Анализ этнического Состава Кавказа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 13:15, курсовая работа

Описание

Исследование этнического состава населения Кавказского региона представляет собой большой интерес. Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Этнический состав Северного Кавказа
1.2Этнопсихологические особенности и национальный характер

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА КАВКАЗЕ

2.1 Межэтнические конфликты

2.2 Экономическое формирование Северо-Кавказского региона

2.3 Формирование единого социокультурного пространства ГЛАВА3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

3.1 Ингушетия

3.2 Северная Осетия

3.3. Ставропольский край

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

курсоавая 2.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

                                        Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ  СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

    1. Этнический состав Северного Кавказа

     1.2Этнопсихологические особенности и национальный характер

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ НА КАВКАЗЕ

     2.1 Межэтнические конфликты

     2.2 Экономическое формирование Северо-Кавказского  региона

     2.3  Формирование единого социокультурного пространства                         ГЛАВА3 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

     3.1 Ингушетия

     3.2 Северная Осетия

     3.3. Ставропольский край

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ВВЕДЕНИЕ

     
    Кавказ – один из  немногих регионов на нашей  планете, этнический состав населения  которого чрезвычайно пёстр и разнообразен. При относительно небольшой площади (около 440 тыс. км 2) на территории Кавказа проживают представители более 100 различных народов, говорящих на различных языках и их диалектах, имеющих различную материальную и духовную культуру, происхождение, отличающихся по особенностям психологического склада и многим другим параметрам. Ещё в средневековых арабских источниках, упоминавших о Кавказе, говорилось: «Кавказ – гора языков». Скоплению столь внушительного числа этносов на сравнительно небольшой территории способствовали, прежде всего, условия горной местности, где гораздо сложнее, чем в равнинных областях, поддерживать связь с соседними районами. Особенно чётко эта закономерность прослеживается в горном Дагестане. Там население группы соседних аулов может говорить на различных языках. Нередки случаи, когда определённый язык имеет распространение лишь в одном ауле, а число людей, говорящих на нём, не превышает тысячи человек.  
  Исследование этнического состава населения Кавказского региона представляет собой большой интерес. Кавказ всегда привлекал к себе особое внимание этнологов и лингвистов. Изучение происхождения, истории, быта, традиций, религиозных предпочтений, особенностей культуры народов Кавказа особенно актуально в сегодняшнее время, когда на осколках некогда мощной империи начали один за другим активизироваться межнациональные конфликты, большинство из которых переросло в полномасштабные боевые действия. Прежде всего, эти процессы затронули Кавказский регион. Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, а затем и Чечня оказались ареной кровопролитных войн, унесших жизни многих десятков тысяч людей, разрушивших инфраструктуру и народно-хозяйственный комплекс, навсегда искалечивших судьбы мирных жителей всех национальностей, оказавшихся в зоне вооружённого противостояния. Одной из важнейших причин всех этих событий можно считать сталинскую национальную политику, последствиями которой явились откровенный геноцид целой группы народов, их насильственное выселение за пределы исторической родины; волюнтаристское изменение границ союзных и автономных республик; выстраивание вертикальной системы административно-территориального управления; решение национального вопроса в угоду сиюминутным политическим целям и личным интересам. Ещё одной, несомненно важной причиной является русская экспансия в данном регионе. Расширение территории Российского государства на юг проходило зачастую насильственными методами, навязыванием чуждой политической воли местным народам, а в итоге чуть ли не поголовным выселением целых этносов за пределы Кавказа (особенно это коснулось адыгов, абхазов и убыхов. А последние вообще исчезли как народ.) Русская экспансия выразилась в полувековой Кавказской войне, в результате которой были покорены Чечня, Дагестан и Северо-Западный (адыгский) Кавказ. Впоследствии царская администрация, а вслед за ней советская власть жёстко подавляли каждую попытку восстания горских народов Кавказа. Отголоском тех далёких событий 19-го века служит сегодняшняя проблема Чечни. Этим же отчасти вызваны сегодняшние разногласия между Грузией и Россией.  
Чтобы лучше осмыслить всё то, что происходило и происходит на Кавказе, а также по возможности спрогнозировать будущие события, необходимо всестороннее изучение этого региона, в том числе изучение сложной этнической мозаики Кавказа, придающей этому прекрасному краю неповторимый колорит.  
Именно рассмотрение и описание всего многообразия народов Кавказа и является основной целью данной работы. Основную задачу работы можно охарактеризовать, как попытку показать все те огромные различия, которые существуют между народами края, и вместе с тем их схожесть и историческое единство, обусловленное тысячелетиями совместного проживания на общей родине – Кавказе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1 НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

    1. Этнический состав Северного Кавказа.

   Этническая картина Северного Кавказа начала складываться в глубокой древности. Тот компонент населения, который принято называть «исконно» кавказским и который послужил основой для образования абхазо-адыгских и нахско-дагестанских народов, а также оказал существенное влияние на этногенез других народов Кавказа, по-видимому, проник на территорию Кавказа 4-5 тысячелетий тому назад с территории Малой Азии, а, возможно, уже к тому времени заселял территорию Кавказа. У науки на этот вопрос однозначных ответов нет. Однако, ясно, что уже тогда абхазо-адыгский и нахско-дагестанский праязыки существовали обособленно друг от друга. Впоследствии они разделились на современные языки северокавказской семьи. Абхазо-адыги заселили Западный Кавказ, а нахскодагестаноязычные племена – Северо-Восточный Кавказ.  
Кроме того, на территорию Северного Кавказа переселялось тюркоязычное население, которое сыграло решающую роль в этногенезе современных кумыков, ногайцев, карачаевцев и балкарцев. В средние века на большей части территории Северного Кавказа существовало могущественное государство аланов. Аланы, будучи ираноязычным народом, явились непосредственными предками современных осетин, что отражено в названии Республики Северная Осетия – Алания.  
Впоследствии в этногенезе народов Северного Кавказа участвовали различные по происхождению племена и народы. Каждый из них наложил свой отпечаток на этнический облик населения региона. В 19 веке значительные территории Северного Кавказа активно заселяются славянскими народами, которые во многом впитывают местные традиции и образ жизни, в свою очередь оказывая огромное влияние на коренное население края.  
Несмотря на столь сильную этническую пестроту населения Северного Кавказа, в расовом отношении оно практически однородно. Абсолютное большинство коренного населения принадлежит к южной ветви большой европеоидной расы. Это относится также к живущим на Северном Кавказе армянам, грекам, грузинам и азербайджанцам. Лишь у ногайцев преобладают монголоидные черты. Во внешнем облике русских, украинцев и ряда других народов преобладают северо- и среднеевропеоидные черты.  
По вероисповеданию большая часть коренного населения Северного Кавказа принадлежит к мусульманам – суннитам. Православие исповедует основная масса осетин, моздокские кабардинцы, а также проживающие здесь русские, украинцы, греки и ряд других народов.  
Население Северного Кавказа принадлежит к различным языковым семьям и группам. Собственно кавказские (в языковом отношении) народы принадлежат к северокавказской языковой семье. Для народов этой семьи Кавказ является единственным местом компактного проживания. Северокавказская семья подразделяется на две группы: абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую. К абхазо-адыгской группе принадлежат следующие народы Северного Кавказа: кабардинцы, адыгейцы, черкесы и шапсуги (все они объединяются под общим названием «адыги»), а также абазины; к нахско-дагестанской – чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, рутульцы, агулы и многие другие народы Дагестана. Языком межнационального общения для народов Северного Кавказа служит русский язык. На Северном Кавказе проживают представители тюркской группы алтайской семьи. Это кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы. Среди индоевропейских народов в Северокавказском регионе проживают представители иранской (осетины, таты) и славянской (русские, украинцы) групп, а также армяне и греки.

    В состав  Северного Кавказа входит огромное  количество народов и народностей  коренных жителей и потомков иммигрантов, столетиями сосуществовавшие в взаимопочитаемости и веротерпимости, не смотря на то, что там проживают народы, только 4-х (основных) конфессий, а также огнепоклонники и приверженцы традиционных верований. Мало в каких регионах могут гордиться в этом отношении с Кавказом. Вспомнить тех же «цивилизованных» европейцев, которые часто воевали друг с друом, иной раз в рамках одной конфессии или этнической общности, не говоря об африканских «братских» племенах или азиатские народы с их извечными отношениями против друг друга. 
 
