Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 01:18, контрольная работа
Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20-30-х гг. ХХ в.
В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928-1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929-1933 гг.
Введение
Необходимость в системе макроэкономических
показателей была осознана еще английским
экономистом Уильямом Петти, который впервые
в мире осуществил оценку национального
дохода своей страны. Первую макроэкономическую
модель национальной экономики создал
француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов.
Однако особенно сильно потребность в
системе макроэкономических показателей
проявилась в 20-30-х гг. ХХ в.
В СССР была создана система
показателей и таблиц, называемая
балансом народного хозяйства, которая
использовалась уже при составлении
первого пятилетнего плана
Ряд важных принципов этой системы был
сформулирован еще А. Маршаллом, затем
Дж.М. Кейнсом; большой вклад внесли английские
экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс
и американские экономисты С. Кузнец, М.
Джилберт, В. Леонтьев и др. После Второй
мировой войны к разработке системы макроэкономических
показателей подключились международные
экономические организации, и в 1953 г. в
ООН был опубликован документ под названием
«Система национальных счетов и вспомогательных
таблиц», который можно рассматривать
как первый международно признанный вариант
системы макроэкономических показателей.
Эта система пересматривалась, и ныне
действует вариант 1993 г. С конца 80-х гг.
на нее начала переходить и Россия.
1
Понятие СНС
Система национальных
счетов (СНС) (ее полное название Система
счетов национального продукта и дохода
– System of National Product and Income Accounts) - это система взаимоувязанных
показателей, применяемая для описания
и анализа макроэкономических процессов.
Она дает сведения о всех стадиях экономического
кругооборота - производстве и обмене,
первичном и вторичном распределении
(перераспределении), потреблении и сбережении
(накоплении).
СНС была разработана в конце 20-х годов
группой американских ученых, сотрудников
Национального Бюро Экономических Исследований
(National Bureau of Economic Research), под руководством
будущего лауреата Нобелевской премии
Саймона Кузнеца (Simon Kuznets)
Система национальных счетов может быть
определена и как система взаимосвязанных
статистических показателей и классификаций,
представленная в виде определенного
набора счетов и таблиц, характеризующих
результаты макроэкономической деятельности.
Базирующаяся на национальном счетоводстве,
СНС охватывает деятельность всех институциональных
единиц и хозяйствующих субъектов всех
форм собственности; учитывает все операции
с произведенными и непроизведенными,
финансовыми и нефинансовыми, материальными
и нематериальными активами.
В основе СНС лежит система обобщающих
макроэкономических показателей функционирования
экономики на различных стадиях воспроизводственного
процесса: производства продуктов и услуг;
образования, распределения, перераспределения
и конечного использования доходов (в
счетах потоков); использования валового
сбережения на накопление различных активов
(в счетах накопления); внешнеэкономических
связей (в счетах остального мира) и на
других стадиях экономической деятельности.
На основе системы показателей
СНС характеризует
Представляя собой статистическую
модель рыночной экономики, СНС с
успехом используется для выработки
экономической политики, анализа
результатов ее реализации и оценки
эффективности, а также для моделирования,
прогнозирования и управления экономикой
в 155 странах мира.
СНС ООН 1993 г. включает оценку теневой
экономики, которая, как уже отмечалось,
представляет собой производство обычных
товаров и услуг, осуществляемое подпольным
образом с целью сокрытия доходов от налогообложения.
Более того, она предлагает учитывать
даже производство юридически незаконных
товаров и услуг (наркотики, проституция
и т.п.), а также труд по ведению домашнего
хозяйства (приготовление пищи, уборка
жилищ, воспитание детей и т.д.), хотя большинство
стран мира, в том числе Россия, не готовы
включать в свои расчеты оценки этой деятельности.
Национальные счета обеспечивают получение
развернутой и взаимосвязанной информации
по системе макроэкономических показателей,
что усиливает их роль как информационной
системы в анализе экономических процессов.
