Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:11, реферат
Диалог (от греч. diбlogos - разговор, беседа) - диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу; 2) функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Диалог (от греч. diбlogos - разговор, беседа) - диалогическая речь, 1) вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог противопоставляется монологу; 2) функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик. К основным языковым особенностям диалога относятся: обилие вопросительных и побудительных предложений среди стимулирующих реплик, наличие повторов и переспросов в реагирующих репликах, их синтаксическая неполнота, компенсируемая за счёт предыдущего высказывания. Ср. вопросительные реплики: "А я откуда знаю?", "Откуда мне знать?", "А я знаю?", "Почему я знаю?" - эквивалентные отрицательному ответу - "Я не знаю".
В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; преобладают предложения с минимальной синтаксической сложностью, широко используются частицы. В условиях диалога, активизируется взаимодействие синтаксических, лексических, интонационных средств предложения и его смысловых связей с предшествующим или последующим текстом. Так, роль интонации особенно возрастает в предложениях с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом (Там холодно. - Там холодно?). В предложениях с одинаковым строением, лексическим составом и интонацией активизируется роль их смыслового взаимодействия, направленное взаимодействие реплики с предшествующей при различении сопоставительного вопроса и экспрессивного утверждения. Языковые средства усиливаются жестами и мимикой.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В устной диалогической речи исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника. Это обеспечивает, между прочим, возможность взаимоналожения реплик - один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.
Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых, монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения - фактор контекста (ситуации), о котором мы уже говорили ранее. Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-види-мому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
В печатных текстах
каждая реплика диалога обычно начинается
с новой строки. В этом случае
кавычки не употребляются, перед
каждой репликой ставится тире, а после
неё — необходимый знак препинания.
Например: Я сажусь на скамью.
— Что это вы пели?
— Песню.
— Какую?
— Да, так, песня. Деревенская.
— А вы расскажите мне её.
— Зачем вам?
— Интересно. Городские знаю, а ваших нет.
Расскажите, а я запишу (С. Чёрный).
Если перед репликой диалога идут слова
автора, то после них ставится двоеточие.
Например:
Голос, которым он произнёс это, заключал
в себе что-то потрясающее, так что заставил
вскрикнуть всех в одно время:
-— А кто?
— Это, господа, судыръ мой, не кто другой,
как капитан Копейкин! (Н. Гоголь)
Если слова автора сопровождают или разрывают
реплику, то ставятся такие же знаки препинания,
как и при прямой речи, сопровождаемой
или разрываемой словами автора, кроме
кавычек:
— Куда же пристать?
— Вот одна пристань, а другая там, дальше
где-то, у моста.
— Так пристанем к ближайшей! — сказал
кто-то.
— Отчего же к ближайшей? — возразил другой.
— Уж заберёмся подальше.
— И здесь хорошо
Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.
Например:
- На перевязку иди.
- Убьют.
- Ползком.
- Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).
2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.
Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:
- Ты кто такой?
- Проходящий... странствующий...
- Ночуешь или жить?
- Погляжу там... (М. Г.);
- Что у вас в узле, орлы?
- Раки, - ответил неохотно высокий.
- Ого! Где вы их достали?
- Возле плотины (Шол.);
Доля взяла с меня слово, что я приеду на озеро летом, когда можно на лодке переплыть на тот берег.
- А что там?
- Цветы.
- И только?
- Разве этого мало? Цветы! (Сол.).
Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:
- Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?
- Мои (С. Бар.);
- А Николай Степанычу показывал? - спросил отец.
- Показывал (С. Бар.);
- Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?
- Ничего не надо (Пан.).
Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:
- Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто.
- Нравится, - сказала она (Пан.).
И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:
- Чем же вы жить-то будете?
- А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.)
и ответами-переспросами:
- Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
- Предложение? Мне? (Ч.).
Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное. Например:
- А если во время сева они сломаются?
- Тогда в крайнем случае самодельные изготовим (Г. Ник.).
Диалогическая
речь, независимо от того, какие структурные
типы предложений составляют ее, имеет
свои собственные закономерности построения,
вызванные условиями ее формирования
и целевым назначением: каждая реплика
создается в процессе непосредственного
общения и потому имеет двустороннюю
коммуникативную
С точки зрения
структурно-грамматической реплики
не однородны: одни из них относительно
самостоятельны в своих формах, другие
- взаимообусловленны; такое тесное сочетание
реплик, представляющее собой структурно-грамматическое
объединение, некоторые лингвисты предлагают
называть диалогическим единством
- термином, явно перекликающимся с «межфразовым
единством» (см.
§ 128). Эта
связь определяет и существо данных синтаксических
явлений.
План курсовой работы