Фонетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:58, доклад

Описание

Фонетика (от греч. Phone - звук, голос) – наука о звуковом строе языка. Подобно тому, как языкознание подразделяется на общее и частное, подразделяются и дисциплины, изучающие разные стороны языка – его звуковой строй, лексику, грамматику и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Фонетика.docx

— 19.24 Кб (Скачать документ)

Фонетика (от греч. Phone  -  звук, голос) – наука о звуковом строе языка. Подобно тому, как языкознание подразделяется на общее и частное, подразделяются и дисциплины, изучающие разные стороны языка – его звуковой строй, лексику, грамматику и т.д. 

Предметом введения в языкознание является общая  фонетика. Круг ее вопросов достаточно широк. Она изучает: 1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека; 2) акустические особенности звуковых единиц; 3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме); 4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи;  5) природу слога и законы слогоделения; 6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова; 7) интонацию как средство организации фразовых единиц;  8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).

В частной фонетике все указанные проблемы рассматриваются  применительно к тому или иному  конкретному языку. Соответственно различают, к  примеру, фонетику современного русского языка, историческую фонетику испанского (киргизского, английского) языка и т.п.

 Нередко особо  выделяют также экспериментальную  фонетику, строящуюся на широком  использовании специальной звукозаписывающей  аппаратуры. Но здесь правильнее  было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном  методе в фонетике (методы палатограмм, кимографической, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.).  В последние годы удалось разработать специальную методику синтеза речи, с помощью которой создаются речеподобные звуки искусственным путем, без участия человека.

 Какое место  в ряду лингвистических дисциплин  занимает фонетика? Этот вопрос  получал в языкознании различное  решение. Одни рассматривали фонетику  как часть грамматики, другие  – как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше  оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

 Изучение фонетики  имеет большое теоретическое  и практическое значение. Теоретическое  значение состоит уже в том,  что фонетико-фонологический ярус  является базовым ярусом языка,  своего рода основанием, на котором  зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения  овеществлены в звуках. Следовательно,  без изучения фонетики невозможно  изучение ни лексического, ни  грамматического строя языка.

Изучение фонетики в ее фонологическом аспекте закладывает  основы формирования научного мировоззрения  филолога, будучи «опытным полем языкознания» [15, с. 4]. Фонетика «учит молодого филолога понимать, что язык – единая, стройная, умная, внутренне согласованная  целостность. Закономерности языка проще понять на фонетике, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики» [15, с.

  Практическое  значение фонетики неоспоримо. Ее  достижения используются в самых  различных областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и  в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

в решении ряда технических  задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике – для разработки проблем автоматизации управления производственными процессами при  помощи речевых команд и т.п. 

Понятие о звуке  речи.Основные характеристики звуков речи. 
 

Понятие звука речи. Три  стороны звука  речи. 

Как чисто акустическое явление звук – это результат  колебаний звучащего физического  тела в среде, передающей эти колебания  органам слуха. При этом звук обладает следующими физическими (= физическими) характеристиками:

 а) высотой  – частота колебаний

 б) силой –  амплитуда колебаний

 в) тембром  - дополнительные частоты, обертона

 г) длительностью  – общее время звучания.

 В таком качестве  звук способны производить различные  объекты и человек. Чтобы стать  звуком речи, звук как акустическое  явление должен быть произведен  органами речи (артикуляции) человека  и являться частью фонологической  системы того или иного языка.

 Следовательно,  звук речи обладает следующими  сторонами:

 А) акустической = физической

 Б) артикуляционной  = физиологической

 В) функциональной = социальной 

 Наука, которая  изучает первые две стороны  – это фонетика, а функциональную  сторону изучает фонология. Фонология  – это наука о сочетаемости, комбинаторности звуков, их взаимовлиянии и видоизменениях, и их дистрибуции.

 Фонетика как  термин означает:

1) науку, которая  изучает фонематический уровень  языка, т.е. звуковой строй языка.

2) сам фонематический  уровень.

 Фонетика как  наука – это раздел языкознания,  который изучает звуковые единицы  языка с точки зрения их  акустических и артикуляционных  свойств; законы, по которым они  образуются и правила функционирования  в языках мира.

 Фонетика как  наука делится на:

- общую и частную

- теоретическую  и практическую

-синхроническую  и диахроническую

 Как отдельная отрасль языкознания фонетика выделилась в нач. 20 в. и связана с деятельностью Ф. де Соссюра, И. А. Бодуэна де Куртене, Л. В. Щербы, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона и др.

 Подразделами  фонетики являются такие дисциплины  как интология (наука об интонации и ее компонентах) и акцентология (наука об ударении). 

Фонетика как уровень

 Фонематический  уровень языка представляет собой  совокупность звуковых единиц, который  делятся на 2 группы:

1) сегментные единицы  (линейные) – звуковые единицы,  которые следуют в речи одна  за другой 

2) суперсегментные  единицы (нелинейные) – существующие  только на базе линейных, т.е. ударение и интонация.

 Базовые единицы  служат основой для образования  более крупных единиц фонематического  уровня на основе использования  интонации и ударения. К числу  более крупных единиц данного  уровня относятся: слог, фонетическое  слово, речевой такт (синтагма) и  фонетическая фраза.

 Фонетическая  фраза – наиболее протяженный  отрезок речевой цепи, границы  которой определяются законченностью  сообщения, резким понижением  голоса и значительной паузой.

 Фонетическая  фраза может делиться на синтагмы  – слово или группы слов, объединенных  одним ударением, и являющихся  относительно законченными в  смысловом и грамматическом отношениях.

 Синтагма обычно  состоит из фонетических слов  – объединений 1 знаменательного и нескольких служебных слов под одним общим ударением.

 Слог – наименьшая  артикуляционная единица, состоящая  из гласного и согласных линейных  единиц в различных сочетаниях.

 Фонема как  термин для звуковой единицы  языка был введен в науку  в 70-е годы 19 в. для различения общего понятия и реально произносимого звука. В настоящее время существуют две различающиеся трактовки понятия фонемы.

1) Петербургская  фонологическая школа

 Фонема – это  звуковой тип, т.е. самостоятельная  единица, которая состоит из  основного и неосновных оттенков, дифференциальных и недифференциальных  признаков, которые помогают распознать  фонему в любом фонетическом  окружении. 

 2) Московская фонологическая школа

 Фонема – единица  фонетического уровня, которая выделяется  только в составе морфем, т.е.  единиц более высокого уровня. Эта единица помогает различать слова и грамматические формы слов. 

Основные  характеристики звуков речи 

Акустические характеристики речи

 Произносительный  аппарат человека является весьма  сложной и довольно совершенной  акустической системой, возникшей  в итоге длительной биологической  эволюции.

     Речевые  сигналы акустически представляют  собой распространяемые в воздушной  среде сложные по своей структуре  звуковые колебания, которые характеризуются  в отношении их частоты (числа  колебаний в секунду), интенсивности  (амплитуды колебаний) и длительности. Все эти характеристики подвержены  изменениям на протяжении одного  речевого сигнала. Они могут  быть зафиксированы и измерены  посредством специальных электронно-акустических  приборов (прежде всего осциллографа  и спектрографа; ниже Вы увидите  "картинки", на которых изображены  данные спектрографического и  осциллографического анализа).

     Источниками  возникновения речевых звуков  в артикуляторном тракте человека  являются:

 периодические  модуляции посредством колеблющихся  голосовых связок воздушного  потока, подаваемого из лёгких (голосовой  источник);

 турбулентные  завихрения воздушного потока  в сужениях произноситтельного тракта (шумовой, или вихревой, источник);

 скачкообразное  изменение давления воздуха в  артикуляторном тракте при резком  раскрытии смычки (взрывной, или  импульсный, источник).

     Голосовой  источник лежит в основе образования  гласных и сонорных ([a], [i], [u]; [l], [r]). Шумовому источнику обязаны своим происхождением глухие щелевые ([f], [s], [x]) и глухие аффрикаты ([ts]), импульсному источнику -- глухие взрывные ([p], [t], [k]). Звонкие щелевые и звонкие аффрикаты возникают благодаря взаимной работе голосового и шумового источников ([v], [z]; [dz]). Взаимодействие голосового и импульсного источников приводит к образованию звонких взрывных ([b], [d], [g]).

     На следующем этапе возбуждённый речевой звук  модифицируется в отношении своего частотного состава в акустическомфильтре, который образуют активные и пассивные артикуляторные органы (голосовые связки, задняя стенка полости зёва, надгортанник, нёбная занавеска вместе с язычком, язык, губы, зубы, альвеолы, нёбо) и система резонаторов (полость гортани, полость зёва, носовая полость, полость рта, а также полость, образуемая в пространстве между губами и зубами)

Артикуляционные и  перцептивные характеристики речи 

Наиболее активная роль при этом принадлежит языку(lingua), который может:

* быть распластанным  или сжиматься в комок, 

* продвигаться вперёд  или отодвигаться назад, 

* подниматься вверх  в переднем или заднем направлении, 

* не мешать выходу  воздушной струи либо создавать  на её пути полную или частичную  преграду,

*  вибрировать  или просто совершать хлопок  по пассивному артикулятору.

Далее, язык (условно  выделяют его переднюю, вместе с  кончиком, среднюю и заднюю части  спинки) может 

прижиматься или  лишь приближаться:

* к верхней губе,

* к нижним или  верхним зубам, 

* к альвеолам, 

* к твёрдому или  мягкому нёбу.  

   Губы (labia) способны смыкаться или создавать отверстия различного рода, оставаясь нейтральными, выдвигаясь вперёд, округляясь или растягивясь.

     Язычок (uvula) может прижиматься или приближаться к спинке языка, а также вибрировать.

     Нёбная  занавеска (velum palati) либо закрывает доступ воздушной струи в носовую полость, либо открывает ей путь.

     Задняя  стенка зёва (pharynx) может приближаться к корню языка.

Информация о работе Фонетика