Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 10:04, реферат
Более чем полвека тому назад журнал «Радиолюбитель» (1924, № 1) узаконил употребление термина «радиовещание», вытеснившего бытовавшие в прежние годы понятия «радиотелефония» и «широковещание», Прошло немало времени, прежде чем вновь введенный термин окончательно утвердился в строго определенном значении. Сейчас трудно сказать, где, когда и кем впервые было употреблено это слово; гораздо более существенным представляется нам вопрос о том значении, которое в него вкладывается.
Введение.
Основная часть:
Становление радиопрограмм;
Радио тоталитарного государства;
Радиовещание в годы ВОВ;
Радио тоталитарного государства (продолжение);
Радио «перестройки и гласности»;
Радиовещание в условиях рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Начало 90-х годов — точка отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество.
Прежде всего, подверглась
изменениям структура Гостелерадио
СССР, казавшаяся незыблемой именно потому,
что она не только соответствовала
государственным задачам в
--- "радио-1 Останкино" (бывшая I программа Всесоюзного радио, включавшая информационные, аналитические, музыкальные, литературно-драматические и детские передачи);
— информационно-музыкальная программа "Маяк" (эти два канала кроме эфирного имели проводное вещание, что в условиях России обеспечивало им многомиллионную аудиторию);
— программа "Молодежный канал" радиостанции "Юность";
— радио "Орфей"'— классическое музыкальное наследие.
В первые годы своего существования компания "Останкино" включала также телерадиофонд и технические службы: Государственный дом радиовещания и звукозаписи и Телевизионный технический центр. Так выглядело, государственное радиовещание в начале рассматриваемого периода: мощное "Останкино" и набиравшее силу "Радио России" — две параллельные вещательные структуры, непосредственно подчинявшиеся правительству и президенту. Надо сказать, что обе организации в аспекте программной политики развивались в Целом в едином русле, хотя и имели несколько различные группы слушателей. Нестыковка же двух государственных компаний состояла главным образом в том, что "Радио-1" двигалось, в направлении канала художественных программ, но не смогло развить эту бесспорно плодотворную тенденцию, хотя и опиралось на традиции художественного вещания и удачный опыт радиофестиваля "Рампа у микрофона", проводившегося осенью 1995 года. Успех фестиваля был отмечен в печати; "Радио России", "Эхо Москвы" и несколько периферийных станций дали в эфир ряд фестивальных спектаклей. Однако в целом старое государственное радио не смогло изменить сложившиеся еще в годы Советской власти привычные приемы программирования, не отвечавшие духу перемен, рутинную технологию создания передач, стереотипы прежнего вещания. Более молодое, конкурирующее с "Радио-1" и другими, каналами "Радио России" вступает в 1992 году в новый этап своего развития. Его вещание становится круглосуточным. "Радио России" превращается в главный государственный канал информации.
С тех пор как "Радио
России" стало главной государственной
компанией, оно постепенно теряло свой
альтернативный имидж. Его программы
перестали принципиально
Не способствовало поднятию
престижа государственных средств
массовой информации и освещение
войны в Чечне, (1991 — 1995), где были
созданы условия жесткой
Гораздо полнее, а главное
достовернее освещались события
в коммерческой радиостанцией "Эхо
Москвы", показывавшей позиции обеих
конфликтующих сторон. В этой ситуации
"Радио России", естественно, безоговорочно
проводило политическую линию руководства
страны. Согласно исследованиям группы
Российско-Американского пресс-
Важный момент в преобразовании
государственного радиовещания связан
с Указом президента России "О
совершенствовании
Названным Указом президента
«Телерадиокомпания "Останкино"»
была ликвидирована. "Радио России",
оставшееся в составе ВГТРК, Радио-1,
"Маяк", "Юность" и "Орфей"
получили статус общероссийских каналов
с равными льготами и правами
на использование технических
Таким образом, были созданы
единые условия для развития всей
государственной системы
Однако проведенная
Помимо этого важного психологического фактора сыграла свою роль и объективная ситуация в стране: не только недостаточное финансирование электронных масс-медиа, но и почти полное его отсутствие, невнимание государства к такой важнейшей ветви "четвертой власти", как радиовещание, игнорирование того факта, что в стране за долгие годы сложились особая культура восприятия радиопередач, прочный интерес аудитории к радиовещанию, наконец, отсутствие четкой концепции государственного радио, его отношений с властью (интерес к радиовещанию появляется в моменты либо кризисных ситуации, либо выборов или других общенациональных политических кампаний). Смелее откликнулся на требования времени стремительно формировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением возникла качественно новая ситуация, радикально изменившая привычную структуру радиовещания в стране.
После того как в 1991 году было разрешено частное, коммерческое радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны начинается бурный рост негосударственных радиостанции. Если в 1990 году в Москве функционировали всего 3 негосударственные станции, то в 1991 году их стало 10, в 1992 — 21, в 1993 - 27, в 1994 году — 33 станции. В целом же к середине 1994 года государством было выдано более 400 лицензии на независимое телерадиовещание.
На рубеже 80—90-х годов,
естественно, стал заполняться диапазон
УКВ (отечественный стандарт). Это
связано главным образом с
тем, что отечественная
Важная черта развития СМИ на рубеже XX и XXI веков — образование мощных вещательных корпораций: в 1996 году был создан "Медиа-Мост" - мультимедийный холдинг В. Гусинского; в который наряду с НТВ, "НТВ Плюс",: "НТВ Пробит", "НТВ Дизайн", телесетью ТНТ, "Бонум-1" — спутником цифрового вещания, издательским домом "7 дней", различными печатными изданиями входит радио "Эхо Москвы". Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй — сетевых музыкальных станций: "Европа Плюс", "Русское радио", «Радио России "Носталъжи"», "Радио 101" и других, выходящих в FМ-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России и дальнего зарубежья. Примечательно и то, что ряд станций имеет дочерние предприятия, например «Радио "Классика"», начавшее вещание в апреле 1997 года, — дочерний проект '"Русского радио".
Радио по-прежнему играет, важнейшую,
а подчас и ключевую роль в комплексе
независимых средств массовой информации
страны. Это обстоятельство объясняется
рядом причин. Ведь исторически радио
было и остается главным источником
информации, особенно в "глубинке"
России. Именно поэтому оно способно
сыграть важнейшую
радио массовый информация
У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетий — это даже не час, а мгновение.
Тысячу лет назад китайский поэт и ученый Ван Цзюнъкш, чаще именуемый в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Через десять веков присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио в ограниченности, а, следовательно, и в бессмысленности его существования.
«Могильщиков» радио трудно
обвинить в преувеличении. Экспансия
телевидения во всем мире достигла
таких размеров, что возникли сомнения
в правомерности жизни и
К началу 70-х годов наиболее
дальновидные специалисты в разных
странах, главным образом там, где
телевидение удовлетворяло
Каким же образом радио удается сохранить :свою привлекательность в действительно очень трудных для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь правомерно выделить три природных свойства радиовещания, обусловливающих его жизнеспособность:
Информация о работе Возникновение и становление радио как СМИ