Комплексное решение практических,
образовательных, воспитательных и
развивающих задач обучения возможно
лишь при условии воздействия
не только на сознание учащихся, но и
при проникновении в их эмоциональную
сферу.
Одним из более эффективных
способов воздействия на чувства и
эмоции школьников является музыка, представляющая
собой "сильнейший психический побудитель,
проникающий в подспудные глубины сознания
". Известный педагог Ян Амос Коменский
писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется
не знающему грамоты.
Использование песен на изучаемом
языке весьма актуально по ряду причин.
Во-первых, учащиеся сразу приобщаются
к культуре страны изучаемого языка,
так как дети этого возраста, по
мнению психолога, особенно чутки и
восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых,
при работе с этим своеобразным лингвострановедческим
материалом создаётся хорошая предпосылка
для всестороннего развития личности
учащегося, ибо специально подобранные
песни стимулируют образное мышление
и формируют хороший вкус. Песенный
жанр как один из важных жанров музыкальных
творчества благодаря наличию вербального
текста способен точно и образно
отразить различные стороны социальной
жизни народа страны изучаемого языка.
Песне, как и другому произведению
искусства, присуща коммуникативная
функция, т.е. передача заложенным её автором
содержания адресату. При этом в
отличие от учебных текстов общестрановедческого
характера, которые, прежде всего, информируют
читателя (или слушателя), т.е. воздействуют
на его интеллект и память, песня в качестве
страноведческого материала оказывают
воздействие на эмоции человека и его
общехудожественную память.
Сформулируем методические
преимущества песен в обучении иностранному
языку:
1. Песни как один из
видов речевого общения являются
средством более прочного усвоения
и расширения лексического запаса,
так как включают новые слова
и выражения. В песнях уже
знакомая лексика встречается
в новом контекстуальном окружении,
что помогает её активизации;
2. В песнях лучше усваиваются
и активизируются грамматические
конструкции. В некоторых странах
издаются песни для обучения
наиболее распространённым конструкциям;
3. Песни способствуют совершенствованию
навыков иноязычного произношения,
развитию музыкального слуха.
Установлено, что музыкальный
слух, слуховое внимание и слуховой
контроль находятся в тесной
взаимосвязи с развитием артикуляционного
аппарата. Разучивание и исполнение
коротких, несложных по мелодическому
рисунку песен частыми повторами
помогают закрепить правильную
артикуляцию и произнесение звуков,
правила фазового ударения, особенности
ритма и т. д.;
4. Песни содействуют эстетическому
воспитанию учащихся, сплочению
коллектива, более полному раскрытию
творческих способностей каждого.
Благодаря музыке на уроке
создаётся благоприятный психологический
климат, снижается психологическая
нагрузка, активизируется языковая
деятельность, повышается эмоциональный
тонус, поддерживается интерес
к изучению иностранного языка;
5. Песни и другие музыкальные
произведения стимулируют монологические
и диалогические высказывания, служат
основой развития речемыслительной
деятельности школьников, способствуют
развитию как подготовленной
так и не подготовленной речи.
Что касается этапов урока, на
которых песенный материал может
быть применен, то они различны. В
зависимости от методической задачи
отдельного этапа песенный материал
используется:
1. для фонетической зарядки
на начальном этапе урока;
2. на этапе введения, первичного закрепления,
а также тренировки детей в употреблении
лексического и грамматического материала;
3. на любом этапе урока как стимул для
развития речевых навыков и умений;
4. как своего рода релаксация в середине
или в конце урока, когда учащимся необходима
разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая
их работоспособность.
Методика использования каждой песни
предусматривает предварительное введение,
активизацию и закрепление лексико-грамматического
материала используемых песен.
Примерная последовательность
работы с песней:
1. краткое вступительное
слово о песне (её характер,
стиль и особенности аккомпанемента,
основное содержание, история создания
и т.д.), установка на первое
восприятие песни;
2. первое музыкальное предъявление песни;
знакомство с музыкальной стороной песни:
особенностями мелодии, ритма, деление
на музыкальные фразы;
3. проверка понимания содержания песни
(дословный перевод текста общими усилиями
учащихся под руководством учителя);
4. фонетическая отработка текста песни.
На начальном этапе обучения иностранному
языку целесообразно применять в этих
целях в основном способ имитации;
5. повторное прослушивание песни: работу
на этом этапе целесообразно проводить
с опорой на текст;
6. чтение текста песни с дальнейшей отработкой
звуков и интонации, работу также рекомендуется
проводить с опорой на текст песни;
7. разучивание мелодии в процессе совместного
исполнения песни с использованием фонограммы,
а также аккомпанемента.
На последующих двух-трёх
уроках достаточно повторить песню
один-два раза, чтобы её слова
запомнились прочно и надолго. В
памяти учащихся закрепляются необходимые
для речи словосочетания и грамматические
структуры.
При введении нового грамматического
материала учащиеся легко узнают
введённые с некоторым опережением
грамматические структуры, что существенно
облегчает закрепления нового материала.
The Alphabet Song
A, B, C, D, E, F, G, H,
I, J, K, L, M, N, O, P,
Q, R, S, and Y and Z
Happy, happy we shall be
When we learn our ABC's
Песня помогает учащимся в
наиболее интересной для них форме
повторить и запомнить буквы
в той последовательности, в какой
они расположены в алфавите.
Четвероклассники с интересом
инсценируют песенку на мотив
песенки "В траве сидел кузнечик…"
What can we do for you, Mum? /3 раза/
What can we do for you?
What can we do? What can we do? What can we do for you, Mum? /2раза/
Распевая песенку, школьники
легко и непроизвольно заучивают
модальные глаголы и лексику,
которая понадобится им в рассказе
о том, как они помогают маме дома.
Песенка разучивается в течение
нескольких уроков, во время проведения
фонетической зарядки.
Приметами заданий при
работе над песней "Little Brown Jug" могут
служить следующие варианты заданий:
When I go tolling on my farm
I take the little jug under my arm;
Place it under a shady tree.
Little brown jug, 'tis you and me (Chorus)
1.Сопоставить рифмующиеся слова:
Alone - own; foes - goes - nose; hay - day; stop - drop; too - you.
2. Ответьте на вопросы:
Is the singer married? Do he and his wife have any children? What`s
his wife's favourite drink?
Стимулом для бесед
и дискуссий могут стать современные,
популярные среди молодёжи песни. Можно
предложить самим учащимся принести
их на урок в записи. Желательно, чтобы
они были интересны по содержанию
и стимулировали ребят к последующему
обсуждению, высказыванию своего отношения
к песне, её содержанию и исполнению.
Политические песни могут вызвать
разговор о международной ситуации,
о социальных проблемах общества;
лирические песни являются поводом
к беседе о взаимоотношениях людей.
Темами для устного
или письменного высказывания в
классах углубленного изучения иностранного
языка, дополнительным средством презентации
и активизации языкового материала
могут стать отрывки из музыкальных
произведений разных жанров. Удачно подобранное
музыкальное произведение может
лучше слов настроить школьников
на восприятие и воспроизведение
текстов монологического и диалогического
характера, на формулировку темы неподготовленного
высказывания и жанра разыгрываемой
сценки. Вот пример задания для
стимулирования неподготовленного
высказывания: "Прослушайте данный
музыкальный отрывок и попробуйте
передать на иностранном языке его
основную тему, настроение, чувства, возникшие
у вас". Или: "Попробуйте составить
рассказ или описание по ассоциациям
с услышанной музыкой". Наиболее
удачными в плане развития навыков
устной речи являются те музыкальные
произведения, которые созвучны изучаемым
тема или текстам, помещённым в учебнике,
книге для чтения: "Времена
года", "Внешность и характер
людей", "Спорт", "Театр", "Музыка",
"Живопись". В последнем случае
учащиеся могут получить задание
выступить в роле художника и
дать описание задуманной картины или
в качестве экскурсовода в картинной
галерее после прослушивания
музыкально произведения "Картинки
с выставки" М.П. Мусоргского.
|