Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 16:39, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия и содержимого видов и методов прогнозирования. Задачи работы:
рассмотреть понятие и классификацию прогнозирования;
изучить методы прогнозирования;
анализ социально-экономического развития Пензенской области
Глава 1 Основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ
1.1 Понятие, классификация и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Методы и модели социально -экономического прогнозирования развития субъекта РФ
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области
2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области
2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источников информации
Таким
образом, детально разработанный прогноз
позволяет сформировать концепцию
СЭР области, выделить приоритетные цели
в ее развитии. Это повысит привлекательность
Пензенской области для потенциальных
инвесторов.
2.2
Система индикативного
управления экономикой
Пензенской области
Наиболее распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.
С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей – индикаторов, характеризующих СЭР территории.
Основные признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:
Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].
В качестве субъектов этой системы выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.
Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7, 89].
2. Ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).
3. В качестве критериев оценки результата реализации функции государственного управления используются специально разработанные индикаторы.
4. СИУЭР осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов) управления – способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект – с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс.
Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системы утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных региональных социально-экономических институтов.
Оценка
реализации функции осуществляется
с использованием индикаторов. Индикаторы
формируются на основе реального
и прогнозируемого состояния
объекта управления. Индикатор, установленный
«в точках» рассогласования
Эти индикаторы используются для [3]:
В составе СИУЭР ежегодно формируется [3]:
Управление финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области.
Нормативной правовой и методической основой реализации СИУЭР Пензенской области являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.
Заключение
Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации.
Разрабатываемые
и утверждаемые комплексные прогнозы
и программы СЭР региона
Несмотря
на положительные моменты, связанные
с применением на региональном уровне
различных методов
Список использованных источников
информации
2. Закон
Пензенской области от 04.09.2007 №1367-ЗПО
« О стратегии социально-
3. Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08.