Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 15:59, реферат

Описание

Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (6)432.doc

— 55.00 Кб (Скачать документ)

  Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли. 

  «Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.

  Образ эпохи  схватывается совокупной мыслью (которой  и выступает философия) в форме  основополагающих принципов и идей.

  Философия XX века включает в себя огромное многообразие направлений, течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как  продолжающие традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм) так и совершенно новые течения.

  Противоборство и взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержание духовной мысли XX века.

  Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.

  Особенностями классической философии XIX века является:

  -вера (культ)  в разум (под которым понималась  не только мыслительная деятельность  человека, но и внутренняя разумность  природы, истории)

  -вера в  рациональное познание, в науку  и прогресс

  -вера в  человека и его неограниченные возможности («Знание - сила»).

  -убеждение  в том, что в человеке всё  может быть познано, признаны  и познаны общечеловеческие идеалы  и принципы. 

  А идейные  течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящие рационализму в целом  «не делали погоды».

  С середины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения, связанные  с переходом капитализма в  его новую фазу «империализм».

  Особенно  остро эти изменения происходят в первой половине XX века:

  1. Общество:
 
  
  • Мировые кризисы  и непрекращающиеся войны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое, ядерное)
  • Внутренние социальные противоречия в отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял миру капитализма.
  • В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря: мир социализма и мир капитализма.

  Все эти  изменения не могли не найти своего отражения в философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность  в новых неклассических типах  философствования.

  И, прежде всего  это новое проявляется в отношении к рационализму:

  1. Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили не разума волю.
  2. В концепциях Бергсона рациональному познанию противопоставлялась интуиция, как способ постижения мира.
  3. Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод разума) к комплексам ощущений.
  4. Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное), которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для него ценность.

  Т.о. на место  рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).

  Т.о. связь  философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:

  -с одной  стороны - стремление придать новую жизнь классике

  -с другой - создание новых течений, критикующих  классическую философию.

   
Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) - философская концепция, возводящая Марксистская философия.
 

  Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.

  Создателями диалектического и исторического  материализма были:

  -Карл Маркс  (1818 - 1883)

  -Фридрих  Энгельс (1820 - 1895)

  Учение Марксизма  означало конец прежней натурфилософии и определило новую, более высокую форму материализма.

  Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим  выражением кризиса классического  капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки возникновения марксизма). 

  Теоретическими  источниками марксизма  явились:

  -Немецкая  классическая философия

  -Английская  политическая экономия

  Французский утопический социализм 

  Естественно - научными предпосылками  явился целый ряд  открытий:открытие клеточного строения всего живого мира

  -учение  Ч. Дарвина о происхождении  и развитии животных и растительных  видов

  -открытие  закона сохранения и превращения  энергии.

  1. психоанализ в ранг философико - антропологического принципа.

  Анализируя  сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для научной критики всех предшествующих теорий

  -так и  для создания нового, более развитого  учения, являющегося обобщением  опыта всей общественно- исторической  практики. 

  Новизна философских идей марксизма. 

  
  1. Центральной идеей (философским откровением) стала идея материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть естественноисторический процесс, где общественное бытие определяет общественное сознание.

  Вся история  человечества разделена ими на две  крупные эпохи:

  1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен.

  2-ая - «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будет твориться людьми сознательно. 

  Заслуга Фрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизни человека.

  Человек - это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-х структур:

  -с помощью  сознания человек формирует своё  собственное «Я» (эго);

  -«оно» (ид) - бессознательная часть психики, глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинкты человека, (воздействует на «Я»);

  «Сверх - Я» (супер - эго) - культурные запреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх - Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь - полового (sex) инстинкта, описываемого термином «либидо».

  Для того чтобы  реализовать своё стремление к удовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство, религию, в  историю.

  Т.о. психика человека разорвана и владеет всем SEX.

  -перенося  принципы действия психических  механизмов на общество в целом,  Фрейд дал своеобразную тракторику  генезиса и сущности основных  явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой  психологии.

  В целом  учение З. Фрейда носит иррациональный характер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремился научно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясь именно о нём, а не о массе. 

  Последователи Фрейда - Адлер и Юнг, а также неофрейдисты Райх, Маркузе, Фром - вносят коррективы, преодолевая фрейдовскую все сексуальность.

  -Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективным бессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.

  -Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическая проблематика приобретает экономическую окраску. 

  
  1. Феноменология - философское течение, главным направлением которого является:

  -стремление  освободить философское сознание  от натурфилософских установок;

  -достигнуть  в области философского анализа  рефлексии сознания о своих актах и о данном в них содержании;

  -выявить  предельные параметры познания, изначальные основы познавательной  деятельности.

  1. Герменевтика - способ философствования, главным центром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческого бога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным воли богов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).

  Герменевтика - это учение о понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При понимании происходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что уже имеет некоторый смысл.

  Герменевтика  зародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусства и теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста. 

  -основоположником  «свободной» Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставил задачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор», т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод «герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание части через целое. Выход из круга - совпадение интерпретации и смысла произведения. Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.

  -У Вильгельма Дильтея Герменевтика превращается в специфический метод наук о духе (все науки делились на две группы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкцию духа прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективных намерений исторических деятелей.

  -В 20 веке  Герменевтика оформляется в одну  из основных методологических  процедур философии:

  • в экзистенцианализме Мартина Хайдеггера она была превращена в онтологическоефилософское учение.
  • у Ганса- Георги Гадамера она приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой. Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.

Информация о работе Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли