Техникалық құралдар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры [4;20].

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Работа состоит из  1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать документ)

 

Учебная телевизионная передача может использоваться на различных  этапах изучения учебного материала. Так, передача может быть включена в урок как составная часть при сообщении  учителем материала новой темы. В  этом случае необходимо в дальнейшем, опираясь на сведения, полученные из передачи, продолжить отработку вопросов темы с помощью других средств наглядности  или практических работ, экскурсий. Перед приемом телепередачи, во вступительной  беседе, учитель подготавливает учащихся к сообщению новых знаний с  экрана, но не дублирует материал. При  этом возможно рассмотрение некоторых  частных вопросов до приема телепередачи, четкая формулировка задания, повторение предыдущего материала, на который  будут делаться ссылки в телепередаче. При использовании телепередачи в качестве основного источника  новых знаний по теме урока вопросы  должны предусматривать главным  образом накопление учащимися существенных фактов и выявление связи между  ними.

 

Учебные телепередачи могут  использоваться и для обобщения  учебного материала по теме. В этом случае к моменту приема передачи все основные вопросы темы должны быть отработаны. Передача объединит  полученные знания учащихся по определенным узловым вопросам.

 

 

При работе над материалом телепередачи на обобщающем уроке задания  должны быть направлены на сопоставления, классификацию, обобщение широкого круга познавательных сведений. Телевизионная  передача при любом варианте ее применения не подменяет учителя, а только помогает ему в изложении, обобщении, систематизации учебного материала.

 

Вторую группу телепередач  составляют передачи общеобразовательного характера. Обсуждение общеобразовательных  телепередач полезно проводить  по нескольким направлениям, включающим и обобщение увиденного, и конкретизацию  отдельных эпизодов.

 

После просмотра телепередач  всех типов учитель, как правило, дополняет то, что в содержании передачи, по его мнению, раскрыто недостаточно полно; выясняет, как поняты наиболее сложные вопросы; закрепляет полученную учащимися информацию; делает необходимые  выводы и обобщения.

 

В третью условную группу телепередач  входят передачи, адресованные непосредственно  учителю. Они включают передачи методического  и общеобразовательного характера. Из просмотра этих передач, учитель  может взять многое: методические подходы, отдельные рекомендации по организации урока, сведения о тех  или иных событиях, явлениях, фактах [44;76].

 

Учителя традиционно достаточно широко использовали в учебно-воспитательном процессе диафильмы и диапозитивы, грамзаписи. Однако сегодня мы можем  говорить о качественно новом  этапе в использовании технических  средств для обучения и воспитания школьников -- о систематическом  их применении, об органическом включении  их в урок. Этот новый этап связан, с одной стороны, с интенсивной  разработкой и созданием экранных, звуковых и экранно-звуковых средств  обучения и воспитания интереса к  урокам иностранного языка. С другой стороны он связан с новыми задачами школы, при которых технические  средства обучения и воспитания служат не только целям повышения уровня учебно-воспитательного процесса, но и целям практической и психологической  подготовки учащихся к жизни и  труду в условиях научно-технического прогресса, воспитанию у них интереса к технике, к техническому творчеству.

 

Результаты исследований и опыт лучших учителей школ показывают, что для того, чтобы применение экранных пособий на уроке действительно  способствовало повышению эффективности  обучения, необходимо выполнение следующих  условий: наличие в школе комплекта  технических средств обучения и  пособий к ним, знание учителями  фонда пособий, правильное планирование их использования, подбор комплекта  учебных пособий, в том числе  и экранных, которые наиболее рационально  помогут учителю раскрыть ту или  иную тему, и, наконец, главное: методическая и техническая подготовка учителя.

 

Используя технические средства обучения, не следует забывать основные методические положения:

 

- самый лучший фильм,  диафильм, грамзапись, телепередача  правильно воспринимаются и осмысливаются  учащимися только под руководством  учителя;

 

- технические средства  обучения эффективны только в  том случае, если они используются  в органической связи со всем  учебным материалом урока и  строго подчинены его целевой  установке;

 

- технические средства, органически  включенные в учебный процесс,  помогают учителю решить целый  ряд познавательных и воспитательных  задач. Но ни кинофильмы, ни  диафильмы, ни диапозитивы, ни  использование графопроектора (кодоскопа)  не являются универсальными средствами  обучения; целесообразно комплексное  применение наглядных пособий  на уроках [9;58].

 

1.4 Видеоматериалы как  техническое средство обучения

 

Интенсивное проникновение  в практику работы учебных заведений  новых источников экранного преподнесения  информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей  и видеомагнитофонов, а также  компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и  рассматривать использование видеоматериалов  в качестве отдельного метода обучения. Использование видеоматериалов  служит не только для преподнесения  знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет  все дидактические функции. Использование  видеоматериалов покоится преимущественно  на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так  и дедуктивный пути усвоения знаний, различную степень самостоятельности  и познавательной активности учащихся, допускает различные способы  управления познавательным процессом. По сути, речь идет уже о комплексной  дидактической технологии [13;5].

 

Для учебного процесса наиболее целесообразно использование кинофрагмента, а не полнометражных фильмов. Поэтому  Молибог А.Г. и Тарнопольский А.И. уделяют внимание методике использования  кинофрагментов.

 

Учебные кинофрагменты могут  быть частью художественного, хроникально-документального, научно-популярного или учебного фильмов; целевого назначения -- короткометражный, но целостный, снятый в киностудии или  силами преподавателей в соответствии с учебной программой.

 

Эффективность применения кинофрагмента  в учебном процессе определяется прежде всего тем, насколько он соответствует  содержанию данного занятия [30;62].

 

Обучающая и воспитывающая  функции использования видеоматериалов  обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной  форме, является наиболее доступной  для восприятия, усваивается легче  и быстрее. Правда, развивающее воздействие  наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные  упражнения и тесты по ее восприятию, запоминанию, невелико. Киноэкран и  телевизор слабо стимулируют  развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная  организация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимулом для самостоятельных исследований. Использование видеоматериалов  в учебном процессе обеспечивает возможность:

 

- дать учащимся более  полную, достоверную информацию  об изучаемых явлениях и процессах; 

 

- повысить роль наглядности  в учебном процессе;

 

- удовлетворить запросы,  желания и интересы учащихся;

 

- освободить учителя от  части технической работы, связанной  с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и  т.д.;

 

- организовать полный  и систематический контроль, объективный  учет успеваемости и наладить  эффективную обратную связь.

 

Применение на уроке аудиовизуальных  средств обучения - это не только использование ещё одного источника  информации. По сравнению с другими  средствами наглядности аудиовизуальные  пособия, несомненно, вызывают более  разнообразные психические процессы, а также предполагают значительную перестройку психической деятельности, учащихся, и, прежде всего таких её сторон, как внимание и память. С  помощью использования видеоматериалов  эффективно решаются многие дидактические  и воспитательные задачи [10;41]. Они  полезны:

 

- для изложения новых  знаний, в частности очень медленных  процессов, которые невозможно  наблюдать непосредственно, а  также быстрых процессов, когда  непосредственное наблюдение не  может вскрыть сущности явления.

 

- для объяснения в динамике  принципов действия сложных механизмов  и машин;

 

- для обучения алгоритмам  выполнения различных видов деятельности  и организации тестовых испытаний;

 

- для представления видеодокументов  на уроках, укрепления связи обучения  с жизнью и создания специфической  языковой среды на уроках иностранного  языка;

 

- для выполнения тренировочных  работ, упражнений, моделирования  процессов. А также для проведения  необходимых измерений: создания  баз (банков) данных для проведения  учебно-тренировочных и исследовательских  работ; компьютерного учета успеваемости  каждого учащегося класса; осуществления  дифференцированного подхода к  организации обучения; рационализации  учебного процесса и повышения  его продуктивности, обеспечения  оптимального объема передачи  и усвоения научной информации  путем повышения качества педагогического  управления.

 

Современные средства видеоинформации  позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым  благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, но и его структуры, особенно богатыми возможностями, располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности трудных тем.

 

Эффективность использования  видеоматериалов мало зависит от личного мастерства учителя, а находится  в прямой связи с качеством  видеопособий и применяемых технических  средств. Использование видеоматериалов  предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеоматериалы, требуется развитое умение вводить  учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной  работы.

 

Несомненным достоинством современных  учебников английского языка  для средней школы является насыщенность их страноведческой информацией. Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма, рекламные  объявления, вывески, анкеты, меню. Все  факты и явления, вся информация о разных областях действительности англоговорящих стран отбирались с  учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этим материалом позволит школьникам лучше ориентироваться  в стране изучаемого языка в случае ее реального посещения [41;177].

 

Наряду с этим важно  дать учащимся наглядное представление  о жизни, традициях, языковых реалиях  англоговорящих стран. Этой цели могут  служить учебные видеофильмы, использование  которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики “...нужно представить процесс  овладения языком как постижение живой иноязычной действительности...” 

 

Более того, использование  видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеоматериалов  на уроках иностранного языка развиваются  два вида мотивации: самомотивация, когда материал интересен сам  по себе, и мотивация, которая достигается  тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который  изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и  желание к дальнейшему совершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы  ученики получали удовлетворение от видеоматериала именно через понимание  языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

 

Еще одним достоинством видеоматериала является сила впечатления и эмоционального воздействия на учащихся. Поэтому  главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного  отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеоматериалов, а во-вторых, при  методически организованной демонстрации.

 

Следует отметить, что применение на уроке видеоматериала - это не только еще один источник информации. Использование видеоматериала способствует развитию различных сторон психической  деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра  в классе возникает атмосфера  совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для  того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность  внимания оказывает влияние на процесс  запоминания. Использование различных  каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

 

Таким образом, психологические  особенности воздействия учебных  видеоматериалов на учащихся (способность  управлять вниманием каждого  учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие  на учащихся и повышать мотивацию  обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные  условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции  школьников.

Применение аудиовизуальных  средств обучения возбуждает, прежде всего, непроизвольное внимание. Однако это не даёт основания рассматривать  их как нечто вроде игрушки  в учебном процессе, как средство «размагничивающее» учащихся, ослабляющее  их волю. Установлено, что усвоение аудиовизуальной информации требует  от человека приложения различных усилий и затрат некоторой интеллектуальной энергии. Поэтому со всей определённостью  можно сказать, что использование  видео связано с необходимостью включения у учащихся и произвольного  внимания [44;95].

Информация о работе Техникалық құралдар