 
 

    1. Этнопсихологические особенности и  национальный характер
 

  Этнопсихологические  особенности и национальный характер  любого этноса формируются длительным  ходом развития общественных  отношений. Каждый народ веками  вырабатывает определенные черты национального характера, которые передаются из поколения в поколение. В мире нет ни одного народа, который не имеет своего национального характера, в чем – то отличающегося от других.На формирование этнопсихологических особенностей и национального характера горцев определяющее воздействие оказывают не только общественные отношения, но и климатические условия, ландшафтно – географическое расположение региона в процессе развития этногенеза. Этнопсихологические особенности, можно сказать, в какой – то мере зависят и от биоэтногенетических особенностей и свойств этих народов, проживающих в Северо – Кавказском регионе, и от их межэтнических отношений. Так, между осетинским народом и его восточными соседями – ингушами и чеченцами – всегда существовали глубокие этнические связи. О них языком науки интересно поведал доктор исторических наук, археолог из Осетии В.А.Кузнецов[1] . Он считал, что кавказский этнический элемент, вошедший в качестве субстрата в этногенез осетин, был вайнахоязычным и «аланская проблема» не сводится к истории только осетин: она имеет более широкое значение, ибо генетически аланы связаны также с карачаевцами, балкарцами, адыгами и вайнахами, то есть чеченцами. Другой кавказовед, профессор А.Х. Магомедов писал, что не найдется ни одного народа или народности, которые не испытали бы в ходе своего исторического развития влияния других народов. Примером такого явления на Кавказе можно назвать этнические и культурно – исторические связи ингушей и алан – осетин, которые складывались на протяжении столетий, начиная с первых веков нашей эры. Многое сделал в этом плане кавказовед, профессор А.И. Мусукаев, верно заметивший, что человек «оставляет свой глубокий след в исторических событиях: малых и больших. Проходя через мгновения истории, человек остается в неведомой нам вечности, но он всегда передает последующим поколениям творения материальной и духовной культуры»[2] . Все сложные исторические процессы взаимовлияния этносов и культур наложили определенный отпечаток на этнопсихологические особенности народов Северного Кавказа, на национальный характер горца, начиная, скажем, от фамильных преданий и легенд до народных традиций, от корреляции этноса до его меры способности менять отношение к ценностям. Поэтому в исследовании этнопсихологических особенностей национального характера нельзя не учитывать этнические связи, роль природных факторов, так как тысячелетиями шла адаптация к высокогорным условиям проживания, и многих других, влияющих на формирование национального характера современного горца. Х.М.Казанов убежден, что незнание особенностей национального характера приводит ко многим бедам и трагедиям, а национальная заносчивость – это препятствие к прогрессу и причина конфликтов[3] . «…Те или иные особенности национального характера могут проявляться, - пишет он, - с различной силой в тех или иных конкретных исторических обстоятельствах. Более того, с течением времени и изменением условий жизни, экономических отношений, уровня сознания и мировоззрения национальный характер может претерпеть значительные изменения»[4] . Горский характер, выступающий символом Кавказской самобытности, в современных условиях постепенно изменяется и разрушается. В последнее время и в условиях роста этничности особую актуальность приобрела проблема межэтнических взаимоотношений, поскольку межэтнические конфликты с трагическим финалом волнуют всех, и вопрос о национальном характере и об этнопсихологических особенностях народов Северного Кавказа приобретает особую актуальность. Одной из главных особенностей национального характера, на наш взгляд, нужно выделить особо – горскую мудрость, а именно миролюбие. Современные горцы Кавказа не позволили вовлечь себя в новую, вторую, Кавказскую войну, хотя «национальная идея» в интерпретации идеологов «чеченской революции» витало над целым регионом. Согласно этой национальной идеи, историческое предназначение чеченского народа (или их лидеров – самозванцев) усматривалось в том, что они призваны зажечь «огонь свободы» и воодушевить своим примером народы Кавказа на борьбу за независимость. «Конечно, своей целью глашатаи национальной идеи предполагали создание Великого Кавказа, вероятно, под управлением Чечни»[5] , - писал Е.С. Сарматин. Что же толкало к этой бредовой национальной идеи чеченских идеологов? Чувство национальной исключительности? Или, может быть, какие – то другие причины? А может быть, этнопсихологические особенности национального характера которые привели к ошибочному убеждению, что их главные качества характера являются высшими и они заслуживают всеобщего признания лидерства! С самых первых дней войны у народов Северного Кавказа возникло недоверие к этой провозглашенной национальной идее . Теперь от нее остались одни обломки и разрушенная Чечня с ее перенесшим трагедией народом . Правильно сказал о таких неверных идеях выдающийся испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет; “…идея, утратившая способность воодушевлять сердца, это уже не идея, а затасканный, измусоленный, обгрызанный ее ошметок – злосчастный трюизм”.                                                         Сами по себе термины «национальная идея», «национальная психология» не несут в себе устойчивой негативной окраски, так как они входят в национально – культурную самобытность и самостоятельность этноса, являются показателем национального самосознания, роста национальной гордости и независимости.   Второй особенностью этнопсихологического характера народов Северного Кавказа является чувство национальной гордости и благородства. Эта особенность отмечалась многими учеными, посетившими этот край. Так, в газете «Кубанский край» за 11 ноября 1913 года один из путешественников по Северному Кавказу писал, что в быту и традициях горцев угадывается столько сдержанной благородства, столько моментов самобытности и древней культуры, что ими может гордиться любой цивилизованный народ. Эти обычаи и традиции могли бы быть истинным украшением европейской цивилизации. Впервые о национальном характере горских народов, об их национальной психологии писали в своих произведениях А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и многие другие. Они с большой любовью и уважением относились к народам Кавказа. «Не знаю, - писал Л.Н. Толстой, - является ли Кавказ страной вдохновения, но он несомненно, страна любви»[6] . Русские классики XIX века в своих произведениях обратили внимание людей на особенности национального характера горцев: мудрость и стремление к добрососедским отношениям, миролюбие, стремление к свободе, чувство собственного достоинства, гостеприимство, куначество, побратимство, аталычество, трудолюбие, выносливость. Они опоэтизировали эти качества этнопсихологического облика жителя гор и донести их в первозданном виде в своем искусстве слова. Особенно они воспели любовь к родине, привязанность к отчей земле, почитание старушки – матери, преклонение перед красотой.                                         История взаимоотношений горских народов с русскоязычным населением свидетельствовала о том, что в процессе совместного проживания и развития общественных отношений происходило взаимное проникновение элементов национальной психологии, некоторых черт национального характера. Уникальность одного этноса, его этнопсихологические особенности в какой – то мере заимствовали соседние народы и тем самым дополняли друг друга. Так формировалась этнопсихологическая совместимость, вырабатывались общечеловеческие тенденции и традиции, гуманистические черты, присущие всем народам, которые веками живут по соседству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА КАВКАЗЕ

