Доходы населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:42, реферат

Описание

Социология - интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно - социологиях).

Работа состоит из  1 файл

Доходы населения.doc

— 94.00 Кб (Скачать документ)

Среди причин неравенства  доходов обычно выделяют следующие:

·различия в способностях;

·образование и обучение;

·профессиональные вкусы и риск;

·владение собственностью;

·господство на рынке;

·удача, связи, несчастья и дискриминация.

Все эти причины  присутствуют в переходном обществе в России. Однако

наряду с  ними действуют и специфические  факторы углубления неравенства, такие как неоправданно низкая заработная плата на начальном этапе рыночных реформ, неотрегулированность правовой базы реформ, позволяющие относительно небольшой группе россиян присваивать большие теневые доходы. В процессе корректировки социальных реформ необходимо обеспечить более справедливое распределение доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, введения эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным расходам.

Какова оптимальная  степень неравенства? Это самый  важный вопрос в определении стратегии, касающейся неравенства доходов. Общепринятого  ответа на этот вопрос нет. В литературе приводятся аргументы за и против равенства. Основной аргумент в пользу равного распределения дохода состоит в том, что равенство доходов необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основной аргумент в пользу неравенства доходов состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и дохода. 

Виды  доходов: 

Заработная  плата. 

Определение заработной платы. 

Государственное регулирование заработной платы

Минимальная заработная плата.

Безденежные доходы.

Безденежные доходы населения. 

Основными источниками  безденежных доходов населения  являются общественные фонды потребления  и личные подсобные хозяйства.

Общественные фонды потребления представляют собой разновидность коллективной формы потребления и образуют материальную базу для функционирования сферы бесплатного обслуживания населения. За счёт таких фондов содержатся больницы, поликлиники, школы, колледжи, вузы, детские сады ясли, учреждения культуры. За счёт бесплатного представления этих услуг обеспечивается более высокий уровень потребления для всех слоёв населения.

Общественные  фонды потребления  отличаются от распределения доходов через оплату труда и собственность тем, что получаемые блага не переходят в личную собственность, не образуют дохода в прямом смысле этого слова для каждого человека. Эти блага остаются объектами общественной собственности, используются совместно, увеличивают размеры совокупного дохода на душу населения.

В средствах  фондов денежные выплаты составляют половину общей суммы фондов потребления, а немного меньше половины этих выплат составляют расходы на предоставление населению на бесплатных или льготных условиях услуг по воспитанию и образованию подрастающего поколения, профессиональной подготовке, охране здоровья.  Аналогичные виды услуг предоставляются за счёт местного бюджета для муниципальных учреждений здравоохранения, просвещения, культуры. Разнообразие безденежных вариантов доходов зависит от экономических возможностей регионов. Самыми распространёнными из них – бесплатный проезд для пенсионеров и других групп населения, льготы на коммунальные услуги, дотации на питание. В фирмах предоставляются льготы на содержание детей в детских садах, оздоровительных лагерях, на проезд в общественном транспорте.

Личное подсобное хозяйство  в России имеет сложную историю. Были периоды его ограничения и свёртывания, периоды его полного запрещения. В настоящее время политика по отношению к личным подсобным хозяйствам направлена на их развитие. В отношении населения к личным подсобным хозяйствам решающую роль могут играть и неэкономические факторы. Потребность в свободном времени, желание использовать его для удовлетворения культурных, а не материальных потребностей могут привести к отказу населения от ведения подсобного хозяйства. Для того чтобы оценить перспективы развития личных подсобных хозяйств, выявить тенденции изменения доходов из этого источника, необходимо рассмотреть те факторы, которые способствуют росту и сдерживают рост производства продукции в личных подсобных хозяйствах.

Факторы роста:

ð ухудшение продовольственной ситуации в стране, возрастание дефицита на ряд продуктов питания, что связано с недостаточным развитием и низкой эффективностью сельского хозяйства;

ð политика государства в отношении развития форм собственности;

ð выгода от использования личных подсобных хозяйств: личные подсобные хозяйства занимают 3% земельных угодий, а производят 38% валовой продукции всего сельского хозяйства, практически не имеют потерь и отходов, предоставляют свободу экономического поведения;

ð оказание государством конкретной помощи этому сектору;

ð рост цен на продукцию личных подсобных хозяйств;

ð перераспределение трудовых ресурсов в результате высвобождения лиц, занятых в отраслях экономики;

Факторы,  сдерживающие рост:

ð уменьшение свободного времени членов семей, владеющих личными подсобными хозяйствами;

ð непопулярность работы на личных подсобных хозяйствах молодёжи из-за высокой доли ручного, физически тяжёлого труда;

ð повышение цен на транспорт, топливо, инструменты.

Значимость  личных подсобных хозяйств определяется также тем местом, которое они  занимают в структуре благосостояния населения, тем, как они влияют на рост доходов и потребления. Они  оказывают существенное влияние  на уровень жизни различных слоёв населения, так как произведённая в них продукция является доходом в натуральной и денежной форме. Получение доходов от личных подсобных хозяйств является необходимым условием повышения благосостояния значительной части сельских жителей, пенсионеров, безработных и частично занятых работников.

 

Современное состояние  доходов населения России 2.1 Основные показатели доходов и уровня жизни  населения России

Уровень жизни  является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует  структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей (см.таблицу).

Таблица.

Основные показатели, характеризующие уровень жизни  населения

 

Ноябрь 2009г.

В % к

Январь- ноябрь 2009г.

в % к январю- ноябрю 2008г.

Справочно

ноябрю 2008г.

октябрю 2009г.

ноябрь 2008г. в % к

январь- ноябрь 2008г.

в % к январю- ноябрю 2007г.

ноябрю 2007г.

октябрю 2008г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей

169941)

109,71)

95,11)

111,81)

109,2

101,3

121,2

Реальные располагаемые  денежные доходы

 

101,91)

94,81)

101,11)

94,2

102,2

103,9

Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работника:

             

Номинальная з/п, рублей

191741)

108,41)

102,01)

108,31)

119,3

99,7

127,4

Реальная з/п., рублей

 

99,31)

101,71)

96,81)

104,9

98,9

111,6

1) Предварительные  данные.


 

Реальные располагаемые  денежные доходы (доходы за вычетом  обязательных платежей, скорректированные  на индекс потребительских цен) в  ноябре 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, увеличились на 1,9%, в январе-ноябре 2009г. - на 1,1%.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование  благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Рост уровня жизни создаст  возможности, увеличить материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

Повышение уровня жизни россиян  является важнейшей программной  задачей социальной политики Российского  государства. В числе приоритетов  Правительства - восстановление доходов  и максимальное стимулирование платежеспособного  спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В основных направлениях социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния - увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80 %.

Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение располагаемых денежных доходов, а следственно уровня жизни. За два последних года современных реформ примерно у 45 % уровень жизни упал, у 25 - 30 % - изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 - 5 % россиян этот рост оказался очень значительным (см.таблицу №2). Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов.


Информация о работе Доходы населения