Контрольная работа по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:35, контрольная работа

Описание

С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по статистике.docx

— 62.72 Кб (Скачать документ)

Смоленский  Государственный Университет

Кафедра экономики 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по статистике №2

 

 

Преподаватель: Сильченкова  С.В.

Студентка 3курса

Факультет управления

Группа 34 Финансы и кредит

Заочное отделение

Махалова Алина

 

 

 

 

г. Смоленск  2012год

Теоритическая часть

Вопрос №16.             «Статистика цен и тарифов»

Цена - это денежное выражение  произведенной продукции или  услуг, которое отображает общественно  необходимые затраты труда, связанные  с их производством, и обращено к  конечному потреблению.

С понятием цены тесно связано  понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного  и личного потребления. Тарифы устанавливаются  на грузовые и пассажирские перевозки  всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб  быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в  системе заработной платы и в  таможенном деле.

На данное время государственная  статистика отслеживает и исследует  розничные и оптовые цены, цены внешней торговли, тарифы на услуги. Кроме того, органами статистики осуществляется региональные и межгосударственные сравнения цен и тарифов, отслеживается  их динамика, исследуется потребление  товаров и услуг разными группами населения и покупательная способность  денег. Информация, которая извлекается  из цен и тарифов, широко используется в маркетинговой деятельности для  изучения состояния товарного, потребительского и финансового рынков и отдельных  их сегментов, исследованиях страховой  и маркетинговой деятельности, потребления  товаров и услуг, оценивании уровней  жизни, прогнозировании производства товаров и предоставления услуг.

В странах с рыночной экономикой существует много видов цен и  тарифов. Основные из их можно классифицировать по такой схеме:

1.По сферам товарного  обслуживания:

 оптовые, по которым  производители реализуют продукцию  крупными партиями и которые  используют в расчетах между  предприятиями всех форм собственности  и организациями обращения;

 розничные, по которым  товар реализуется конечному  потребителю (населению) в ограниченном  количестве; включают розничные  цены на товары народного потребления  и тарифы на услуги населению;

 закупочные цены, по  которым государство закупает  сельскохозяйственную продукцию  у фермеров и сельскохозяйственных  предприятий;

 цены и тарифы на  услуги транспорта;

2.По формам продажи: 

 договорные, которые применяются  по договоренности между продавцом  и покупателем на реализацию  конкретного количества продукции  или услуг;

биржевые, по которым конкретный товар реализуется в ходе торгов на бирже;

аукционные, которые отображают процесс реализаций в ходе аукционных продаж;

3.По стадиям продажи: 

 цена предложения (цена  продавца), по которой продавец  пытается продавать товар;

 цена спроса, по которой  покупатель заинтересован приобрести  товар;

 цена реализации - это  цена, по которой фактически реализуется  товар;

4.По степени регулирования: 

фиксированные - устанавливаются  государством на определенном предельном уровне

 регулируемые - цены, уровень  которых регулируется государством  по соответствующей номенклатуре  продукции или услуг;

 свободные - устанавливаются  производителем товара на основании  спроса и предложения на рынке;

5.По степени стойкости  во времени: 

 твердые - цены, которые  устанавливаются при заключении  соглашения на весь срок его  действия;

 подвижные - цены, которые  изменяются под воздействием  условий, о чем оговорено в  соглашении;

 скользящие - цены, размер  которых определен соглашением,  которое предусматривает порядок  внесения изменений в случае  изменения стоимости ценообразующих  факторов;

 сравниваемые - цены, которые  сравниваются по периодам сравнения  (базовый и отчетный).

Кроме перечисленных существуют и другие виды цен, например:

 трансфертные (внутрифирменные), которые устанавливаются между  подразделами фирмы, в том числе  и за пределами страны;

 мировые, по которым  проводятся крупные коммерческие  операции во внешней торговле  с оплатой в свободно конвертируемой  валюте;

 базисные, которые являются  исходящими для установления  цены фактически поставленной  продукции в зависимости от  ее сортности (качества);

номинальные, информация по которым публикуется в прейскурантах, справочниках фирм, бирж и т. п.;

 рыночные - цены купли-продажи  товара на данном рынке;

 цены ФОБ и СИФ  - денежное выражение стоимости  экспортных товаров и импортных  товаров (СИФ) с включением  расходов на доставку и грузовые  работы (ФОБ) до порта отправления  и всех расходов на доставку  и разгрузку в порту назначения  и др.

В условиях рыночной экономики  в стране возможна инфляция - процесс  непроизвольного повышения общего уровня цен и обесценивания денег, что вызвано разбалансированностью  между денежной массой и товарным покрытием.

Индекс инфляции - это  отношение общей мощности инфляционного  сдвига к сумме имеющихся доходов  в текущем году. Мощность инфляционного  сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной  силы денег за счет инфляционного  роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена  как разность числителя и знаменателя  индекса цен.