2.1 Межэтнические конфликты

  Специфической особенностью данного региона является наличие всех типов конфликтов одновременно почти в каждом из субъектов федерации, здесь расположенных.

  Специалист  в области конфликтологии, ростовский  ученый В.Н.Рябцев выделяет на Северном Кавказе два типа конфликтов - межнациональные и межэтнические. В основании этой группировки - соединение двух факторов: субъектов и предмета конфликта. Межнациональные конфликты выстраиваются по двум осям:

- "общегосударственный  центр - имеющая свою государственность и входящая в состав "большого Государства" малая нация или обладающая политической (административной) автономией этническая группа;

- одно государства  или политический (административный) регион - другое государство или  политический (административный) регион, входящие в состав "большого государства".

     Содержание  межнациональных конфликтов - борьба  за реализацию базовых потребностей  групп населения - территорию, ресурсы,  дотации из центра, статус и  пр. Межэтнические конфликты выстраиваются В.Н.Рябцевым по двум другим осям:

- "численно  доминирующий титульный этнос,  опирающийся на структуры государственной  власти - этническое меньшинство,  организованное в движение, которое  ставит своей целью защитить  свои интересы...

- одна этническая (субэтническая) группа - другая этническая (субэтническая) группа, не занимающия доминирующего положения в государстве и организованные в политические или общественные движения"228.

   Такое  деление может иметь принципиальное  значение, поскольку в межнациональных конфликтах участвует население территорий, которое может иметь полиэтничный состав, а в межэтнических конфликтах участники четко разделяются по этническому признаку. Предмет же конфликтов - один и тот же: статусы, ресурсы (природные, финансовые, производственные), территория. По мнению В.Н.Рябцева, на Кавказе эти два типа конфликтов взаимообусловлены, при этом межэтнический конфликт, как правило, встроен в межнациональный.

