Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 08:28, лекция
Статистика финансов – общественная наука, она является отраслью социально-экономической статистики. Статистика финансов является наукой, которая исследует вопросы финансов на всех уровнях управления.
Основными налогами, взимаемыми с предприятий (организаций) в бюджет, являются: налог на прибыль (доход), налог на имущество, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, плата за пользование природными ресурсами, в том числе за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, земельный налог (плата за землю), экспортно-импортные таможенные пошлины, спецналог, подоходный налог, транспортный налог и прочие налоги.
Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - это отчисления в пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонды социального и медицинского страхования, дорожный фонд. Кроме того, согласно установленным законодательным актам для предприятий (организаций) являются общеобязательными сборы и налоги, перечисляемые в бюджет районов, поселков и городов, в частности, сбор на право торговли, налог на рекламу, сбор на парковку автотранспорта, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и т. д. Таким образом, налоги, сборы и страховые взносы, уплачиваемые предприятиями, обеспечивают наполнение доходной части федерального, муниципального и местного бюджетов.
Отчисления от прибыли предприятий в фонды и резервы вышестоящих организаций (консорциумов, холдингов) обусловлены экономической стратегией объединений. Нормативы этих платежей устанавливаются органами управления вышестоящих организаций с учетом финансового состояния каждого предприятия. Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, централизованные фонды и резервы вышестоящей организации, является чистой прибылью (в макроэкономических расчетах, в частности в СНС, отличие чистой прибыли от валовой прибыли трактуется иначе: прибыль до вычета потребления основного капитала называется валовой, после вычета потребления основного капитала - чистой).
Предприятия определяют направления,
объемы и характер использования
чистой прибыли. На крупных и средних
предприятиях, как правило, формируются
фонды развития производства, фонд
накопления, фонд социального развития
и фонд материального поощрения,
Для того чтобы застраховаться от
рисков предприятия, нередко создают
резервный (рисковой) фонд, размер которого,
как показала практика, должен быть
не менее 15% от объема уставного фонда.
Из образуемых на предприятиях фондов
выделяются средства на стимулирование
заинтересованности работников в результатах
труда, выплаты дивидендов по акциям,
приобретение акций, облигаций и
других ценных бумаг сторонних предприятий,
благотворительные нужды, текущие
расходы по содержанию объектов социально-культурного
и жилищно-коммунального
Показатели рентабельности и деловой активности, анализ финансовой устойчивости
Наряду с абсолютным показателем объема прибыли в финансовой статистике широко применяется относительный показатель - рентабельность, который в общем виде характеризует прибыльность работы предприятия. Этот показатель представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных показателей: роста объема производства и производительности, снижения себестоимости и др. Различают три показателя рентабельности: общая рентабельность, рентабельность реализованной продукции, рентабельность капитала.
Глава 20. Статистика государственных финансов.
Государственные финансы - сфера финансовой системы страны.
Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.
Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе:
1) предоставленных министерством
финансов РФ отчетов по
2) данных налоговой статистики;
3) отчетов внебюджетных фондов.
Для составления отчетов об использовании бюджетов разных уровней (местных, федерального, консолидированного) начиная с 1995 года используется единая классификация доходов бюджета и единая функциональная классификация расходов бюджета в соответствии с новой бюджетной классификацией, утвержденной министерством финансов РФ.
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению и используется для расчетов и анализов.
Федеральный бюджет - это централизованный бюджет, утвержденный высшими законодательными органами РФ.
Бюджет территорий - основной
финансовый план формирования и использования
денежного фонда региона, утверждается
высшими органами власти национально-государственных
и административно-
Задача статистики государственных
финансов состоит в разработке показателей
характеризующих бюджетный
составления
рассмотрения
утверждения
использования
Существует бюджетная классификация, которая включает статьи доходов (налоговые и неналоговые) и расходы.
Существует классификация МВФ, которая занимается проблемами системы классификации, выделяют следующие классификации:
1. Доходов и полученных официальных трансфертов;
2. Расходов и кредитования за вычетом погашения;
3. Операций финансирования бюджетного дефицита;
4. Государственного долга.
В бюджетном процессе предполагается хозяйственная операция (наличие двух сторон-участников операции). Отсюда создание второго потока к участнику поступления от участника платежа.
Государственный бюджет - основной общегосударственный фонд формирования и использования, который определяет экономическую, социальную, политическую сторону общественной жизни.
Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на:
Þ текущие - налоговые и неналоговые
Þ капитальные
К капитальным доходам относятся доходы от продажи основных фондов, государственных запасов и резервов, земли, целевые перечисления на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, на покупку оборудования.
Расходы включают все невозвратные платежи, независимо от того, являются ли они возмездными (в обмен на что-то) или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущих или капитальных).