Открытая инфляция - это  хронический рост цен на товары и  услуги.

Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в  товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении  денег, развитии теневой экономики.

Ползущая инфляция проявляется  в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.

Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными  темпами от 10 к 300% в год.

Гиперинфляция характерна сверхвысокими  темпами развития инфляции: свыше 1000% в год.

Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют посредством  индексного метода. Могут быть использованы также специальные приемы анализа  рядов динамики. В случае индексного метода для измерения динамики цен  используются такие виды индексов: индивидуальные; общие в агрегатной форме; средние из индивидуальных индексов; индексы средних величин.

Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

 

                                                                                        (1)

где    pi0 ,   pi1      –  цены на товар в базисном и  текущем периоде.

Индекс средних цен  применяется при изучении изменения  цен товарных групп, цен одного товара по различным территориям и субрынкам:

 

                                                                             (2)

где  pi1, qi1  - цена  и  количество проданного   i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м   субрынке) в отчетном году,  i=l,…, n;

pi1, qi1  - цена  и количество  проданного   i - го вида товара (товара на i - й территории или  i - м   субрынке) в базисном году,  i=l,…, n.

Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.

Основной формой индекса  цен для совокупности разнородных  товаров является агрегатный индекс.

Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и  компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания  каждой цены по количеству проданных  товаров. Сумма произведений цен  товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы  выявить непосредственно изменение  цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:

– базисного периода времени (формула Ласпейреса);

 

                                                                               ( 3)

–       текущего периода времени (формула Пааше)

                                              .                                                 (4)

 

Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы  Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.

Такой расчет корректен при  отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре  потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).

Изучение динамики розничных  цен (например, для получения  дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные  показатели отчетного периода в  сопоставимых ценах) должно быть максимально  приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле  Пааше показывает, во сколько раз  сумма фактических затрат населения  на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население  должно было бы заплатить за эти  же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.

Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте  формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный  вес товара падает, если цена его  возрастает).

Доказано, что наилучший  линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

 

Формула Эджворта - Маршалла:

 

                                                  (5)

Формула (5) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана  к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального  периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия  в сборе материалов.

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный»  индекс Фишера:

 

                                                                                                  (6)

который оценивает не только набор товаров базисного периода  по ценам текущего, но и набор  товаров текущего периода по ценам  базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или  значительного изменения структуры весов.

Разновидностью розничных  цен являются цены на продукты массового (общественного) питания. Они образуются на базе розничных или оптовых  цен на продукты, покупаемые предприятиями  массового питания с добавлением  наценки, возмещающей издержки на переработку  продуктов и дающей прибыль. Непосредственная регистрация цен продукции массового  питания практически невозможна из-за большого разнообразия ее состава  и отсутствия стабильной единицы  измерения. Поэтому для расчета  индекса цен на продукцию массового  питания исчисляют индекс цен  на израсходованные продукты и товары, проданные на предприятиях массового  питания, и индекс ценовых факторов наценки (Inp). Последний, в свою очередь, состоит из двух индексов: индекса  норм наценок (т. е. процента наценки  к цене продукта) и индекса изменения  самих цен:

 

                                                                    (7)

 

где  n1, p1, q1 – норма  наценки, цена и количество товаров  в  отчетном году,  n0, p0, q0 – норма  наценки, цена и количество товаров  в  базисном году; k  – число i-x разновидностей товаров;

Так как расход продуктов  в производстве продукции массового  питания учитывается в стоимостных  единицах, то для расчета используется формула среднего гармонического индекса:

                                                                                     (8)

где inp =  in * ip  = n1p1 / n0p0

Формула индекса цен массового  питания имеет вид:

 

                                                                      (9)

Индексы при систематическом  расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение  цен по сравнению с предыдущим годом).  Веса индексов ряда могут  быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.

 Применение системы  переменных весов (по количеству  товаров отчетного года) в индексном  ряду цен порождает ошибку  при переходе от цепных индексов  к базисным и обратно, так  как позитивна корреляция между  текущим изменением цен и прошлым  изменением количества проданных  товаров. Эта ошибка мала, если  корреляционная связь между изменением  цен и количества проданного  товара незначительна. На практике  система цепных индексов (достоинство  - сокращает период сравнения,  ограничивает круг несопоставимых  товаров) используется для коротких  периодов, затем осуществляется  поправка по формуле базисного  периода, так как за длительный период ошибка накапливается.

Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений  уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных  форм, имеющих разный экономический  смысл. Отказ от концепции единственного  индекса цен в пользу концепции  системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку  все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей  определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов  огромное влияние оказывает достоверность  исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет.

Информация о работе Контрольная работа по "Статистике"