реализации основной функции - защиты информации на основании государственных стандартов и требований по безопасности информации. Применительно к сведениям, составляющим государственную тайну, общие принципы организации сертификации средств ЗИ определены нормами статьи 28 Закона "О государственной тайне" - средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств ЗИ возлагается на ФСТЭК, Министерство обороны РФ в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ. Сертификация осуществляется на основании требований государственных стандартов РФ и иных нормативных документов, утверждаемых Правительством РФ. Одним из основных руководящих документов по сертификации ЗИ является Положение о сертификации средств ЗИ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25.06.95 г. № 608, реализующим нормы Закона "О сертификации продукции и услуг" №5151-1 от 10.06.93.
Порядок проведения сертификации основан на следующих принципах:
Сертификация изделий, обеспечивающих защиту ГТ, является обязательной.
Обязательность
использования
На сертификацию принимаются изделия только от заявителей, имеющих лицензию.
Таким
образом, в соответствии с вышеназванными
документами разработаны и
Осуществляется
следующий порядок
В Центральный орган по сертификации подается заявление и полный комплект технической документации. Центральный орган назначает испытательный центр (лабораторию) для проведения испытания.
Испытания проводятся на основании хозяйственного договора между заявителем и испытательным центром.
Сертификация (экспертиза материалов и подготовка документов для выдачи) осуществляется Центральным органом. Сертификат выдается на срок до 5 лет.
Кроме указанных выше целей сертификация средств ЗИ необходима также для решения вопросов экономической безопасности предприятия в связи с постоянным ростом компьютерных преступлений (КП).
Правовой основой предупреждения КП является Указ Президента РФ "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставление услуг в области шифрования информации" № 334 от 03.04.95 г.
В соответствии с данным
Лицензирование деятельности и сертификация средств защиты конфиденциальной информации Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ (ред. от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ).
Действие данного Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности, связанные с ЗИ:
В соответствии
с настоящим Федеральным
Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет и может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года N 5151-1 (ред. от 31.07.98 N 154-ФЗ).Закон устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг. Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими сертификацию по правилам, установленным в соответствии с настоящим Законом.
В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения.
Постановление Правительства РФ от 23.04.96 N 509 устанавливает порядок сертификации средств защиты информации в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом. Это технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Положение о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации ведено в действие приказом Председателя Гостехкомиссии России от 27 октября 1995 г. № 199. В соответствии с которым обязательной сертификации подлежат средства, в том числе иностранного производства, предназначенные для защиты информации, составляющей государственную тайну, и другой информации с ограниченным доступом, а также средства, использующиеся в управлении экологически опасными объектами. В остальных случаях сертификация носит добровольный характер (добровольная сертификация) и осуществляется по инициативе разработчика, изготовителя или потребителя средства защиты информации. Сертификационные испытания средств защиты в рамках данной системы сертификации предусматривают комплекс мероприятий по проверке соответствия этих средств формальным базовым требованиям по обеспечению безопасности информации, изложенным в нормативных документах Гостехкомиссии России. К нормативным документам относятся руководящие документы Гостехкомиссии России - по требованиям к автоматизированным системам, к средствам ВТ, к межсетевым экранам.
Формы сертификата, знака соответствия и других документов устанавливаются Гостехкомиссией России. Использование формальных критериев оценки при сертификации позволяет сделать обоснованный вывод о возможности средств защиты выполнять свои функции не только на качественном уровне, но и на количественном уровне. В зависимости от степени соответствия средств защиты совокупности предъявляемых к ним формальных требований может быть сделан вывод о возможности либо невозможности использования данных средств для защиты информации в зависимости от степени ее конфиденциальности, схемы циркуляции защищаемой информации и других параметров. Перечень нормативных документов постоянно расширяется с учетом новых требований к информационной безопасности и тенденций изменения информационных технологий. В настоящее время готовятся к изданию новые руководящие документы, регламентирующие требования по безопасности информации для VPN и VLAN (глобальные и локальные сети) решений. Ведутся работы по адаптации отечественной нормативной базы в области информационной безопасности к требованиям международного стандарта.
Стандарты информационной безопасности
Ключевым аспектом решения проблемы безопасности информационных технологий (ИТ) является выработка системы требований, критериев и показателей для оценки уровня безопасности ИТ. Необходимо было разработать эту систему в виде международного стандарта.
История создания данного стандарта.
В начале 80-х годов в США были разработаны "Критерии оценки доверенных компьютерных систем" (TCSEC).В Европе в 1991г. были разработаны "Критерии оценки безопасности информационных технологий" (ITSEC) версии 1.2, совместно Францией, Германией, Нидерландами и Великобританией.В Канаде в начале 1993 г. были созданы "Канадские критерии оценки доверенных компьютерных продуктов" (CTCPEC) версии 3.0.В США в это же время был издан проект стандарта "Федеральные критерии безопасности информационных технологий" (FC) версии 1.0, использовавший другой подход к объединению североамериканской и европейской концепций критериев оценки.
В 1990 г. Международной организацией по стандартизации (ISO) была начата разработка международного стандарта критериев оценки для общего использования. Версия 1.0 ОК была завершена в январе 1996 г. и одобрена ISO в апреле 1996 г. Бета-версия 2.0 ОК появилась в октябре 1997 г.
В результате этих работ появился Международный стандарт ISO/IEC 15408-99 "Критерии оценки безопасности информационных технологий" или так называемые "Общие критерии". В России аналогичный стандарт подготовлен в 2001г. Это ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2001 «Критерии оценки безопасности информационных технологий».
Данный стандарт содержит общие критерии (ОК) оценки безопасности информационных технологий. Стандарт предназначен в качестве руководства при разработке и приобретении коммерческих продуктов или систем с функциями безопасности ИТ.
ОК применимы к мерам безопасности ИТ, реализуемым аппаратными, программно-аппаратными и программными средствами. Критерии для оценки специфических качеств криптографических алгоритмов не входят в ОК. ОК безопасности продуктов и систем ИТ предназначены в основном для потребителей, разработчиков и оценщиков. ОК предоставляют потребителям, независимую от реализации структуру, называемую профилем защиты (ПЗ), для выражения их специфических требований к мерам безопасности ИТ в объекте оценки. Кроме указанного выше используется также ГОСТ Р50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения». В настоящее время разработан и действует еще один международный стандарт ISO/IEC 17799 "Безопасность информационных систем". Лицензирование и сертификация в области международного информационного обмена. Вопросы международного обмена конфиденциальной информацией регулируются федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" № 85-Ф3 от 4.07.96 г. В статье 9 этого закона записано: «Защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические и юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена». В статье 17 говорится о сертификации информационных продуктов, информационных услуг и средств международного информационного обмена. «При ввозе информационных продуктов в РФ импортер предоставляет сертификат, на соответствие данных продуктов требованиям договора. Средства международного информационного обмена, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом подлежат обязательной сертификации». В статье 18 говорится о лицензировании деятельности по международному информационному обмену. «Деятельность по международному информационному обмену в РФ подлежит лицензированию, если в результате этой деятельности за пределы РФ вывозятся государственные информационные ресурсы либо ввозятся для их пополнения».
Информация о работе Самостоячтельная работа по защите информации