Методы типологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:19, реферат

Описание

Цель данной работы – рассмотреть основные методы типологических исследований языков. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие задачи:
1. Рассмотреть типологию как общенаучный метод;
2. Изучить основные этапы становления типологии как науки;
3. Дать характеристику понятию «языковые универсалии»;
4. Рассмотреть понятие «язык-эталон»;

Работа состоит из  1 файл

МЕТОДЫ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. РЕФЕРАТ ПО СРАВНИТЕЛЬНОЙ ТИПОЛОГИИ.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     Введение 

     Каждый  язык обладает своей, характерной для  него структурой, под которой следует  понимать его внутреннюю организацию. Она представляет собой сложную  систему связей единиц языка различного уровня – фонем, морфем, слов и т.д.

     Эти единицы в разных языках отличаются между собой, но в то же время, имеют ряд общих признаков. Сравнительная типология занимается сравнительным изучением структурных и функциональных свойств языков независимо от характера генетических соотношений между ними.

     Объект  исследования – типологическое исследование языков.

     Предмет исследования – методы типологического исследования.

     Цель данной работы – рассмотреть основные методы типологических исследований языков. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решаться следующие задачи:

  1. Рассмотреть типологию как общенаучный метод;
  2. Изучить основные этапы становления типологии как науки;
  3. Дать характеристику понятию «языковые универсалии»;
  4. Рассмотреть понятие «язык-эталон»;
  5. Изучить основные направления типологических исследований;
  6. Рассмотреть наиболее важные методы типологизирования;
  7. Охарактеризовать морфологические типы языков.
 

 

      Типология как общенаучный  метод 

     В общенаучном масштабе типология  — это метод исследования разнообразных  и внутренне сложных объектов путем выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения объектов с учетом меры этой близости в некоторые классы (группы, типы).

        В лингвистике используются три  основных вида систематизации  языков: 1) генеалогическое объединение,  в которых учитываются родственные взаимоотношения языков; 2) типологические классификации языков; 3) территориальные (ареальные) классификации языков. В систематизации языков используются общенаучные принципы типологических исследований, методы генетических и таксономических классификаций, континуумных и ареальных исследований. Однако только в типологических исследованиях языков используется сама идея типа в качестве некоторого объединения объектов с учетом их общих черт. Поэтому в лингвистике принято терминологически отграничивать собственно типологию от всех иных видов систематизации языков. [2] 

     Исторический  экскурс 

     Хотя  первые типологические классификации  и термины принадлежат началу XIX в., однако предпосылки типологического  языкознания и лингвистики универсалий  закладывались еще в Средние века — благодаря многовековой уверенности людей в том, что внутренне все языки схожи и поэтому по грамматике латинского языка можно понять устройство и категории любого из народных языков. Повсеместное в Средние века культурное двуязычие побуждало постоянно сопоставлять языки, замечать их сходства и различия, при   этом греческий, латынь или церковнославянский были своего рода «точками отсчета», «эталонными» языками.

        Стихийный универсализм средневековой  грамматической мысли, убеждение  в принципиальной «соизмеримости» любых языков впоследствии получили теоретическое развитие в знаменитой грамматике Антуанна Арно и Клода Лансло «Грамматика всеобщая и рациональная Пор-Рояля» (1660). Под ее влиянием еще в начале XIX в. в разных странах Европы грамматики разных языков продолжали называться всеобщими, рациональными или философскими. [6]

        Среди предшественников типологического  языкознания выдающаяся роль  принадлежит знаменитому английскому  социологу и экономисту Адаму Смиту (1723 — 1790). В своем сочинении «О первоначальном формировании языков и о различии духовного склада исконных и смешанных языков» (Лондон, 1781), он описал движения ряда индоевропейских языков от синтетизма к аналитическому строю и обсуждал причины такой типологической эволюции. А. Смит высказал предположения о первоначальной природе языка человека: это были знаки для энергичного, часто побудительного сообщения о событии, которое происходит или ощущается как актуальное в момент речи. Смит допускал синкретического существование слова и предложения на ранних стадиях становления языка человека. Смит первым высказал мысль о том, что смешение языков ведет к упрощению морфологии. Однако типологические идеи Смита не были замечены современниками. Начало типологических исследований относится к рубежу XIX-XX вв. и связано оно с немецкой культурой.[3]

        Первые компаративисты были первыми типологами. В их числе — автор книги-манифеста индоевропеистики «О языке и мудрости индусов»(1808) Фридрих фон Шлегель (1772-1829), давший первую типологическую классификацию языков; основоположник немецкой философии языка Вильгельм фон Гумбольдт (1765-1835); автор первой сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков Франц Бопп (1791-1867). Уже тогда были предложены основные категории морфологической типологии языков: флексия, агглютинация и фузия, аналитические и синтетические языки, изолирующие языки, инкорпорация.

        Создавая морфологическую типологию,  компаративисты-типологи  стремились  к ее исторической интерпретации, т.е. к тому, чтобы представить типы языков как стадии единого исторического процесса формирования языков мира. Наиболее древним они считали аморфный строй языков, где фраза состояла из односложных слов-корней, лишенных всяческих служебных морфем. Затем агглютинация и последовавшие фузионные процессы привели к появлению флексии, звуковых чередований.

     Их  исследовательские достижения остаются общим категориально-терминологическим  фундаментом типологии. В XX в. развитие типологии в значительной мере заключалось  в эмпирико-языковом и логическом уточнении тех классификаций и понятий, которые были выдвинуты в первой трети XIX в.

     В XX в. возникло новое направление  в типологическом исследованиях  — лингвистика универсалий.[2] 

     Типология и лингвистика универсалий 

     Типология языков и лингвистика универсалий — это две близкие по интересам области языкознания, составляющие единое исследовательское пространство. Их общим объектом являются одинаковые или сходные черты самых разных языков, в том числе, если эта близость не обусловлена ни родством языков, ни их влиянием друг на друга.

     Различие  между типологией языков и лингвистикой универсалий связано с характером наблюдаемой общности: типология изучает взаимосвязанные сходные черты в отдельных языках, стремится понять такие системные сходства в качестве некоторого типа устройства языка и на этой основе выявить существующие на Земле типы языков. Лингвистика универсалий стремится обнаружить общие черты, присущие всем языкам Земли.

     Общая логика типологического подхода  такова:

     1) Выявление типологически значимых признаков в структурах или социальном бытии языков;

     2) Составление типологических характеристик или классификаций языков, языковых подсистем, языковых ситуаций или состояний на основе выявленных признаков;

     3) Исследование степени распространенности тех или иных типологических закономерностей, что привело в последствие к открытию новых лингвистических универсалий. [4]

     Теория  языковых универсалий рассматривает  и определяет:

     1) общие свойства всех человеческих языков в отличие от языков животных. Например, в человеческом языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым: на языке человека возможно легко порождать и легко воспринимать новые создаваемые сообщения; в языке человека непрерывно возникает новая идиоматика и т. д.

     2) Совокупность содержательных категорий, теми или иными средствами выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках выражены отношения между субъектом и предикатом, категории оценки, определённости​ и неопределённости, множественности; все языки знают членение на тему и рему.

     3) Общие свойства самих языковых структур, относящиеся ко всем языковым уровням. Например, во всяком языке не может существовать менее десяти и более восьмидесяти фонем; если в языке существует сочетание согласных вида «плавный + носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный»; если в языке слово всегда односложно, то оно одноморфемно и в языке существует музыкальное ударение и т.д.[5]

     Существует  несколько классификаций универсалий, строящихся на разных основаниях. Различают следующие универсалии:

     1) дедуктивные и индуктивные;

     2) абсолютные (полные) и статистические (неполные);

     3) простые (утверждающие наличие или отсутствие некоторого явления) и сложные (утверждающие определённую зависимость между разными явлениями);

     4) синхронические и диахронические. [7]

     Дедуктивная универсалия — это теоретическое допущение о том, что некоторое свойство должно быть присуще всем языкам. В таких допущениях имеет место дедукция — логический вывод о свойстве отдельных объектов на основании суждения о классе таких объектов.

        Индуктивная универсалия — это  некоторое свойство универсалии, которое обнаружено во всех доступных для наблюдения языках и поэтому считается присущим всем языкам мира. Иначе говоря, свойство отдельных объектов распространяется на весь класс объектов — все языки мира.

         Дедуктивные универсалии строятся  из наблюдений и размышлений  над некоторой ограниченной совокупностью  конкретных языков и затем  индуктивно «проверяются» на более широком языковом материале. Поиск индуктивных универсалий начинается все-таки «маленькой дедукцией» - гипотезой о том, какие свойства языков могут быть универсальными и, следовательно, где стоит искать универсалии. Нередко индуктивные универсалии не только подтверждают, но и конкретизируют, тем самым содержательно обогащают дедуктивные предположения.[5]

        Не раз указывалось, что познавательной  ценностью обладают только индуктивные  универсалии, в то время как дедуктивные — это вывод или следствие из уже имеющихся общетеоретических представлений о языке, т.е. Не новое значение, а лишь по-новому представленное знание. По сути, дедуктивные универсалии — это заключенные в форму универсалий некоторые ключевые высказывания, извлеченные из общей «связной» теории языка.

     Имеет смысл говорить о полных (абсолютных) и неполных (статистических) универсалиях.  

     Обнаружены  универсалии, которые не имеют исключений – абсолютные (полные)  и статистические («почти-универсалии»), формулировки которых  сопровождаются указанием на одно-два  или три-четыре языка-исключения.

     Статистические  универсалии в познавательном отношении очень информативны, потому что показывают ту грань, где языки балансируют между «обязательным» и «типичным». Среди статистических универсалий нет тривиальных утверждений.

     Примеры абсолютных универсалий:

     — Во всех языках есть местоимения; 

     - Если есть противопоставление по числу у существительных, то это же противопоставление есть и у местоимений

     Примеры статистических универсалий:

     -   В большинстве языков имеется носовой согласный. Исключение: три языка салишской группы; 

     - Если есть противопоставление по роду у существительных,то это же противопоставление есть и у местоимений. Исключение: некоторые дагестанские языки  

     Оппозиция полных универсалий и «почти-универсалий» позволяет увидеть статистическую иерархию закономерностей универсальной структуры языка:

     1) Что в языке абсолютно необходимо;

     2) Без чего язык «почти» невозможен;

     3) Что достаточно типично, но все же необязательно;

     4) Что в языках встречается крайне редко («обратное» явление, которое представлено в языках-«исключениях» из «почти-универсалий», — например, вокализм, в котором одна гласная фонема).[7]

       
 

     Язык  — эталон 

Информация о работе Методы типологических исследований