Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 11:28, контрольная работа

Описание

1. Подберите к словам из первой группы слова из второй группы:
1. перехОдный 1. колбаса 2. развитАя 2. звук 3. языковОй 3. человек
4. призывнОй 4. промышленность. 5 характЕрный 5. период 6. языкОвая 6. факт
7. развИтая 7. деятельность 8. харАктерный 8. возраст 9. переходнОй 9. поступок
10. призЫвный 10. веревка 11. рАзвитая 11. мост

Работа состоит из  1 файл

_Rus_yaz.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

 

1. Подберите  к словам из первой группы  слова из второй группы:

1.    перехОдный

1.   колбаса

2.    развитАя

2.   звук

3.    языковОй

3.   человек

4.    призывнОй

4.   промышленность.

5     характЕрный

5.   период

6.    языкОвая

6.   факт

7.    развИтая

7.   деятельность

8.    харАктерный

8.   возраст

9.    переходнОй

9.   поступок

10.  призЫвный

10. веревка

11.  рАзвитая

11. мост


Ответ:

  1. перехОдный период
  2. развитАя промышленность 
  3. языковОй факт
  4. призывнОй возраст
  5. характЕрный поступок
  6. языкОвая колбаса
  7. развИтая верёвка
  8. харАктерный человек
  9. переходнОй мост
  10. призЫвный звук
  11. рАзвитая деятельность

 

2. В каких  предложениях ударение поставлено  неверно?

  1. ДжИнсовый костюм очень удобен.
  2. Ты рисуешь красивЕе, чем я предполагал.
  3. УкрАинский борщ невозможно сварить без свеклы.
  4. Мне было рекомендовано пить слИвовый сок.
  5. Вечером он позвонИт, чтобы договориться о встрече.

Ответ: ДжИнсовый костюм очень удобен. (джинсОвый)

Ты рисуешь красивЕе, чем я предполагал. (красИвее)

Мне было рекомендовано  пить слИвовый сок. ( сливОвый)

 

3. Перечислите  слова, в которых возможны два  варианта ударения (в зависимости  от значения):

  1. вероисповедание
  2. августовский
  3. кухонный
  4. квартал
  5. тефтели
  6. баловать
  7. броня

Ответ: тефтели, броня.

 

4. В каких словах буквосочетание ЧН необходимо произносить как [ШН] вместо орфографического [ЧН]:

  1. алчный
  2. обычно
  3. беспечный
  4. Ильинична
  5. скучно
  6. яичница
  7. нарочно

Ответ: Ильинична, скучно, яичница, нарочно.

 

 

5. В каких  словах допущены ошибки в произношении согласных звуков:

  1. э[н']ергия
  2. ка[т']ет
  3. [дэ]канат
  4. к[р']едо
  5. с[тэ]нд

Ответ: энергия, кредо, деканат

 

6. Подвижным  ударением называется ударение, которое

  1. в различных формах слова падает на одну и ту же часть слова;
  2. может падать на любой слог;
  3. меняет свое место в различных формах одного слова.

Ответ: может падать на любой слог.

 

7. Выберите  правильный вариант:

1. а) шофёры

б) шофера

2. а) срЕдства

б) средствА

3. а) цехи

б) цеха

4. а) лагери

б) лагеря

5 а) докторы

б) доктора


Ответ: шофёры, срЕдства, цехи и цеха, лагери и лагеря,  доктора.

 

8. Подберите  к следующим терминам соответствующие  им определения:

1. Омонимы

1. Новые слова и  выражения, созданные для обозначения  новых предметов или для выражения  новых понятий

2. Паронимы

2. Избитые выражения  с потускневшим значением

3. Антонимы

3. Принятые в профессиональной  группе людей просторечные синонимы  терминов

4. Синонимы

4. Слова, близкие по  звучанию, но разные по значению

5. Неологизмы

5. Слова с противоположным  значением

6. Клише

6. Слова, одинаковые  по звучанию (написанию), но разные по значению

7. Штампы

7. Слова, различные  по звучанию (написанию), но близкие  или схожие по значению

8. Историзмы

8. Слова, которые называют  реалии, еще существующие, но по  каким-то причинам вытесненные  из активного словаря

9.  Архаизмы

9. Стереотипные выражения,  шаблонные фразы

10.Профессионализмы

10. Слова, которые называют  уже несуществующие реалии и  поэтому вытеснены из активного  употребления


Ответ:

  1. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию (написанию), но разные по значению (6)
  2. Паронимы – слова, близкие по звучанию, но разные по значению. (4)
  3. Антонимы – слова с противоположным значением. (5)
  4. Синонимы – слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или схожие па  значению. (7)
  5. Неологизмы – новые слова и выражения, созданные для обозначения новых предметов или для выражения новых понятий. (1)
  6. Клише – стереотипные выражения, шаблонные фразы. (9)
  7. Штампы – избитые выражения с потускневшим значением. (2)
  8. Историзмы – слова, которые называют уже несуществующие реалии и поэтому вытеснены из активного употребления. (10)
  9. Архаизмы – слова, которые называют реалии, еще существующие, но по каким-то причинам вытесненные из активного словаря (8)
  10. Профессионализмы – принятые в профессиональной группе людей просторечные синонимы терминов. (3)

 

9. Укажите случаи  смешения паронимов:

  1. гостиница для командировочных
  2. вздохнуть с облегчением
  3. дефективные купюры
  4. другая альтернатива

Ответ: гостиница для командировочных, дефективные купюры.

 

10. Определите, что имеется в словосочетаниях:  плеоназм или тавтология?

  1. коренной абориген
  2. главные и основные вопросы
  3. приближаться ближе
  4. яснее ясного
  5. свободная вакансия

Ответ.

Плеоназм: коренной абориген, главные и основные вопросы, свободная  вакансия.

Тавтология: приближаться ближе, яснее ясного.

 

11. Какая ошибка допущена в предложении?

Предлагаем полное излечение  алкоголиков и других заболеваний

  1. нарушение лексической сочетаемости
  2. лексическая неполнота высказывания
  3. употребление слова в несвойственном ему значении

Ответ: употребление слова в несвойственном ему значении.

 

12. Какие слова имеют  отрицательную эмоциональную окраску?

  1. Подвиги
  2. Преступления
  3. Деляги
  4. Труженики
  5. Расправиться
  6. Ограбление
  7. Сборище
  8. Содружество
  9. Проделки
  10. Сотрудничество
  11. Ответ: преступления, деляги, расправиться, ограбление, проделки, сборище

 

 

13. Перечислите  случаи нарушения лексической  сочетаемости:

  1. Хороший руководитель должен показывать образец своим подчиненным.
  2. Необходимо уделять внимание развитию спорта.
  3. Очень нелегко оказать дружбу невоспитанному человеку.
  4. В колхозе за прошедший год возведено три курятника.
  5. Чтобы достичь успеха, человек должен постоянно работать над собой.

Ответ: 1, 3, 4.

 

14. Подберите  к данным определениям соответствующие  слова из списка:

  1. Совокупность действий, правил для решения данной задачи
  2. Человеконенавистник
  3. Повторное проявление чего-либо
  4. Противник прогресса
  5. Обращаться с кем-нибудь пренебрежительно, свысока

 

  1. Третировать; 2. Феномен; 3. Сентенция; 4. Рецидив; 5. Мизантроп; 6. Мезальянс;                7. Эпатировать; 8. Алгоритм; 9. Ретроград.

Ответ:

Алгоритм – Совокупность действий, правил для решения данной задачи.

Мизантроп – Человеконенавистник.

Рецидив – Повторное проявление чего-либо.

Ретроград – Противник прогресса.

Третировать – Обращаться с кем-нибудь пренебрежительно, свысока.

 

15. Найдите  слова с орфографическими ошибками:

1. аппендецит

2. балласт

3. геноцид

4. воссшествие

5. аккумулятор

6. аннулировать

7. генеология

8. аплодисменты

9. вегетарианец

10. бюллетень

Ответ: аппендицит, восшествие, генеалогия.

 

16. Что такое  контаминация?

  1. Изменение значения фразеологизма.
  2. Выражение, содержащее однозначные слова.
  3. Смешение двух фразеологических оборотов.

Ответ: контаминация – это смешение двух фразеологических оборотов.

 

17. Укажите  ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных:

 

  1. килограмм
  2. апельсинов
  3. ребенков
  4. сапог
  5. шофёров

Ответ: 1. килограмм (правильно – килограммов), 3. ребёнков (правильно – детей). 

 

18. В каких  предложениях допущены грамматические  ошибки?

  1. Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру.
  2. Зубы у волка острые и большие.
  3. Событие не требует никаких комментарий.
  4. В буфете продавались пирожки с повидлом.
  5. О Джек Лондоне я узнал еще в раннем детстве.

Ответ:

1. Я приближаюсь, будто подстреленное кенгуру.

3. Событие не требует никаких комментарий.

5. О Джек Лондоне я узнал еще в раннем детстве.

 

19. Определите  род существительных:

  1. Какаду – м.р
  2. ВИА – нескл., м.р. (вокально-инструментальный ансамбль)
  3. Жабо – ср.р
  4. Фасоль – ж.р.
  5. Такси – ср.р.
  6. Алиби – ср.р.
  7. ГАИ – неизм., ж.р. (государственная автомобильная инспекция)
  8. Визави – в первом случае это наречие и тогда нет рода, во втором существительное и тогда м.р и ж.р.
  9. МИД – нескл., м.р. (министерство иностранных дел)
  10. Какао – ср.р.

 

20.  Просклоняйте  числительные:

  1. Четыре тысячи восемьдесят второй
  2. Пятьсот семьдесят шесть

Ответ:

  1. Четыре тысячи восемьдесят второй

И.п. четыре тысячи восемьдесят второй

Р.п. четыре тысячи восемьдесят второго

Д.п. четыре тысячи восемьдесят второму

В.п. четыре тысячи восемьдесят второй

Т.п. четыре тысячи восемьдесят вторым

П.п. четыре тысячи восемьдесят втором.

  1. Пятьсот семьдесят шесть

И.п. пятьсот семьдесят шесть

Р.п. пятисот семидесяти шести

Д.п. пятистам семидесяти шести

В.п. пятьсот семьдесят шесть

Т.п. пятьюстами семьюдесятью шестью

П.п. пятистах семидесяти шести.

 

21. Исправьте  допущенные в словах речевые ошибки:

  1. Светильник подвешен над диваном и очень красивый.
  2. Проект гостиницы в центре города спроектирован молодым архитектором.
  3. Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.
  4. Товарищи оказали мне плохую медвежью услугу.
  5. Будучи проездом в провинциальном городе известного профессора, пригласили посетить местный университет.
  6. Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
  7. Этот человек произвел на меня большое воздействие.
  8. Всегда и во всем надо понимать меру.
  9. Я согласился на это скрипя сердцем.
  10. Устав после занятий, мне не читалось

Ответ:

  1. Очень красивый светильник установлен над диваном.
  2. Проект гостиницы в центре города был создан молодым архитектором.
  3. Несмотря на усилия репетиторов, мальчик учился плохо.
  4. Товарищи оказали мне медвежью услугу.
  5. Известного профессора, который был проездом в провинциальном городе, пригласили посетить местный университет.
  6. Дипломник вовремя представил руководителю свою работу.
  7. Этот человек произвел на меня большое влияние.
  8. Всегда и во всем надо знать меру.
  9. Я согласился на это скрепя сердце.
  10. Я устал после занятий, мне не читалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

Ожегов С.И. Словарь  русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО Издательство «Оникс»: ООО Издательство «Мир и Образование», 2010. – 1200 с.

Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку и культуре речи"