Джек Лондон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:55, биография

Описание

ЛОНДОН Джек [Jack London, 1876-1916] — североамериканский писатель. Родился в семье обедневшего фермера. Молодые годы писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая школу, он разносит газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный труд вынуждает его скоро бросить фабрику, он становится "устричным пиратом". Ловкость и отвага Лондона побуждают правительственных чиновников завербовать его. Должность полицейского агента однако Лондону не по душе, и в 1893 он уезжает матросом в Японию.

Работа состоит из  1 файл

ЛОНДОН Джек.docx

— 21.68 Кб (Скачать документ)

ЛОНДОН Джек [Jack London, 1876-1916] — североамериканский писатель. Родился  в семье обедневшего фермера. Молодые годы писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая  школу, он разносит газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный  труд вынуждает его скоро бросить  фабрику, он становится "устричным  пиратом". Ловкость и отвага Лондона  побуждают правительственных чиновников завербовать его. Должность полицейского агента однако Лондону не по душе, и  в 1893 он уезжает матросом в Японию. По возвращении работает на джутовой фабрике, электростанции и т. д. К  этому времени относятся первые литературные опыты Лондона: он пишет  мелкие очерки и рассказы (за один из них получил премию от одного еженедельника). В 1894 уходит странствовать с армией безработных ("Армия Келли"), а  с ее распадом становится бродягой, скитается по Соединенным штатам, отбывает наказание в тюрьме. Тюрьма, судебный процесс, который против него был возбужден, годы бродяжничества и марксистская литература обнажили перед Лондоном классовую сущность капиталистического строя. Лондон становится приверженцем социализма, начинает учиться, но с ухудшением положения семьи  вынужден опять приняться за физический труд — работает в прачечной и  т. д. В 1897 уезжает на золотые прииски  на далекий Клондайк; здесь он пишет  серию рассказов о дальнем  севере, которые сразу выдвигают  Лондона в ряды известных писателей. Он становится писателем-профессионалом.

 

 

В 1902 Лондон в Англии, как  корреспондент знакомится с жизнью низов Лондона; эта поездка дала ему материал для книги "Люди бездны" (People of the Abyss). По возвращении в Америку  Лондон читает в разных городах лекции, преимущественно социалистически-пропагандистского  характера, и организует отделы "Общестуденческого  общества". В 1907 писатель предпринимает  кругосветное путешествие. К этому  времени, благодаря большим литературным гонорарам, Лондон становится состоятельным  человеком. Перед смертью Лондон вышел из социалистической партии Америки, главным образом из-за ее протеста против войны. Лондон был крайне посредственным политическим деятелем, и его социализм  насквозь мелкобуржуазен с наслоениями  индивидуалистического анархизма. Наиболее обширная биография писателя написана его женой Чармиан Лондон ("Жизнь Джека Лондона"), извратившей  и "подкрасившей" общественное лицо Лондона, переродившегося в буржуазного  писателя.

 

 

Первыми произведениями Лондона, вышедшими отдельными изданиями, были сборники новелл: "Северная Одиссея" [1900], "Бог его отцов" [1901], "Дети мороза" [1902] и роман "Дочь снегов" [1902]. Они изображают приключения, жизнь  и быт американцев-золотоискателей  на дальнем севере. Яркая идеализация  этой жизни и противопоставление ее спокойствию, тупости и ограниченности остального буржуазного общества —  характерная черта, объединяющая перечисленные  сборники. На первом плане — сильная  личность и ее борьба с природой, борьба, в которой индивидуальность закаляется, теряет свою мещанскую  ограниченность, возрождаясь физически  и духовно. Значительное место в  этих произведениях занимают столкновения белых с туземцами-индейцами. Лондон подходит к этой проблеме как идеолог  белого поработителя: он хотя и видит  иногда хищническую политику белого по отношению к туземцам, но увлечен  его мощью. И туземцев писатель рассматривает лишь как массу, аналогичную природной стихии, с которой сильная буржуазная личность ведет борьбу.

