Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:22, реферат
С тех пор, как люди заговорили на разных языках, общество стало нуждаться в переводчиках. Толмачи ценились везде. До последнего времени изучение иностранных языков было скорее хобби, чем жестокой реальностью. Знать иностранный язык - значило быть эстетом, принадлежать к определенному кругу. Но времена меняются...
Авторские методы изучения языков.
Методическая система обучения чтению Майкла Уэста.
М.Уэст и его методика обучения чтению.
Заключение
М.Уэст разработал требования к текстам учебника. Он считал необходимым, чтобы тексты были увлекательными, соответствующими возрасту учащихся. Интересно, что М.Уэст рекомендовал избегать в текстах сведений об особенностях жизни в стране изучаемого языка, т.к. это учащимся незнакомо, а, следовательно, и неинтересно.
Впервые в методике М.Уэст признал возможность адаптации текстов путем сокращения или упрощения языка оригинала.
Важным требованием являлось выполнение предтекстового задания, от которого зависит степень понимания содержания.
М.Уэст различал два вида чтения: наблюдательное и поисковое, или скользящее беглое. Суть первого состоит в том, что читающий фиксирует свое внимание на каждом или почти каждом слове. Второй вид чтения это чтение с большим охватом содержания, когда читающий ищет информацию. Вот этот вид чтения, по мнению М.Уэста, и есть основная цель обучения.
Важно отметить, что М.Уэст первым определил объем незнакомой лексики в текстах хрестоматий: одно слово на 50-60 подряд идущих слов текста. По его мнению, в этом случае незнакомые слова не будут мешать процессу чтения.
Безусловной заслугой М.Уэста является то, что он создал законченную систему пособий, которая может служить образцом. Он четко определил виды чтения, обосновал требования к текстам, Но, пожалуй, самая большая теоретическая значимость метода М. Уэста в том, что он впервые рассмотрел текст как материал для чтения и понимания содержания. Все это, безусловно, обогатило мировую методику.
Метод "прочти - скажи" при обучении иностранному языку (Майкл Уэст).
Речь - это форма поведения: кто-то всегда говорит, обращаясь к кому-то. И очень важно, чтобы учитель приучил свой класс соблюдать правило: никогда не говорить, уткнувшись в книгу. Ты говоришь не книге, а кому-то. Ученик должен всегда говорить, обращаясь либо к другому ученику, либо к учителю, либо к какому-то воображаемому лицу, а не к книге или углу комнаты. Он должен прочитать про себя несколько слов и затем повторить их, не глядя в текст и обращаясь к кому-либо (или как будто обращаясь к кому-либо).
Этот вид работы вдвойне полезен. Во-первых, когда учащийся говорит, он говорит естественно, пользуясь языком как средством общения или как если бы это было его речевой реакцией в какой-то определенной ситуации. Во-вторых, ему приходится удерживать в уме слова целого словосочетания (фразы) или даже целого предложения. Образуется связь не от книги к речевому аппарату, а от книги к мозгу, а затем уже к воспроизведению речи. Запоминание, таким образом, составляет половину учебного процесса.
Из всех приемов изучения языка прием "прочти и скажи" является, по нашему мнению, самым ценным. С помощью одного только этого приема можно выучить язык, нося в кармане книгу. Для этого читайте из нее небольшие отрывки текста, затем, оторвав взгляд от книги, повторяйте их вслух, как будто обращаясь к кому-либо. Постепенно вы сможете запоминать все большие и большие отрывки: сначала строчку, затем две или три, и вы произносите их как бы сами, а не воспроизводите из книги. Если ваши собственные выражения отличаются от использованных в книге - тем лучше. Более того, по мере продвижения вперед вы все чаще и чаще и уже намеренно будете перефразировать прочитанное, пока в конечном итоге не начнете заимствовать из книги только идеи и передавать их своим собственным языком.
Одним из наиболее ценных приемов, не имеющих широкого распространения в отечественной практике, мы считаем прием английского ученого – педагога "прочти и скажи" (Read and Look Up). Всем учителям знаком неестественный голос, которым ученик часто отвечает в классе, когда его вызывают читать или декламировать. Ученик лишь "озвучивает" слова, а не говорит на языке. Но речь – это форма поведения, кто-то всегда говорит кому-то. И очень важно, чтобы учитель приучил свой класс соблюдать правило: никогда не говори, уткнувшись в книгу; ты говоришь не книге, а кому-то.
