Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:59, реферат
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
Культура XIX и XX веков
и её отражение в Западной
философской мысли.
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.
Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Особенностями классической философии XIX века является:
-вера (культ)
в разум (под которым
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс
-вера в человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).
-убеждение
в том, что в человеке всё
может быть познано, признаны
и познаны общечеловеческие
А идейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом «не делали погоды».
С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».
Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:
Все эти
изменения не могли не найти своего
отражения в философских
И, прежде всего это новое проявляется в отношении к рационализму:
Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:
-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике
-с другой
- создание новых течений,
Психоанализ Зигмунда
Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция,
возводящая Марксистская
философия.
Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.
Создателями
диалектического и
-Карл Маркс (1818 - 1883)
-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)
Учение Марксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма.
Возникнув
в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим
выражением кризиса классического
капитализма, отразил политические
цели и интересы поднимающегося пролетариата.
(Это политические предпосылки возникновения
марксизма).
Теоретическими источниками марксизма явились:
-Немецкая классическая философия
-Английская политическая экономия
Французский
утопический социализм
Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:открытие клеточного строения всего живого мира
-учение
Ч. Дарвина о происхождении
и развитии животных и
-открытие
закона сохранения и
Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для научной критики всех предшествующих теорий
-так и
для создания нового, более развитого
учения, являющегося обобщением
опыта всей общественно-
Новизна
философских идей
марксизма.
Вся история человечества разделена ими на две крупные эпохи:
1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен.
2-ая -
«подлинная» история человечества (где
человек будет истинно свободен) и она
будет твориться людьми сознательно.
Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека.
Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:
-с помощью
сознания человек формирует
-«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»);
- «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».
Для того чтобы реализовать своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в историю.
Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.
-перенося
принципы действия психических
механизмов на общество в
В целом
учение З. Фрейда носит иррациональный
характер, хотя сам он себя продолжателем
традиций рационализма, ибо стремился
научно объяснить поведение людей и мотивы
действий отдельного человека, заботясь
именно о нём, а не о массе.
Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.
-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.
-Райх создаёт
фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика
приобретает экономическую окраску.
-стремление
освободить философское
-достигнуть
в области философского
-выявить
предельные параметры познания,
изначальные основы
Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.
Герменевтика
зародилась в античности и прошла
свой путь исторического развития от
искусства и теории истолкования
текстов до «свободной» герменевтики,
не ограниченной предметом, границами
смысла текста.
-основоположником «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.
-В 20 веке
Герменевтика оформляется в
Информация о работе Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли