Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2011 в 21:43, реферат
Перевод насчитывает многовековую историю: "Перевод почти столь же древен, как и оригинальное творчество, и обладает историей столь же славной и сложной, как и любая область литературы". Множество дошедших до нас сведений свидетельствует о том, что человечество уже в самом начале своей истории столкнулось с проблемой передачи содержания с одного языка на другой.
Большой интерес в последнее время вызывает у современных переводоведов ставшее во многом классическим эссе Вальтера Беньямина "Задача переводчика", где в качестве одного из требований "хорошего" перевода декларируется принцип точного копирования синтаксиса оригинального произведения. Беньямин исходит из того, что перевод предназначен собственно не для "обычного" читателя, цель перевода состоит в том, чтобы выявить родство языков, их соотношение между собой. Если для Найды "дух" произведения заключается в смысле, то, по Беньямину, он кроется в синтаксической структуре, т.е. в форме. Сегодняшних исследователей переводоведения привлекает своеобразие и непохожесть чужого языка и мышления, что, конечно же, отражается и на синтаксическом уровне. Современные исследователи в большей степени, чем когда-либо, озабочены отношениями автор — переводчик — читатель, осознанием и сохранением индивидуального своеобразия каждого из участников этой нередко непростой коммуникативной цепочки. Среди наиболее влиятельных исследователей, которые полемизируют сегодня с концепцией и практикой "естественного", "смыслового" перевода, следует назвать Дж. Стайнера, Л. Венути, Д. Робинсона. Признавая всю непохожесть подходов, предложенных этими авторами, можно заметить, что все они оспаривают статус и задачи переводчика в современном мире, оспаривают сложившееся веками представление о переводчике как о прозрачном стекле между культурами, о том, что переводчик выступает в качестве транслятора, ничего не привносящего "от себя", что каждый переводчик "подавляет" себя в переводе. Венути и Стайнер обвиняют естественный перевод в культурном нарциссизме, в том, что подобного рода перевод в некотором смысле бесполезен, поскольку в центре внимания такого перевода — не чужая культура, не чужое своеобразие, а свое собственное представление о том, какой должна быть "чужая" культура. Д. Робинсон полемизирует и с отчуждающим, и с осваивающим переводом. Робинсон отмечает, что в области переводоведения наблюдается неразрешимый разрыв между теорией и практикой перевода. Робинсон предлагает рассматривать переводчика как личность творческую, мыслящую, т.е. признать то, что любой переводчик, выполняя любой перевод, привносит — хочет он этого или нет — в произведение что-то и от себя.
В XX столетии бурно развивается практика перевода в России. Следует сразу признать, что, несмотря на обширную переводческую практику, говорить о сложившейся теоретической концепции перевода все же, вероятно, нельзя.
Советская школа перевода сложилась и укрепилась в своем единстве и целостности в борьбе с буквализмом в 20-30-х годах XX в. За вольным переводом стояла сильная традиция, сложившаяся еще в прошлом столетии. Советское переводоведение отвергло и вольный, и буквальный перевод, а сложившуюся практику отечественного перевода было решено назвать реалистической. Термин, предложенный И. Кащкиным, носил чисто оценочное значение и ничего не говорил по сути.
Характеризуя
практику реалистического перевода, современный
исследователь культуры В. Руднев, предлагает
назвать ее "синтетической". Руднев
считает, что "задача синтетического
перевода... заключается в том, чтобы заставить
читателя забыть не только о том, что перед
нами текст, переведенный с иностранного
языка, но и о том, что это текст, написанный
на каком-либо языке. Синтетический перевод
господствовал в советской переводческой
школе". В противовес синтетическому
переводу В. Руднев выделяет перевод аналитический.
Основная задача аналитического перевода
— не дать читателю забыть ни на секунду,
что перед его глазами текст, переведенный
с иностранного языка, совершенно по-другому,
чем его родной язык, структурирующего
реальность; напоминать ему об этом каждым
словом, с тем, чтобы он не погружался бездумно
в то, что "происходит", потому что
на самом деле ничего не происходит, а
подробно следил за теми языковыми партиями,
которые разыгрывает перед ним автор,
а в данном случае также и переводчик...".
Аналитический принцип перевода намного
выше, он во многом близок основным установкам
аналитической философии. Аналитический
перевод В. Руднев сравнивает с театром
Брехта, а синтетический — с театром Станиславского.
Примером аналитического перевода служит
перевод "Винни-Пуха" А. Милна, выполненный
В. Рудневым.
Список литературы
1. Гак В.Г. Типология языковых преобразований при переводе // Текст и перевод. — М., 1997. - С. 63 - 75.
2. История русской переводческой литературы / Отв. ред. Левин Ю.Д. — СПб., 2005-19%. -Т.1-2.
3. Кашкин И.А. Для читателя-современника: Статьи и исследования. — М., 1998. -с. 562.
4. Комиссаров В.Н. Общая теория перевода. — М: ЧеРо, 1999. — 136 с.
5. Комиссаров В.Н. Слово о переводе. — М.: Междунар. отношения, 1993. — 215 с.
6. Нелюбин Л.Л, Хухуни Г.Т. История и теория зарубежного перевода - М, 1999 -144 с.
7. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История и теория перевода в России. — М., 1999. — 140 с.
8. Попович А. Проблемы художественного перевода. — М., 2000. — 1999 с.
9. Руднев В.П. Винни Пух и философия обыденного языка. — М.: Аграф, 2000. — 320 с.
10. Русские писатели о переводе XVIII - XX вв. / Под ред. Левина Ю.Д., Федорова А.В. - Л., 1960. - 696 с.
П. Топер П.М. Перевод в системе сравнительного переводоведения. — М., 2000. — 208 с.
12. Федоров А.В. Основы обшей теории перевода. — М., 1983. — 303 с.
13. Чернов Г.В. Теория и практика синхронного перевода. — М., 1978. — 367 с.
14. Чуковский К.И. Высокое искусство: О принципах художественного перевода. — М., 1964 - 508 с.
15. Хухуни Г.Т. Русская и западноевропейская переводческая мысль. — Тбилиси: Меипиереба, 1УУи. - 144 с.
Информация о работе Развитие перевода в XX в. в России и США