Ученик должен всегда говорить, обращаясь к какому-то воображаемому лицу. Он должен прочитать про себя несколько слов и затем повторить их, не глядя в текст и обращаясь к кому-либо или как будто обращаясь к кому-либо. Этот вид работы полезен, так как когда учащийся говорит, он говорит естественно, пользуясь языком как средством общения или как если бы это было его речевой реакцией в определенной речевой ситуации. Кроме того, ученику приходится удерживать в памяти слова целого словосочетания (фразы) или даже целого предложения. Образуется связь не от книги ко рту, а от книги к мозгу, а затем уже ко рту. Запоминание таким способом составляет половину учебного процесса.
Сам Майкл Уэст полагал, что с помощью одного только этого приема можно выучить язык, нося в кармане книгу. Для этого нужно читать из книги небольшие отрывки текста, затем, оторвав взгляд от книги, повторять их вслух, как будто обращаясь к кому-то. "Если ваши собственные выражения отличаются от использованных в книге – тем лучше. Более того, по мере продвижения вперед вы все чаще и уже намеренно будете перефразировать прочитанное, пока в конечном итоге не начнете заимствовать из книги только идеи и передавать их своим собственным языком". В словах ученого – педагога, несомненно, есть доля истины.
Но на наш взгляд, для достижения наибольшей эффективности в обучении иностранному языку следует сочетать данный прием с другими приемами обучения. И, кроме того, обязательным условием эффективности обучения является владение учащимися определенным объемом знаний о языке как системе. М.Уэст предлагает следующую методику ознакомления учеников с приемом "прочти и скажи". Книгу ученикам следует держать высоко, на уровне груди и немного влево. Учитель говорит: "Read!" ученики читают предложение про себя. После этого учитель произносит: "Speak", и они, повернув книгу к груди и глядя на учителя, произносят слова, двигая губами, и так далее : "Читайте… Говорите… Читайте… Говорите…"
Затем учитель вызывает какого-либо ученика к доске и предлагает ему прочесть отрывок классу. Время от времени учитель прерывает его, говоря: "Who did you say that to?", стремясь добиться, чтобы каждая фраза была адресована каком-либо одному ученику, а не безымянно всему классу в целом.
Наиболее эффективная форма индивидуальной работы вслух – работа парами с использованием приема "прочти и скажи", хотя ее достаточно сложно осуществлять в переполненном классе. Все ученики в этом случае делятся на пары, а подстановочные упражнения даются в форме вопросов и ответов. Вместо предложений The teacher went on teaching; The soldier went on fighting и т.д. и т.п. упражнение включает: What did the teacher go on doing?; Who went on teaching? и т.д. Один ученик, держа перед собой открытую книгу, задает вопросы, пользуясь приемом "прочти и скажи", а другой отвечает без книги. Затем учитель предлагает им поменяться ролями: "Change over", и тогда первый ученик отвечает, а второй задает вопросы. В это время учитель ходит по классу между рядами и слушает, правильно ли ученики выполняют упражнение.
Для учителей, не имеющих достаточной квалификации, М.Уэст дает дополнительные рекомендации. При этом он также исходит из того, что работа в классе должна проходить при самом минимальном вмешательстве со стороны учителя. Даже распоряжения часто отдаются педагогом молча. Например, вместо слов: "Pens!… Pens down!" учитель может просто поднять свою ручку или положить ее. Для того, чтобы восстановить тишину в классе, он поднимает руку или слегка постукивает по столу. Говорит он только тогда, когда объясняет новый материал, показывает, как нужно произносить слово, или исправляет ошибку. Вместо того, например, чтобы самому задавать все вопросы по подстановочным таблицам, он может задать один-два вопроса, а затем использовать только ключевые слова.
Учитель: "What did the teacher do?" Ученик: "The teacher went on teaching". Затем учитель указывает на следующих двух учеников и говорит: "You – You; Soldier".