 

 

Все эти темы и мотивы характерны и для последующих произведений Лондона. Писатель в одно и то же время работал над различными темами (например в период 1907-1909 он пишет: авантюрно-бродяжническую повесть "Дорога", социалистический роман "Железная пята" и ярко-индивидуалистический автобиографический роман "Мартин Идэн"). Наиболее ярки в социальном отношении романы и  новеллы Лондона, тематически связанные  с жизнью и бытом американской городской мелкой буржуазии, идущей к пролетаризации ("Лунная долина", "Игра" и мн. др.). На фоне этой мещанской  среды, из ее недр выделяется герой  — сильная личность, недовольная  своим угнетенным положением в окружающем капиталистическом обществе (молодой  возчик в "Лунной долине", матрос в "Мартине Идэне", цирковой борец  в "Игре" и т. д.). Все они охвачены жаждой подняться на вершины капиталистической  лестницы. Характерна уже самая социальная среда, куда стремятся проникнуть герои  Лондона. Они тянутся либо к умственному  труду ("Мартин Идэн"), где легче  всего проявить свои личные дарования  и достигнуть буржуазного благополучия, либо к труду земледельческому. Ради последнего герой "Лунной долины" оставляет город, возрождая традиции фермеров-отцов, поглощенных капиталистическим  городом; героев Лондона наконец  привлекает буржуазно-культурная обеспеченная жизнь в самом городе ("Игра"). Но в условиях капиталистического общества эти попытки выбраться из подавленной  мелкомещанской среды в более  независимые слои чаще кончаются  разочарованием и гибелью. Герой "Игры" погибает накануне осуществления своих  замыслов; Мартин Идэн разочаровывается в том идеале, к которому он стремился, и кончает жизнь самоубийством. Желаемая цель достигается лишь путем  отрыва от реальных условий. Конец "Лунной долины" полон вымысла и насквозь идеализирован. Взоры героев-искателей  устремляются прежде всего в колониальные страны, где осталась еще широкая  возможность к накоплению, где  личная сила, предприимчивость имеют  гораздо больше значения, нежели в  обществе с высоко развитыми капиталистическими отношениями. Здесь Лондон выступает  как апологет захватнических тенденций  Америки идеализируя и романтизируя хищничество империалистов. Писатель выступает как идеолог носителей  капитализма в колонии. Он показывает, как в борьбе с природной стихией, с дикарями-туземцами индивидуальная сила и способности героя находят  свое полное применение. Писатель сильно идеализирует своих героев и на золотых  приисках северного Клондайка и  на полудиких островах Великого океана и т. п.

 

 

С такой же идеализацией и  воодушевлением он изображает и безграничные океаны с их полудикими островами (сборники новелл "Когда боги смеются", "Сказки южных морей", "Островные рассказы" и др.; романы: "Морской волк", "Приключение", "Сын солнца", "Мятеж на Эльсиноре" и др.), куда устремляются предприимчивые герои. Социальную сущность этой категории  персонажей характеризует роман "Приключение", где они показаны как "младшие  сыновья" капиталистической семьи, которым тесно на родине и которые, как об этом говорится в английской песенке, стремятся "обрести" свой очаг и "седло" в колониях, эксплоатируя и подчиняя себе туземцев-рабов. Чтобы  оправдать эксплоатацию, Лондон целиком  принимает империалистическую философию господства личной силы и признания физического, умственного, расового, имущественного и т. п. неравенства людей, разделение их на "господ, погонщиков-рабов и рабов". Этот цикл произведений Лондона богат также зарисовками отдельных ярких человеческих характеров, сложившихся в условиях борьбы с природой и обществом (тип "морского волка"), ловких, сильных колониальных дельцов (тип "сына солнца").

 

 

Следующая небольшая группа произведений Лондона изображает все  тех же героев, но уже достигших  более высокого материально-культурного  уровня и стремящихся лишь приумножать  богатства и наслаждаться благами  жизни ("Маленькая хозяйка большого дома", отчасти "Островные рассказы" и др.). "Маленькая хозяйка" является подлинной апологетикой капиталиста-дельца, в образе предпринимателя Дика Фореста. Лондон восхваляет его умение вести  крупное предприятие и т. п. Подобного  рода идеализацию можно наблюдать  и в романе "Сын солнца" и  др. Непосредственная борьба с природной  стихией и обществом в обрисовке  этих образов не играет существенной роли; она переносится в "форгешихте" героя. Основными же мотивами произведений, с одной стороны, являются мотивы крупного капиталистического делячества и предпринимательства, с другой — "мирной жизни": любовь, устройство дома, спорт и т. д. Этими гранями  творчество Лондона тесно соприкасается  с огромнейшей лит-рой самодовольного обеспеченного мещанства. Это естественно, так как верхи мещанства —  это социальная прослойка, к которой  после всех мытарств, борьбы, исканий  и т. д. скатывались в конце-концов "сильные личности". Другого  пути для поднимающегося с мещанских  низов предпринимателя-собственника нет. Однако Лондон — певец не только радости, достижений и довольства, но и разочарования ("Мартин Идэн") — не мог не искать и другого  выхода для своих "сильных личностей". Эти поиски других путей имели  корни в социальной действительности. Неустойчивое положение американской мелкой буржуазии конца XIX и начала XX веков, надежды выбиться вверх, порождаемые  быстрым общим подъемом капитализма  в Америке, с одной стороны, и  усиливающееся поглощение мелкой буржуазии  крупным капиталом, ее пролетаризация — с другой, — все это порождало  наряду с идеализацией личного успеха, силы, наряду с теорией неравенства  людей, наряду с апологетикой капитализма  также и известную склонность к восприятию социалистических теорий, лозунгов классовой борьбы и революционного преобразования капиталистического общества. Лондону принадлежит также ряд  произведений, посвященных пропаганде социализма. Наиболее ярким из них (если не считать ядра мелких очерков и  статей) является роман "Железная пята".