Методология СНС определяет границы экономического
производства, факторы, образующие стоимость,
счета и макроэкономические показатели,
в обобщенном виде характеризующие потоки
товаров, услуг и доходов; все активы и
пассивы хозяйствующих субъектов; все
аспекты экономического процесса и его
результаты. Это позволяет считать СНС
самой развитой информационной системой
в мире, представляющей характеристику
экономических процессов на макро уровне,
увязку с важнейшими показателями экономической
статистики.
1.1
Структура и основные категории системы
Суть схемы СНС сводится
к формированию обобщающих показателей
развития экономики на различных
стадиях процесса воспроизводства
и взаимной увязке этих показателей
между собой. Каждой стадии воспроизводства
(стадии производства, первичного распределения
доходов, вторичного распределения
доходов, использования на конечное
потребление и накопление) соответствует
специальный счет или группа счетов.
Система национальных счетов дает описание
финансовых потоков, характеризующих
деятельность всех экономических агентов
— резидентов от момента Производства
до момента конечного потребления или
создания разных видов накопления.
Счет представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей, характеризующих:
а) ресурсы
б) их использование.
В каждом счете соблюдается, равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается с помощью, балансирующей статьи.
Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение, но в то же время служат для увязки счетов в единую систему.
Составление основных счетов
СНС, последовательно отражающих движение
финансовых потоков и стоимости
товаров и услуг через все
стадии, воспроизводственного цикла, завершается
разработкой балансовых таблиц (балансов),
характеризующих наличие, национального
богатства на начало и конец периода,
и его изменение в течение
данного периода.
В структурах СНС выделяются следующие
группы счетов, которые разрабатываются
в текущих ценах:
1)Группа счетов внутренней экономики в целом:
Счет товаров и услуг,
как и все другие счета СНС,
состоит из двух частей. В части «Ресурсы»
показываются выпуск и импорт продуктов,
причем в так называемых основных ценах
(т.е. без учета косвенных налогов, но с
учетом полученных субсидий), а также косвенные
налоги (в СНС они называются налогами
на продукты и импорт) и субсидии на произведенные
продукты и импорт, что необходимо для
приведения основных цен к рыночным. В
части «Использование» отражаются объемы
использования продукции на потребление,
накопление и экспорт.
Таблица СНС России: счет товаров и услуг
в 1997 г., млрд руб.
-счет распределения первичных доходов
-счет вторичного
(учитывает поступление доходов извне и их перевод за рубеж.)
Счет образования доходов
и счет распределения первичных
доходов отражают выплату доходов
экономическим агентам - домашним хозяйствам,
нефинансовым и финансовым предприятиям,
государственным учреждениям и
некоммерческим организациям. Так как
в статистике эти доходы не всегда можно
разграничить, то в указанных счетах выделяют
оплату труда наемных работников, валовую
прибыль и валовые смешанные доходы, а
также налоги на производство и импорт
(т.е. не только косвенные, но и прямые налоги,
кроме налогов на прибыль и доходы) за
вычетом субсидий на это производство
и импорт. На базе этих счетов возможно
построение валового внутреннего продукта
по доходам, а также национального дохода.
Таблица. СНС России: счет образования
доходов в 1997 г., млрд. руб.
Таблица. СНС России: счет использования
располагаемого дохода в 1997 г., млрд руб.счет
накопления (счет операций с капиталом).
2)Группа счетов отраслей экономики:
3)Группа счетов
На основе взаимосвязанной
системы показателей, объединенных
в счета и составляемых в определенной
последовательности, можно получить
взаимосвязанную комплексную
Группировки и классификации
в СНСВ СНС используется несколько
классификаций.
Первая классификация
— группировка хозяйственных единиц по
отраслям. Она применяется для изучения
процессов производства и осуществляется
в соответствии с Международной стандартной
классификацией отраслей экономики (МСОК).
В нашей стране в целях гармонизации отечественных
классификаций с международными классификационными
стандартами разработан общероссийский
классификатор видов экономической деятельности,
продуктов и услуг (ОКДП). В группировке
хозяйственных единиц по отраслям единицей
классификации является заведение — предприятие
или его часть, занятое преимущественно
одним видом производственной деятельности
(с точки зрения характера производимых
товаров и услуг, направления их использования,
характера технологического процесса),
по которой имеется статистическая информация
о затратах и выпуске продукции.