  Этнические  конфликты любого типа проходят  несколько основных этапов своего развития: 1)формирование политических этнических элит; 2) мобилизацию населения этноэлитой на основе общих идеалов и ценностей, прояснение массам социального статуса их этнической группы; 3) институционализация сторон этнического конфликта (формирование партий, движений); 4) декларация интересов, целей и задач этнических партий и движений. При этом первые два этапа протекают в латентной форме и могут выступать как культурная деятельность (углубление исторического самосознания, развитие народных промыслов и народных форм искусства), тем не менее направленая на осознание и активизацию этнической идентичности. Третий и четвертый этапы представляют собой открытые формы протекания этнического конфликта.                                                         Многие исследователи, анализирующие этнические конфликты, выделяют, как правило, общий набор причин, их порождающих, и вызывающих эффект мобилизованной этничности. Назовем наиболее значимые из них для Северного Кавказа:                                                   

  - геополитический  фактор, включающий географическое  положение региона на стыке  цивилизаций и сосредоточение  здесь значительных природных  ресурсов, что обусловливает недостаточно  полную социокультурную интеграцию  региона в состав российского политического пространства и сохранение потенциальной возможности его оспаривания со стороны стран исламского мира;       

- исторический  фактор, сопряженный с недавней  историей силовых методов включения  многих народов в состав России, а также историей сталинской депортации ряда народов региона, нанесших глубокую психологическую травму этническому сознанию;

- дефицит территории  при сохраняющейся тенденции  высокого прироста населения  автохтонных народов и отсталых  форм организации труда;                                                                                         - несовпадение административных и этнических границ, порождающих ситуацию административно-территориальной разделенности ряда народов;                                                                                                          - совмещение в одном политическом пространстве народов отличающихся культур, разных по численности и политическому статусу, что влечет за собой возможность развития деструктивных конкурентных отношений.                                                               Ведущим конфликтогенным фактором в регионе является дефицит пригодных для сельскохозяйственных работ территорий. Этнотерриториальные конфликты есть в каждой из республик Северного Кавказа и в Ставропольском крае. Только в Дагестане территориальная конфликтность лежит в основе казачьей, кумыкской, лакской, лезгинской, ногайской проблем. В тлеющей форме территориальный конфликт протекает в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В классической и острой форме он развивался в Пригородном районе Северной Осетии между ингушами и осетинами.   Не менее распространенным является и статусный конфликт, предполагающий как социально-экономическую составляющую (борьбу за изменение экономического положения этнических групп), так и политическую - борьбу за изменение политического статуса. По логике этого конфликта развивался политический процесс в Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Ингушетии. Составным компонентом этого конфликта являлась языковая проблема, которая наиболее остро была выражена в Северной Осетии (на внутриэтническом уровне). В яркой форме сецессионный тип конфликта проявился в Чечне, хотя в латентной форме подобные настроения присущи многим национальным движениям на Северном Кавказе. Если попытаться выстроить иерархию существующих этнических конфликтов на Северном Кавказе в зависимости от степени их влияния на динамику общей политической ситуации в регионе, то первое место займет чеченский конфликт, второе - осетино-ингушский, на третьем месте окажутся этностатусные конфликты в многосоставных республиках - Карачаево-Черкесии и Дагестане. Такая иерархия определяется и формой протекания конфликтов - открытой, вооруженной, трудно управляемой или регулируемой политическими методами. Представленные в отечественной литературе описания и анализ этапов развития всех этих конфликтов, позволяет оставить "за кадром" рассмотрение их с точки зрения целей конфликтующих групп, и сосредоточиться на анализе их глубинного социального смысла, того социального подтекста, который проявляется через деятельность конфликтующих групп и в значительной степени определяет ее. Нам представляется, что в этом качестве выступает поиск оптимального содержания и укрепление властных институций, созданных в республиках Северного Кавказа большей частью "сверху", в процессе государственного строительства советского периода, и придания им смысла, адекватного уровню социокультурного развития титульного этноса. Поэтому протекание межэтнических конфликтов обретает специфическое очертание в каждой из республик и результируется в различных формах государственного строительства.     Четко проявившиеся конфликты показывают и две четкие тенденции в государственном строительстве - создание моноэтничной государственности и поиск оптимальной компромиссной модели многосоставной государственности.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ этнического Состава Кавказа