 

 

Лондон — автор также  ряда чисто автобиографических очерков, как "Путешествие на Снарке", антиалкогольный  роман, "Джон Барлейкорн", "Приключения  рыбачьего патруля" и мн. др. Лондону  принадлежит ряд повестей и рассказов, изображающих животных, гл. обр. собак ("Белый клык", "Джерри", "Майкл" и др.). Во всех этих произведениях  доминируют те же мотивы личной силы, исключительности героя и т. д., к-рые характерны для всего творчества Лондона  в целом. Мотивы дикой силы первобытного естественного состояния человека выступают в ряде фантастических произведений Лондона ("До Адама", "Алая чума" и др.). Мотивы силы воли, способной к самоотречению, способной противостоять всякому  страданию тела, — в повести  "Куртка" (The Jacket). Последняя, наряду с общим для Лондона прославлением превосходства белого человека и веры в бессмертие человеческого рода, характеризует Лондона как мистика, уходящего от реалистического изображения в мир мечты и фантазии.

 

 

Лондон написал и ряд  брошюр, статей и публицистических очерков, преимущественно популярно-социалистического  характера. Наиболее интересные из них: "Революция", "Борьба классов", "Как я стал социалистом" и  др. В некоторых статьях литературно-критического характера Лондон преклоняется перед  художественным талантом М. Горького.

 

 

По собственному признанию  Лондон писал многие свои произведения наспех, нередко по заказу буржуазных издательств, с целью получения  солидных гонораров. Так например был  написан специально как своеобразный сценарий роман "Сердца трех", полный фантастики и мистики — элементов, также не чуждых и другим произведениям  Лондона, но зато с богатейшей сюжетной конструкцией. Лондон за небольшой  сравнительно период написал свыше 30 томов литературных произведений, очень неравноценных по качеству. Среди них наряду с высокохудожественными  произведениями есть целый ряд слабых, недоделанных вещей и отдельных  глав. Нередки у Лондона повторения, копирование собственных образов  и сюжетов, недоработка отдельных  характеров и т. д.

 

 

Критическая лит-ра о Лондоне  крайне немногочисленна и затрагивает  преимущественно лишь биографию  писателя. Наиболее правильную характеристику творчества Лондона дал В. М. Фриче  в "Очерках развития западных литератур" (3-е и послед. издания). Фриче правильно  отметил между прочим и художественную слабость социалистических моментов в  творчестве Лондона: "Публицистическая стихия, — пишет он, — подавляет  здесь художественное творчество... Лондон был кровно и духовно связан с совсем другой социальной средой, чем рабочий класс, а именно —  с деклассированными и пауперизованными слоями американского фермерства и  мещанства, в силу чего он создавал, как живые, фигуры одиночек, людей  примитивно-чувствующих и примитивно мыслящих, социально неспаянных, далеких  от всякого социального дела, но вместе с тем крепких, рвущихся прежде всего к обогащению" (страница 231). Этой основной черты героев Лондона  — стремления к обогащению —  не замечает Ф. Юнг, апологетически изображая  Лондона как подлинного "поэта  рабочего класса". Вообще подход Ф. Юнга к творчеству Лондона — поверхностный  и некритический. Ошибочно трактует проблему "натурромантизма" Лондона  и И. Ма?ца ("Литературара и пролетариат  на Западе"), представляя "натурромантизм" Лондона как своего рода "бегство  назад, к более естественным формам жизни", что "имеет свои традиции в классовой борьбе рабочего класса" (стр. 56). Творческий путь Лондона шел, по мнению Ма?ца, от отсталых слоев пролетариата с его натурромантическими традициями "в ряды мелкобуржуазной интеллигенции, а отсюда „назад“ к пролетариату". Буржуазно-хищнические стороны творчества Лондона, наиболее для него характерные, И. Ма?ца совершенно игнорирует. Вводные  статьи П. Когана и П. Губера к изданиям сочинений Лондона ("ЗИФ" и Гиз) дают лишь биографические данные (часто ошибочные, взятые из книги Чармиан Лондон), не вскрывая конкретных классовых корней творчества Лондона.


Информация о работе Джек Лондон