Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 04:34, курсовая работа
Работа по лингвистике русской языка. В ней рассматривается такое понятие как характер человека с точки зрения публицистического стиля, дается описание концепта "характер человека" на примере языка средств массовой информкации, приводится много примеров, конкретизируюдщих черты характера человека
«Получается, что российский народ чуть ли не по природе своей злой, завистливый и агрессивный в отношении своих соседей. Пока голоден, он, конечно, к ним не пристает, но, как только чуть накопит жирка, сразу за старое. Словом, как волка ни корми, он все равно в лес смотрит» [Новая газета. 16.02.2006].
В вышеприведенном примере мы еще видим лексему агрессивный, относящуюся также к этому концепту.
Из приведенных выше примеров становится ясно, что многие журналисты расценивают зависть как коллективную черту характера. Иными словами, зависть, по их мнению, имеет культурно-национальную основу.
Однако, зависть является и индивидуально-личностной чертой характера.
Если человек испытывает чувство зависти к кому-то, значит, он досадует, раздражается из-за того, что у другого человека есть что-то (вещь, талант, работа и т. д.), чего нет у него самого.
«Однако при этом она очень завистлива, поэтому, скорее всего, перессорится со всеми подругами и родственницами, и будет постоянно интриговать. Хотя это касается только ее отношений с другими женщинами и отнюдь не помешает ей быть хорошей женой» [Правда. 16.04.09].
Если кто-то смотрит на человека с завистью, значит, ему неприятно, что тот счастливее, что у него что-то лучше получается, или он имеет что-то, чего не имеет этот человек.
«На корпоративных вечеринках Анна с завистью поглядывала на жен сослуживцев Сергея, которые не вылезали из косметических салонов и разъезжали на иномарках. И она поняла, что настало время штурмовать другую крепость» [18.10.2002].
Зависть бывает белая и черная. Если человек завидует кому-то белой завистью, значит, он рад за другого человека и хотел бы тоже быть так же счастлив, иметь такие же успехи, как у него. Но если человек завидует кому-то черной завистью, значит, он чувствует неприязнь к другому человеку, желает ему плохого, так как другой человек счастливее, удачливее, богаче и т.д. его.
«Усердный работник получил повышение, а его нерадивые коллеги завидуют ему черной завистью» [Правда. 21.08.2005].
«При этом подсчитать количество съеденной в столице икры очень сложно, взвесить весь надкушенный москвичами сервелат невозможно, зато можно подсчитать количество автомобилей. Но не надо делать это слишком часто. Ведь тогда выяснится, что черная зависть остальной страны к москвичам ни на чем не основана, а расставаться с образом всеобщего врага опасно — нелюбовь к жителям столицы хотя бы объединяет, а в отдельных случаях даже сплачивает. Зачем же расставаться с таким удобным оправданием собственных неудач?» [Московский комсомолец. 13.10.2008].
В вышеприведенном примере черная зависть рассматривается как национальная черта характера, свойство национального менталитета. Вообще в современных СМИ многие журналисты склонны обобщать индивидуальные черты характера, придавать им общенациональную специфику.
В средствах массовой информации часто осуждается равнодушие. Равнодушным называют того человека, кто не проявляет интереса, участия к кому-либо, в чьей-либо судьбе. Равнодушному человеку не знакомо чувство любви. Он проникнут безразличием, безучастием.
«Все имеет свою цену. В том числе – время. Стоишь ли ты в автомобильной пробке, считаешь ли долгие минуты в приемной равнодушного чиновника, томишься ли в очереди к окошку банка – ты теряешь» [Комсомольская правда. 30.04.2008].
Равнодушие,
как считают большинство
«А большинство участников фокус-групп указали такие ассоциации со словосочетанием «современный российский суд»: продажный, корпоративный, равнодушный, некомпетентный, зависимый, подкупный, несправедливый, долгий, шумный, бестолковый, хаотичный, беззаконный» [Новыке известия. 19.12.2005].
В данном примере, кроме лексемы равнодушный, мы можем увидеть целый набор единиц отрицательной коннотации, входящих в концепт «характер человека»: продажный, подкупный, несправедливый, беззаконный. С их помощью журналист дает характеристику российского суда, в котором, по его мнению, сошлись воедино все грехи и пороки того общества, в котором мы живем. Лексическая единица суд является метонимией.
Эти же лексемы могут быть характеристикой отдельно взятого человека. Журналисты их часто используют в своих обличительных публикациях.
«Без всякого преувеличения, коррупция в Российской Федерации приобрела угрожающие масштабы. Она стала поистине национальным бедствием. Если власть и чиновники продажны, то никогда даже самые правильные реформы не будут претворяться в жизнь. Продажный чиновник всегда торговал интересами государства, и в этом опасность коррупции» [Московский комсомолец. 3.06.2009]
«Размеры взяток доходят до такого уровня, что за год “средний” продажный чиновник может купить себе квартиру площадью в 200 метров» [Новые известия. 7.11.06].
«Если бы не было повода и прецендентов, то не сваливали бы на судей. а то (грубо говоря - статистику не ввиду) один из 20-ти матчей судит подкупный человек. вот и получается, что начинают искать там, где нету. и сваливать удобно. потому что все знают, что подкупный судья это не миф». [Правда. 23.04.10].
Итак,
проанализировав лексемы негативной
оценки, входящие в концепт «характер
человека», мы пришли к выводу, что они
могут быть репрезентированы как на индивидуально-личностном,
так и на коллективном уровне языкового
сознания. Согласно этой точки зрения,
концепт «характер человека» входит в
национально-языковую картину мира и приобретает
статус национального характера, который
есть «совокупность психологических черт,
особенностей какого-либо народа» [Толковый
словарь русского языка 2003, 1480]
К группе лексических единиц концепта «характер человека», выражающих субъективно-оценочное отношение, относятся и единицы со значением, вызывающим одобрение как констатацию социально устоявшейся оценки определенных черт характера человека. Их количество значительно меньше количества единиц отрицательной оценки.
Рассмотрим лексемы положительной оценки, входящие в концепт характер человека.
К положительным лексемам, входящим в структуру концепта «характер человека», является благородство. Благородным называют человека, если он в своих намерениях и поступках руководствуется высокими нравственными идеалами и принципами. Если обратиться к этимологии этого слова, то оно состоит из двух слов: благой + род. Благой – это «хороший, добрый». Иными словами, это слово означает «хороший род». Появилось оно в языке давно, тогда им называли людей хорошего, знатного происхождения. Но поскольку эти люди обладали хорошими манерами, внутренними качествами, то со временем всех, кто в жизни руководствуется высокими идеалами, стали называть благородными.
«Сочувствие к принцу Гамлету понятно. Благородный, молодой, полный сил, умный, блестящая речь – о судьбе, о чести, о загробном мире» [Московский комсомолец. 21.02.2008].
«Разумеется, Федерер, являющийся олицетворением джентльменского стиля в теннисе, как благородный человек не мог на девушке не жениться. Свадьба прошла в узком кругу родных и близких на родине Федерера в Базеле» [Комсомольская правда. 6.05.2010].
Важной лексемой является доброта. Доброта – это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им
«Его сравнивают с Любаровым. В творчестве обоих художников подкупает доброта, прямолинейность, жажда жизни и любовь к простым вещам, окружающим нас» [Комсомольская правда. 6.05.2010].
«Есть такая маленькая книжка, которая называется «Дети пишут Богу». Добрый человек и писатель Михаил Дымов собрал в ней вопросы, которые дети по его просьбе задавали Богу. Это удивительное чтение» [Комсомольская правда. 6.05.2010].
Нежному, заботливому человеку свойственны добрые черты характера, доброе поведение. Чуткого, отзывчивого человека часто называют добрая душа или доброе сердце.
«Возраст есть возраст. Паваротти уже не поет без микрофона, хотя голос у него по-прежнему красивый и сильный. Однако если «точку» в виде высокой ноты в концовках арий он ставит, как и прежде, эффектно, то на всю композицию может элементарно не хватать энергии. Аплодисменты, возгласы «браво» и «грация» ему сыпались во многом за былые заслуги, за доброе сердце и просто за то, что приехал» [Новые известия. 21.12.2003].
Но иногда эти сочетания могут быть использованы во фразах с отрицательной коннотацией как противоречивость взглядов и суждений.
«Карина Евсюкова уверяла суд, что у ее мужа доброе сердце, а на видеокадрах с камер наблюдения из магазина она не узнает его» [Новые известия. 3.02.2010].
В концепт «характер человека» входит и лексема «сдержанный», также выражающая позитивную оценку. Сдержанным называют поведение, а также человека, который умеет владеть собой. Сдержанность – важная черта характера человека.
«Джамала и Сондоро действительно ярче, голосистее и интереснее конкурентов, к тому же являются друг для друга своего рода дополнением. Он из разряда тюнингованного ретро, она настоящая музыкальная футуристка; он сдержанный и скромный южанин, она настоящая буря с Востока; в конце концов, он джентльмен, а она леди» [Московский комсомолец. 3.08.2009]
Искренность является одной из главных положительных черт характера человека. Искренний человек всегда правдиво и открыто выражает то, что думает и чувствует.
«Михей смог популяризировать этот стиль музыки у нас на родине и зажечь нас новым светом. Только такой талантливый и искренний в своём творчестве человек, как он смог это сделать. Как жаль, что он так скоро ушёл» [Комсомольская правда. 5.12.2009].
Щедрым называют человека, который охотно делится с другими людьми своими средствами, имуществом и т.п., не жалеет денег на что-либо.
Если у какого-то человека щедрая душа, щедрое сердце, то это означает, что он ничего не жалеет для других людей, охотно дарит им своё имущество, помогает в беде и т.п.
«Приходится признать, что либо Путин – необыкновенно щедрый человек, заступающийся за своих друзей и дарующий, ценой собственных перспектив, им миллиардные состояния. Либо друзья – просто фронтуют кого-то, кто является истинным владельцем кошелька» [Новая газета. 20.12.07].
Скромным называют человека, который не хвастается своими достоинствами, заслугами и, когда общается с другими людьми, не любит привлекать к себе большого внимания, что считается признаком хорошего воспитания. Скромный человек не тратит на себя денег больше, чем это необходимо в повседневной жизни.
«То, что рассказывала эта скромная с виду, обстоятельная шведская женщина, шло будто из другого, параллельного мира» [Новая газета. 14.03.2008]
Сердечность, как считают многие журналисты, является лучшей чертой человека. Сердечного человека волнуют проблемы других людей, он искренне переживает, сочувствует всем, кому нужна помощь.
«Он очень талантливый и сердечный человек. Из всех детей он больше всего был привязан к матери. Он пасует перед окружающими, постоянно чувствует себя виноватым. Ему не нужно заниматься самоедством и стоит научиться категоричности» [Московский комсомолец. 25.11.2008]
Справедливость также является важной чертой характера. Справедливым называют того, кто действует, относится к кому- или чему-либо справедливо, потому что действует только в соответствии с истиной, правило, законом.
«Вы, уважаемый читатель, хороший, справедливый человек. А те, кто вам мешают, — плохие. Эти плохие всегда от вас чего-то хотят именно в тот момент, когда вы смотрите важную передачу. Лучше бы этих плохих не было» [Московский комсомолец. 21.04.2008].
Информация о работе Репрезентация концепта "характер человека" в языке российской прессы