После чего первый из них задает вопрос: "What did the soldier do?" а второй отвечает: "The soldier went fighting". Обычно учащиеся совершенно недостаточно тренируются в постановке вопросов, а в английском языке вопросительная форма представляет особые трудности. Несомненно, давая такие рекомендации, следует особо отметить, что недостаток устной речи на уроке в современных условиях возможно компенсировать посредством активного использования аудио- и видеосредств обучения, тем самым позволяя учащимся приобщиться к устной разговорной речи носителей языка.
В заключение хотелось бы отметить, что отличных успехов при обучении английскому языку как иностранному в трудных условиях М.Уэст добился не только благодаря использованию определенных приемов обучения. Решающую роль, на наш взгляд, сыграло его умение выстраивать уроки с помощью "циклов работы", которые он разработал для обучения каждому виду речевой деятельности. Цикл работы – это некий алгоритм выполнения того или иного задания.
Примером цикла может служить прием "Прочти и скажи". Занятие может состоять из различных циклов, набор которых меняется из урока в урок в зависимости от его целей. Но вот сами циклы должны быть однообразными по форме. Учитель должен строго придерживаться раз выбранного им построения урока, не менять его, чтобы класс знал, что его ожидает. Одним из главных достоинств неизменного построения "цикла работы" является то, что ученики знают его цель и что последует дальше, и поэтому учебный процесс протекает при минимуме указаний со стороны учителя.
Заключение
М. Уэст выделяет процесс чтения и понимания текста как наиболее легкий процесс, не зависящий от развития других сторон языковой деятельности. Для реализации указанного положения М. Уэст вложил много сил и энтузиазма и действительно создал вполне стройную и оригинальную систему обучения чтению. М. Уэст стремился создать такую систему обучения, в которой ведущая роль принадлежала бы учебнику, учебным пособиям, составленным на научной основе и обеспечивающим усвоение лексико-грамматического материала через чтение и на основе чтения. Для того чтобы научить учащихся читать и понимать иноязычный текст, он считал необходимым сделать процесс чтения легким и приятным видом деятельности. Уэст провел тщательный отбор словаря-минимума для чтения в количестве 3500 единиц, которые равномерно распределены им по 10 книгам для чтения. Создание таких книг для чтения обеспечивало: постепенное введение новых слов (1 новое слово на 50 слов текста), повторяемость слов, рационализацию процесса обучения чтению, а также легкость чтения. Основные требования М. Уэста к тексту заключаются в следующем:
1) учащиеся должны с самого начала изучения языка испытывать удовольствие и чувство реальных достижений в процессе его усвоения;
2) слова должны запоминаться в процессе чтения, а не заучиваться;
3) чем меньше словарь, тем выше должна быть его употребительность;
4) тексты по своему содержанию должны соответствовать возрасту детей.
Введение новых слов в тексте не должно быть концентрированным. По мнению М. Уэста, они должны появляться постепенно. После первого своего появления новые слова должны встречаться не менее 3 раз в абзаце и возможно чаще на протяжении остального текста данного урока.
На основе указанных выше принципов М. Уэст создал систему учебных пособий («Новый метод обучения чтению»). Эта система состоит из 10 основных учебников или книг для чтения, в которые включено 3458 новых слов. Тексты всех 10 книг для чтения разбиты на абзацы, в каждом из которых вводятся 2-3 новых слова. Слова выделены жирным шрифтом в тексте и даны также перед абзацем вместе с картинками, иллюстрирующими их
значение.
Понимание новых слов и текста в целом контролируется предваряющими вопросами, которые, по данным К. И. Крупник, ускоряют темп чтения про себя в 1,5-2 раза. Кроме книг для чтения имеются также книги-тетради, в которых напечатаны английские слова к каждому тексту и оставлено место для записи значения слова на родном языке. Здесь же даны и вопросы к каждому тексту. Кроме того, имеются также сборники упражнений и сборники текстов для дополнительного чтения, которые построены на знакомом словарном запасе и представляют собой адаптированные отрывки из интересных по сюжету сказок, повестей и рассказов, соответствующих интересам и возрасту учащихся.
Вся эта система специально приспособлена Уэстом к специфическим условиям работы в индусской школе с большим количеством учащихся в классе, коротким сроком обучения английскому языку и слабо подготовленными учителями.
Список использованной литературы: