Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
- Этнический
состав Северного Кавказа
1.2Этнопсихологические
особенности и национальный характер
ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ НА КАВКАЗЕ
2.1
Межэтнические конфликты
2.2
Экономическое формирование Северо-Кавказского
региона
2.3
Формирование единого социокультурного
пространства
ГЛАВА3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ
РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА
3.1 Ингушетия
3.2
Северная Осетия
3.3.
Ставропольский край
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Кавказ – один из
немногих регионов на нашей
планете, этнический состав населения
которого чрезвычайно пёстр и разнообразен.
При относительно небольшой площади (около
440 тыс. км 2) на территории Кавказа проживают
представители более 100 различных народов,
говорящих на различных языках и их диалектах,
имеющих различную материальную и духовную
культуру, происхождение, отличающихся
по особенностям психологического склада
и многим другим параметрам. Ещё в средневековых
арабских источниках, упоминавших о Кавказе,
говорилось: «Кавказ – гора языков». Скоплению
столь внушительного числа этносов на
сравнительно небольшой территории способствовали,
прежде всего, условия горной местности,
где гораздо сложнее, чем в равнинных областях,
поддерживать связь с соседними районами.
Особенно чётко эта закономерность прослеживается
в горном Дагестане. Там население группы
соседних аулов может говорить на различных
языках. Нередки случаи, когда определённый
язык имеет распространение лишь в одном
ауле, а число людей, говорящих на нём,
не превышает тысячи человек.
Исследование этнического состава
населения Кавказского региона представляет
собой большой интерес. Кавказ всегда
привлекал к себе особое внимание этнологов
и лингвистов. Изучение происхождения,
истории, быта, традиций, религиозных предпочтений,
особенностей культуры народов Кавказа
особенно актуально в сегодняшнее время,
когда на осколках некогда мощной империи
начали один за другим активизироваться
межнациональные конфликты, большинство
из которых переросло в полномасштабные
боевые действия. Прежде всего, эти процессы
затронули Кавказский регион. Нагорный
Карабах, Южная Осетия, Абхазия, а затем
и Чечня оказались ареной кровопролитных
войн, унесших жизни многих десятков тысяч
людей, разрушивших инфраструктуру и народно-хозяйственный
комплекс, навсегда искалечивших судьбы
мирных жителей всех национальностей,
оказавшихся в зоне вооружённого противостояния.
Одной из важнейших причин всех этих событий
можно считать сталинскую национальную
политику, последствиями которой явились
откровенный геноцид целой группы народов,
их насильственное выселение за пределы
исторической родины; волюнтаристское
изменение границ союзных и автономных
республик; выстраивание вертикальной
системы административно-территориального
управления; решение национального вопроса
в угоду сиюминутным политическим целям
и личным интересам. Ещё одной, несомненно
важной причиной является русская экспансия
в данном регионе. Расширение территории
Российского государства на юг проходило
зачастую насильственными методами, навязыванием
чуждой политической воли местным народам,
а в итоге чуть ли не поголовным выселением
целых этносов за пределы Кавказа (особенно
это коснулось адыгов, абхазов и убыхов.
А последние вообще исчезли как народ.)
Русская экспансия выразилась в полувековой
Кавказской войне, в результате которой
были покорены Чечня, Дагестан и Северо-Западный
(адыгский) Кавказ. Впоследствии царская
администрация, а вслед за ней советская
власть жёстко подавляли каждую попытку
восстания горских народов Кавказа. Отголоском
тех далёких событий 19-го века служит сегодняшняя
проблема Чечни. Этим же отчасти вызваны
сегодняшние разногласия между Грузией
и Россией.
Чтобы лучше осмыслить всё то, что происходило
и происходит на Кавказе, а также по возможности
спрогнозировать будущие события, необходимо
всестороннее изучение этого региона,
в том числе изучение сложной этнической
мозаики Кавказа, придающей этому прекрасному
краю неповторимый колорит.
Именно рассмотрение и описание всего
многообразия народов Кавказа и является
основной целью данной работы. Основную
задачу работы можно охарактеризовать,
как попытку показать все те огромные
различия, которые существуют между народами
края, и вместе с тем их схожесть и историческое
единство, обусловленное тысячелетиями
совместного проживания на общей родине
– Кавказе.
ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА
- Этнический
состав Северного Кавказа.
Этническая картина
Северного Кавказа начала складываться
в глубокой древности. Тот компонент населения,
который принято называть «исконно» кавказским
и который послужил основой для образования
абхазо-адыгских и нахско-дагестанских
народов, а также оказал существенное
влияние на этногенез других народов Кавказа,
по-видимому, проник на территорию Кавказа
4-5 тысячелетий тому назад с территории
Малой Азии, а, возможно, уже к тому времени
заселял территорию Кавказа. У науки на
этот вопрос однозначных ответов нет.
Однако, ясно, что уже тогда абхазо-адыгский
и нахско-дагестанский праязыки существовали
обособленно друг от друга. Впоследствии
они разделились на современные языки
северокавказской семьи. Абхазо-адыги
заселили Западный Кавказ, а нахскодагестаноязычные
племена – Северо-Восточный Кавказ.
Кроме того, на территорию Северного Кавказа
переселялось тюркоязычное население,
которое сыграло решающую роль в этногенезе
современных кумыков, ногайцев, карачаевцев
и балкарцев. В средние века на большей
части территории Северного Кавказа существовало
могущественное государство аланов. Аланы,
будучи ираноязычным народом, явились
непосредственными предками современных
осетин, что отражено в названии Республики
Северная Осетия – Алания.
Впоследствии в этногенезе народов Северного
Кавказа участвовали различные по происхождению
племена и народы. Каждый из них наложил
свой отпечаток на этнический облик населения
региона. В 19 веке значительные территории
Северного Кавказа активно заселяются
славянскими народами, которые во многом
впитывают местные традиции и образ жизни,
в свою очередь оказывая огромное влияние
на коренное население края.
Несмотря на столь сильную этническую
пестроту населения Северного Кавказа,
в расовом отношении оно практически однородно.
Абсолютное большинство коренного населения
принадлежит к южной ветви большой европеоидной
расы. Это относится также к живущим на
Северном Кавказе армянам, грекам, грузинам
и азербайджанцам. Лишь у ногайцев преобладают
монголоидные черты. Во внешнем облике
русских, украинцев и ряда других народов
преобладают северо- и среднеевропеоидные
черты.
По вероисповеданию большая часть коренного
населения Северного Кавказа принадлежит
к мусульманам – суннитам. Православие
исповедует основная масса осетин, моздокские
кабардинцы, а также проживающие здесь
русские, украинцы, греки и ряд других
народов.
Население Северного Кавказа принадлежит
к различным языковым семьям и группам.
Собственно кавказские (в языковом отношении)
народы принадлежат к северокавказской
языковой семье. Для народов этой семьи
Кавказ является единственным местом
компактного проживания. Северокавказская
семья подразделяется на две группы: абхазо-адыгскую
и нахско-дагестанскую. К абхазо-адыгской
группе принадлежат следующие народы
Северного Кавказа: кабардинцы, адыгейцы,
черкесы и шапсуги (все они объединяются
под общим названием «адыги»), а также
абазины; к нахско-дагестанской – чеченцы,
ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы,
табасаранцы, рутульцы, агулы и многие
другие народы Дагестана. Языком межнационального
общения для народов Северного Кавказа
служит русский язык. На Северном Кавказе
проживают представители тюркской группы
алтайской семьи. Это кумыки, карачаевцы,
балкарцы и ногайцы. Среди индоевропейских
народов в Северокавказском регионе проживают
представители иранской (осетины, таты)
и славянской (русские, украинцы) групп,
а также армяне и греки.
В состав
Северного Кавказа входит огромное
количество народов и народностей
коренных жителей и потомков иммигрантов,
столетиями сосуществовавшие в взаимопочитаемости
и веротерпимости, не смотря на то, что
там проживают народы, только 4-х (основных)
конфессий, а также огнепоклонники и приверженцы
традиционных верований. Мало в каких
регионах могут гордиться в этом отношении
с Кавказом. Вспомнить тех же «цивилизованных»
европейцев, которые часто воевали друг
с друом, иной раз в рамках одной конфессии
или этнической общности, не говоря об
африканских «братских» племенах или
азиатские народы с их извечными отношениями
против друг друга.
- Этнопсихологические
особенности и
национальный характер
Этнопсихологические
особенности и национальный характер
любого этноса формируются длительным
ходом развития общественных
отношений. Каждый народ веками
вырабатывает определенные черты национального
характера, которые передаются из поколения
в поколение. В мире нет ни одного народа,
который не имеет своего национального
характера, в чем – то отличающегося от
других.На
формирование этнопсихологических особенностей
и национального характера горцев определяющее
воздействие оказывают не только общественные
отношения, но и климатические условия,
ландшафтно – географическое расположение
региона в процессе развития этногенеза.
Этнопсихологические особенности, можно
сказать, в какой – то мере зависят и от
биоэтногенетических особенностей и свойств
этих народов, проживающих в Северо –
Кавказском регионе, и от их межэтнических
отношений. Так, между осетинским народом
и его восточными соседями – ингушами
и чеченцами – всегда существовали глубокие
этнические связи. О них языком науки интересно
поведал доктор исторических наук, археолог
из Осетии В.А.Кузнецов[1]
. Он считал, что кавказский этнический
элемент, вошедший в качестве субстрата
в этногенез осетин, был вайнахоязычным
и «аланская проблема» не сводится к истории
только осетин: она имеет более широкое
значение, ибо генетически аланы связаны
также с карачаевцами, балкарцами, адыгами
и вайнахами, то есть чеченцами. Другой
кавказовед, профессор А.Х. Магомедов писал,
что не найдется ни одного народа или народности,
которые не испытали бы в ходе своего исторического
развития влияния других народов. Примером
такого явления на Кавказе можно назвать
этнические и культурно – исторические
связи ингушей и алан – осетин, которые
складывались на протяжении столетий,
начиная с первых веков нашей эры. Многое
сделал в этом плане кавказовед, профессор
А.И. Мусукаев, верно заметивший, что человек
«оставляет свой глубокий след в исторических
событиях: малых и больших. Проходя через
мгновения истории, человек остается в
неведомой нам вечности, но он всегда передает
последующим поколениям творения материальной
и духовной культуры»[2]
. Все сложные исторические процессы взаимовлияния
этносов и культур наложили определенный
отпечаток на этнопсихологические особенности
народов Северного Кавказа, на национальный
характер горца, начиная, скажем, от фамильных
преданий и легенд до народных традиций,
от корреляции этноса до его меры способности
менять отношение к ценностям. Поэтому
в исследовании этнопсихологических особенностей
национального характера нельзя не учитывать
этнические связи, роль природных факторов,
так как тысячелетиями шла адаптация к
высокогорным условиям проживания, и многих
других, влияющих на формирование национального
характера современного горца. Х.М.Казанов
убежден, что незнание особенностей национального
характера приводит ко многим бедам и
трагедиям, а национальная заносчивость
– это препятствие к прогрессу и причина
конфликтов[3] . «…Те или иные особенности
национального характера могут проявляться,
- пишет он, - с различной силой в тех или
иных конкретных исторических обстоятельствах.
Более того, с течением времени и изменением
условий жизни, экономических отношений,
уровня сознания и мировоззрения национальный
характер может претерпеть значительные
изменения»[4] . Горский характер, выступающий
символом Кавказской самобытности, в современных
условиях постепенно изменяется и разрушается.
В последнее время и в условиях роста этничности
особую актуальность приобрела проблема
межэтнических взаимоотношений, поскольку
межэтнические конфликты с трагическим
финалом волнуют всех, и вопрос о национальном
характере и об этнопсихологических особенностях
народов Северного Кавказа приобретает
особую актуальность. Одной из главных
особенностей национального характера,
на наш взгляд, нужно выделить особо –
горскую мудрость, а именно миролюбие.
Современные горцы Кавказа не позволили
вовлечь себя в новую, вторую, Кавказскую
войну, хотя «национальная идея» в интерпретации
идеологов «чеченской революции» витало
над целым регионом. Согласно этой национальной
идеи, историческое предназначение чеченского
народа (или их лидеров – самозванцев)
усматривалось в том, что они призваны
зажечь «огонь свободы» и воодушевить
своим примером народы Кавказа на борьбу
за независимость. «Конечно, своей целью
глашатаи национальной идеи предполагали
создание Великого Кавказа, вероятно,
под управлением Чечни»[5]
, - писал Е.С. Сарматин. Что же толкало к
этой бредовой национальной идеи чеченских
идеологов? Чувство национальной исключительности?
Или, может быть, какие – то другие причины?
А может быть, этнопсихологические особенности
национального характера которые привели
к ошибочному убеждению, что их главные
качества характера являются высшими
и они заслуживают всеобщего признания
лидерства! С самых первых дней войны у
народов Северного Кавказа возникло недоверие
к этой провозглашенной национальной
идее . Теперь от нее остались одни обломки
и разрушенная Чечня с ее перенесшим трагедией
народом . Правильно сказал о таких неверных
идеях выдающийся испанский философ Хосе
Ортега-и-Гассет; “…идея, утратившая способность
воодушевлять сердца, это уже не идея,
а затасканный, измусоленный, обгрызанный
ее ошметок – злосчастный трюизм”.
Сами по себе термины «национальная идея»,
«национальная психология» не несут в
себе устойчивой негативной окраски, так
как они входят в национально – культурную
самобытность и самостоятельность этноса,
являются показателем национального самосознания,
роста национальной гордости и независимости.
Второй особенностью этнопсихологического
характера народов Северного Кавказа
является чувство национальной гордости
и благородства. Эта особенность отмечалась
многими учеными, посетившими этот край.
Так, в газете «Кубанский край» за 11 ноября
1913 года один из путешественников по Северному
Кавказу писал, что в быту и традициях
горцев угадывается столько сдержанной
благородства, столько моментов самобытности
и древней культуры, что ими может гордиться
любой цивилизованный народ. Эти обычаи
и традиции могли бы быть истинным украшением
европейской цивилизации. Впервые о национальном
характере горских народов, об их национальной
психологии писали в своих произведениях
А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой
и многие другие. Они с большой любовью
и уважением относились к народам Кавказа.
«Не знаю, - писал Л.Н. Толстой, - является
ли Кавказ страной вдохновения, но он несомненно,
страна любви»[6] . Русские классики XIX века
в своих произведениях обратили внимание
людей на особенности национального характера
горцев: мудрость и стремление к добрососедским
отношениям, миролюбие, стремление к свободе,
чувство собственного достоинства, гостеприимство,
куначество, побратимство, аталычество,
трудолюбие, выносливость. Они опоэтизировали
эти качества этнопсихологического облика
жителя гор и донести их в первозданном
виде в своем искусстве слова. Особенно
они воспели любовь к родине, привязанность
к отчей земле, почитание старушки – матери,
преклонение перед красотой.
История взаимоотношений горских народов
с русскоязычным населением свидетельствовала
о том, что в процессе совместного проживания
и развития общественных отношений происходило
взаимное проникновение элементов национальной
психологии, некоторых черт национального
характера. Уникальность одного этноса,
его этнопсихологические особенности
в какой – то мере заимствовали соседние
народы и тем самым дополняли друг друга.
Так формировалась этнопсихологическая
совместимость, вырабатывались общечеловеческие
тенденции и традиции, гуманистические
черты, присущие всем народам, которые
веками живут по соседству.
ГЛАВА 2
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ НА КАВКАЗЕ
2.1
Межэтнические конфликты
Специфической
особенностью данного региона является
наличие всех типов конфликтов одновременно
почти в каждом из субъектов федерации,
здесь расположенных.
Специалист
в области конфликтологии, ростовский
ученый В.Н.Рябцев выделяет на Северном
Кавказе два типа конфликтов - межнациональные
и межэтнические. В основании этой группировки
- соединение двух факторов: субъектов
и предмета конфликта. Межнациональные
конфликты выстраиваются по двум осям:
- "общегосударственный
центр - имеющая свою государственность
и входящая в состав "большого Государства"
малая нация или обладающая политической
(административной) автономией этническая
группа;
- одно государства
или политический (административный)
регион - другое государство или
политический (административный) регион,
входящие в состав "большого государства".
Содержание
межнациональных конфликтов - борьба
за реализацию базовых потребностей
групп населения - территорию, ресурсы,
дотации из центра, статус и
пр. Межэтнические конфликты выстраиваются
В.Н.Рябцевым по двум другим осям:
- "численно
доминирующий титульный этнос,
опирающийся на структуры государственной
власти - этническое меньшинство,
организованное в движение, которое
ставит своей целью защитить
свои интересы...
- одна этническая
(субэтническая) группа - другая этническая
(субэтническая) группа, не занимающия
доминирующего положения в государстве
и организованные в политические или общественные
движения"228.
Такое
деление может иметь принципиальное
значение, поскольку в межнациональных
конфликтах участвует население территорий,
которое может иметь полиэтничный состав,
а в межэтнических конфликтах участники
четко разделяются по этническому признаку.
Предмет же конфликтов - один и тот же:
статусы, ресурсы (природные, финансовые,
производственные), территория. По мнению
В.Н.Рябцева, на Кавказе эти два типа конфликтов
взаимообусловлены, при этом межэтнический
конфликт, как правило, встроен в межнациональный.
Этнические
конфликты любого типа проходят
несколько основных этапов своего развития:
1)формирование политических этнических
элит; 2) мобилизацию населения этноэлитой
на основе общих идеалов и ценностей, прояснение
массам социального статуса их этнической
группы; 3) институционализация сторон
этнического конфликта (формирование
партий, движений); 4) декларация интересов,
целей и задач этнических партий и движений.
При этом первые два этапа протекают в
латентной форме и могут выступать как
культурная деятельность (углубление
исторического самосознания, развитие
народных промыслов и народных форм искусства),
тем не менее направленая на осознание
и активизацию этнической идентичности.
Третий и четвертый этапы представляют
собой открытые формы протекания этнического
конфликта.
Многие исследователи, анализирующие
этнические конфликты, выделяют, как правило,
общий набор причин, их порождающих, и
вызывающих эффект мобилизованной этничности.
Назовем наиболее значимые из них для
Северного Кавказа:
- геополитический
фактор, включающий географическое
положение региона на стыке
цивилизаций и сосредоточение
здесь значительных природных
ресурсов, что обусловливает недостаточно
полную социокультурную интеграцию
региона в состав российского политического
пространства и сохранение потенциальной
возможности его оспаривания со стороны
стран исламского мира;
- исторический
фактор, сопряженный с недавней
историей силовых методов включения
многих народов в состав России,
а также историей сталинской депортации
ряда народов региона, нанесших глубокую
психологическую травму этническому сознанию;
- дефицит территории
при сохраняющейся тенденции
высокого прироста населения
автохтонных народов и отсталых
форм организации труда;
- несовпадение административных и этнических
границ, порождающих ситуацию административно-территориальной
разделенности ряда народов;
- совмещение в одном политическом пространстве
народов отличающихся культур, разных
по численности и политическому статусу,
что влечет за собой возможность развития
деструктивных конкурентных отношений.
Ведущим конфликтогенным фактором в регионе
является дефицит пригодных для сельскохозяйственных
работ территорий. Этнотерриториальные
конфликты есть в каждой из республик
Северного Кавказа и в Ставропольском
крае. Только в Дагестане территориальная
конфликтность лежит в основе казачьей,
кумыкской, лакской, лезгинской, ногайской
проблем. В тлеющей форме территориальный
конфликт протекает в Кабардино-Балкарии
и Карачаево-Черкесии. В классической
и острой форме он развивался в Пригородном
районе Северной Осетии между ингушами
и осетинами. Не менее распространенным
является и статусный конфликт, предполагающий
как социально-экономическую составляющую
(борьбу за изменение экономического положения
этнических групп), так и политическую
- борьбу за изменение политического статуса.
По логике этого конфликта развивался
политический процесс в Адыгее, Кабардино-Балкарии,
Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии.
Составным компонентом этого конфликта
являлась языковая проблема, которая наиболее
остро была выражена в Северной Осетии
(на внутриэтническом уровне). В яркой
форме сецессионный тип конфликта проявился
в Чечне, хотя в латентной форме подобные
настроения присущи многим национальным
движениям на Северном Кавказе. Если попытаться
выстроить иерархию существующих этнических
конфликтов на Северном Кавказе в зависимости
от степени их влияния на динамику общей
политической ситуации в регионе, то первое
место займет чеченский конфликт, второе
- осетино-ингушский, на третьем месте
окажутся этностатусные конфликты в многосоставных
республиках - Карачаево-Черкесии и Дагестане.
Такая иерархия определяется и формой
протекания конфликтов - открытой, вооруженной,
трудно управляемой или регулируемой
политическими методами. Представленные
в отечественной литературе описания
и анализ этапов развития всех этих конфликтов,
позволяет оставить "за кадром" рассмотрение
их с точки зрения целей конфликтующих
групп, и сосредоточиться на анализе их
глубинного социального смысла, того социального
подтекста, который проявляется через
деятельность конфликтующих групп и в
значительной степени определяет ее. Нам
представляется, что в этом качестве выступает
поиск оптимального содержания и укрепление
властных институций, созданных в республиках
Северного Кавказа большей частью "сверху",
в процессе государственного строительства
советского периода, и придания им смысла,
адекватного уровню социокультурного
развития титульного этноса. Поэтому протекание
межэтнических конфликтов обретает специфическое
очертание в каждой из республик и результируется
в различных формах государственного
строительства. Четко проявившиеся
конфликты показывают и две четкие тенденции
в государственном строительстве - создание
моноэтничной государственности и поиск
оптимальной компромиссной модели многосоставной
государственности.