Диалогическая речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, реферат

Описание

Диалог (от греч. diбlogos - разговор, беседа) - диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу; 2) функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 21.14 Кб (Скачать документ)

Диалог (от греч. diбlogos - разговор, беседа) - диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу; 2) функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям диалога относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики: "А я откуда знаю?", "Откуда мне знать?", "А я знаю?", "Почему я знаю?" - эквивалентные отрицательному ответу - "Я не знаю".

В диалоге представлены все разновидности  повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; преобладают  предложения с  минимальной синтаксической сложностью, широко используются частицы. В условиях диалога, активизируется взаимодействие синтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловых связей с предшествующим или последующим текстом. Так, роль интонации особенно возрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом (Там холодно. - Там холодно?). В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, направленное взаимодействие реплики с предшествующей при различении сопоставительного вопроса и экспрессивного утверждения. Языковые средства усиливаются жестами и мимикой.

Диалог  предполагает свободное  владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической  речи исходным начальным  этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего  замысла) исходит  ответ второго  собеседника. Это  обеспечивает, между  прочим, возможность  взаимоналожения реплик - один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.

Сам принцип организации  диалогической речи несколько иной, чем  принцип организации  развернутых, монологических форм речи. В ней  с самого начала участвует  фактор, вызывающий нарушение нормального  грамматического  порождения - фактор контекста (ситуации), о котором мы уже  говорили ранее. Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической  речи, можно видеть, что этот фактор в  известном смысле первичен по отношению  к механизму грамматического  порождения, по-види-мому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.

В печатных текстах  каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки. В этом случае кавычки не употребляются, перед  каждой репликой ставится тире, а после  неё — необходимый знак препинания. Например: Я сажусь на скамью.  
 
— Что это вы пели?  
 
— Песню.  
 
— Какую?  
 
— Да, так, песня. Деревенская.  
 
— А вы расскажите мне её.  
 
— Зачем вам?  
 
— Интересно. Городские знаю, а ваших нет. Расскажите, а я запишу (С. Чёрный).  
 
Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставится двоеточие. Например:  
 
Голос, которым он произнёс это, заключал в себе что-то потрясающее, так что заставил вскрикнуть всех в одно время:  
 
-— А кто?  
 
— Это, господа, судыръ мой, не кто другой, как капитан Копейкин! (Н. Гоголь)  
 
Если слова автора сопровождают или разрывают реплику, то ставятся такие же знаки препинания, как и при прямой речи, сопровождаемой или разрываемой словами автора, кроме кавычек:  
 
— Куда же пристать?  
 
— Вот одна пристань, а другая там, дальше где-то, у моста.  
 
— Так пристанем к ближайшей! — сказал кто-то.  
 
— Отчего же к ближайшей? — возразил другой. — Уж заберёмся подальше.  
 
— И здесь хорошо

Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

Например:

- На перевязку  иди.

- Убьют.

- Ползком.

- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).

2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

- Ты кто такой?

- Проходящий... странствующий...

- Ночуешь или  жить?

- Погляжу там... (М. Г.);

- Что у вас в узле, орлы?

- Раки, - ответил неохотно высокий.

- Ого! Где вы их достали?

- Возле плотины (Шол.);

Доля взяла  с меня слово, что я приеду на озеро  летом, когда можно на лодке переплыть  на тот берег.

- А что там?

- Цветы.

- И только?

- Разве этого мало? Цветы! (Сол.).

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения  или отрицания сказанного:

- Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?

- Мои (С. Бар.);

- А Николай Степанычу показывал? - спросил отец.

- Показывал (С. Бар.);

- Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?

- Ничего не надо (Пан.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

- Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто.

- Нравится, - сказала она (Пан.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:

- Чем же вы жить-то будете?

- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.)

и ответами-переспросами:

- Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.

- Предложение? Мне? (Ч.).

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько  тесно связаны друг с другом, что  часто образуют нечто подобное единому  сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное. Например:

- А если во время сева они сломаются?

- Тогда в крайнем случае самодельные изготовим (Г. Ник.).

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные  типы предложений составляют ее, имеет  свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика  создается в процессе непосредственного  общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога  связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие  сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

С точки зрения структурно-грамматической реплики  не однородны: одни из них относительно самостоятельны в своих формах, другие - взаимообусловленны; такое тесное сочетание реплик, представляющее собой структурно-грамматическое объединение, некоторые лингвисты предлагают называть диалогическим единством - термином, явно перекликающимся с «межфразовым единством» (см. § 128). Эта связь определяет и существо данных синтаксических явлений. 

План  курсовой работы

  1. Введение
  2. Понятие эллипсис

Информация о работе Диалогическая речь