Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 02:35, контрольная работа
С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.
Смоленский Государственный Университет
Кафедра экономики
Контрольная работа
по статистике №2
Преподаватель: Сильченкова С.В.
Студентка 3курса
Факультет управления
Группа 34 Финансы и кредит
Заочное отделение
Махалова Алина
г. Смоленск 2012год
Теоритическая часть
Вопрос №16. «Статистика цен и тарифов»
Цена - это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.
С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.
На данное время государственная
статистика отслеживает и исследует
розничные и оптовые цены, цены
внешней торговли, тарифы на услуги.
Кроме того, органами статистики осуществляется
региональные и межгосударственные
сравнения цен и тарифов, отслеживается
их динамика, исследуется потребление
товаров и услуг разными
В странах с рыночной экономикой существует много видов цен и тарифов. Основные из их можно классифицировать по такой схеме:
1.По сферам товарного обслуживания:
оптовые, по которым
производители реализуют
розничные, по которым
товар реализуется конечному
потребителю (населению) в
закупочные цены, по
которым государство закупает
сельскохозяйственную
цены и тарифы на услуги транспорта;
2.По формам продажи:
договорные, которые применяются
по договоренности между
биржевые, по которым конкретный товар реализуется в ходе торгов на бирже;
аукционные, которые отображают процесс реализаций в ходе аукционных продаж;
3.По стадиям продажи:
цена предложения (цена продавца), по которой продавец пытается продавать товар;
цена спроса, по которой
покупатель заинтересован
цена реализации - это
цена, по которой фактически
4.По степени регулирования:
фиксированные - устанавливаются государством на определенном предельном уровне
регулируемые - цены, уровень
которых регулируется
свободные - устанавливаются
производителем товара на
5.По степени стойкости во времени:
твердые - цены, которые
устанавливаются при
подвижные - цены, которые изменяются под воздействием условий, о чем оговорено в соглашении;
скользящие - цены, размер
которых определен соглашением,
сравниваемые - цены, которые
сравниваются по периодам
Кроме перечисленных существуют и другие виды цен, например:
трансфертные (внутрифирменные),
которые устанавливаются между
подразделами фирмы, в том
мировые, по которым
проводятся крупные
базисные, которые являются исходящими для установления цены фактически поставленной продукции в зависимости от ее сортности (качества);
номинальные, информация по
которым публикуется в
рыночные - цены купли-продажи товара на данном рынке;
цены ФОБ и СИФ
- денежное выражение стоимости
экспортных товаров и
В условиях рыночной экономики
в стране возможна инфляция - процесс
непроизвольного повышения
Индекс инфляции - это отношение общей мощности инфляционного сдвига к сумме имеющихся доходов в текущем году. Мощность инфляционного сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной силы денег за счет инфляционного роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена как разность числителя и знаменателя индекса цен.
Открытая инфляция - это хронический рост цен на товары и услуги.
Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.
Ползущая инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.
Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными темпами от 10 к 300% в год.
Гиперинфляция характерна сверхвысокими темпами развития инфляции: свыше 1000% в год.
Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют посредством индексного метода. Могут быть использованы также специальные приемы анализа рядов динамики. В случае индексного метода для измерения динамики цен используются такие виды индексов: индивидуальные; общие в агрегатной форме; средние из индивидуальных индексов; индексы средних величин.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:
где pi0 , pi1 – цены на товар в базисном и текущем периоде.
Индекс средних цен
применяется при изучении изменения
цен товарных групп, цен одного товара
по различным территориям и
где pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в отчетном году, i=l,…, n;
pi1, qi1 - цена и количество проданного i - го вида товара (товара на i - й территории или i - м субрынке) в базисном году, i=l,…, n.
Товары должны быть достаточно однородными, чтобы их количество поддавалось суммированию.
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс.
Цены различных товаров
(например, кондитерских изделий и
компьютеров) складывать бессмысленно.
Несуммируемость элементов
– базисного периода времени (формула Ласпейреса);
– текущего периода времени (формула Пааше)
Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним.
Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).
Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели отчетного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.
Формула Эджворта - Маршалла:
(5)
Формула (5) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:
который оценивает не только
набор товаров базисного
Разновидностью розничных
цен являются цены на продукты массового
(общественного) питания. Они образуются
на базе розничных или оптовых
цен на продукты, покупаемые предприятиями
массового питания с
где n1, p1, q1 – норма наценки, цена и количество товаров в отчетном году, n0, p0, q0 – норма наценки, цена и количество товаров в базисном году; k – число i-x разновидностей товаров;
Так как расход продуктов
в производстве продукции массового
питания учитывается в
где inp = in * ip = n1p1 / n0p0
Формула индекса цен массового питания имеет вид:
Индексы при систематическом расчете из года в год образуют индексные ряды. Различают базисные ряды (цены каждого года сравниваются с ценами года, принятого за базу) и цепные (характеризующие изменение цен по сравнению с предыдущим годом). Веса индексов ряда могут быть постоянными (на уровне одного года), и тогда произведение цепных индексов даст базисный индекс.
Применение системы
переменных весов (по
Численные значения индексов,
рассчитанных по различным формулам
на основе одних и тех же данных,
отличаются и порой значительно,
особенно в годы резких изменений
уровня цен и связанного с этим
изменения структуры спроса. Отдать
предпочтение одной формуле трудно:
разные цели диктуют применение индексных
форм, имеющих разный экономический
смысл. Отказ от концепции единственного
индекса цен в пользу концепции
системы индексов позволит дать обобщающую
характеристику и оценку основных причин
изменения розничных цен. Но поскольку
все же индексный метод не универсален,
а отражает лишь тенденцию движения
цен, то нельзя требовать большей
определенности от рассчитанных индексов.
Кроме того, на чистоту результатов
огромное влияние оказывает