Вторым типом классификации при построении
СНС является группировка единиц
по институциональным секторам. Она осуществляется с целью
исследования потоков доходов и расходов,
финансовых активов и пассивов. Классификационной
единицей в секторной группировке является
институциональная единица — хозяйственная
единица, которая ведет полный набор бухгалтерских
счетов, может Самостоятельно принимать
решение и распоряжаться своими материальными
и финансовыми ресурсами. Исключение составляют
считающиеся институциональными единицами
домашние хозяйства. Они не ведут счетов,
но могут распоряжаться своими ресурсами,
от своего имени владеть активами и принимать
обязательства, и являются хозяйствующими
субъектами.
В соответствии с типами экономического поведения институциональные единицы группируются по шести секторам:
• "Нефинансовые предприятия";
• "Финансовые учреждения";
• "Государственные учреждения";
• "Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства";
• "Домашние хозяйства";
• "Остальной мир".
Сектор "Нефинансовые предприятия" охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг для продажи по ценам, позволяющим получить прибыль. Ресурсы этих единиц формируются главным образом за счет поступлений от реализации произведенных товаров и услуг. В этот сектор входят нефинансовые предприятия независимо от форм собственности (государственные, частные, коллективные и т. д.).
В сектор "Финансовые учреждения "входят институциональные
единицы, занятые финансовыми операциями
и операциями по страхованию на коммерческой
основе независимо от форм собственности.
Под финансовыми операциями на коммерческой
основе понимается деятельность коммерческих
кредитных учреждений, осуществляющих
преимущественно финансовое посредничество
и вспомогательную финансовую деятельность.
Ресурсы этих единиц образуются в основном
за счет принятых обязательств и полученных
процентов.
К страховым учреждениям относят государственные и частные страховые компании, занимающиеся всеми видами страхования. Их ресурсы складываются в основном за счет страховых премий.
Сектор "Государственные учреждения" включает институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг, которые предназначены для индивидуального и коллективного потребления. Кроме того, важнейшей функцией государственных учреждений является перераспределение национального дохода и богатства. К этому сектору относятся финансируемые из бюджета государственные учреждения (в области управления, финансов, регулирования и прогнозирования экономики, научно-исследовательской деятельности, обороны» поддержания
внутреннего порядка, защиты
окружающей среды и т. п.).
В данный сектор входят также государственные
внебюджетные фонды, Ресурсы этих институциональных
единиц образуются за счет, обязательных
платежей, производимых учреждениями,
предприятиями, организациями и физическими
лицами, принадлежащими к другим секторам,
а также за счет доходов от собственности.
Сектор "Некоммерческие
организации, обслуживающие домашние
хозяйства " включает институциональные
единицы, которые:
а) предоставляют индивидуальные услуги
домашним хозяйствам в области здравоохранения,
образования, культуры, искусства, религии,
отдыха, развлечений;
б) обеспечивают коллективные потребности
домашних хозяйств (например, политические
партии, профсоюзные организации, различные
общества, спортивные организации, клубы
и т. д.). Ресурсы этих организаций складываются
в основном из взносов, пожертвований,
дарений и доходов от собственности.
В секторе "Домашние хозяйства" институциональной единицей
является домашнее хозяйство — физическое
лицо или группа лиц, являющихся резидентами,
живущих вместе и имеющих общий бюджет.
Все домашние хозяйства являются потребителями,
а некоторые занимаются и производственной
деятельностью в форме не корпоративных
предприятий (личные подсобные хозяйства,
индивидуальная предпринимательская
деятельность без образования юридического
лица). Товары и услуги производятся домашними
хозяйствами, как для собственного потребления,
так и для реализации. Производственную
деятельность домашнего хозяйства невозможно
ни с юридической, ни с экономической точки
зрения отделить от самого домашнего хозяйства,
Ресурсы данного сектора составляют оплата
труда наемных работников, трансфертные
платежи (пенсии, пособия, стипендии), предпринимательский
доход, доходы от собственности (проценту
по вкладам и др.).
Информация о работе Методологические основы национального счетоводства