Методологические вопросы статистических группировок, их значения в экономическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:43, контрольная работа

Описание

Сводка статистической информации, как правило, не ограничивается

получением общих итогов по изучаемой совокупности. Чаще всего исходная

информация на этой стадии статистической работы систематизируется,

образуются определенные математические совокупности, то есть осуществляется

статистическая группировка. Причем, различающиеся между собой единицы

статистической совокупности по значениям изучаемого признака можно

объединить в группы (по сходству или различию в существенном отношении).

Работа состоит из  1 файл

контрольная по статистике.docx

— 18.92 Кб (Скачать документ)

1. Методологические вопросы статистических группировок,

 

                  их значения в экономическом  исследовании

 

 

      Сводка  статистической  информации,  как  правило,  не  ограничивается

получением общих итогов  по  изучаемой  совокупности.  Чаще  всего  исходная

информация  на  этой   стадии   статистической   работы   систематизируется,

образуются определенные математические совокупности, то есть  осуществляется

статистическая  группировка.  Причем,  различающиеся  между  собой   единицы

статистической  совокупности  по   значениям   изучаемого   признака   можно

объединить в группы (по сходству или различию в существенном отношении).

      Например,   признак   квалификации   продавцов    представлен    тремя

категориями:  первой,  второй,   третьей.   При   расчленении   совокупности

продавцов  по  этому  признаку,  получают  группы   коммерческих   признаков

работников по квалификации. Их можно  дифференцировать  и  по  стажу  работы.

Однако и здесь,  систематизировав  всю  численность  продавцов  по  признаку

продолжительности времени работы, их можно объединить и отдельные  группы  по

стажу, например, с трехлетним интервалом: до 3 лет, от 3 до 6, от  6  до  9,

от 9 до 12 и так далее.

      Опираясь на диалектическое  единство синтеза и анализа  как  дополняющих

друг друга способов  познания,  допуская  определенную  степень  абстракции,

статистическое  исследование   производит   расчленение   множества   единиц

изучаемой  совокупности  на  различающиеся  между  собой  ,   но   внутренне

однородные части и, одновременно с этим, объединяет их в типичные группы  по

существенному  для  них  признаку.  Именно  при  таком  подходе  к  изучению

социально-экономических  явлений  группировки  являются  важнейшим   методом

статистического исследования,  позволяющим  уловить переход количественных

изменений в качественные, выявить  закономерности их развития.

      Существование множества  форм развития социально-экономических  явлений,

а также конкретных целей исследования и неоднородных по содержанию  исходных

данных  обусловливает  необходимость  осуществления  разнообразных   приемов

группировок. Их методологическую  сущность  можно  сформулировать  следующим

образом: группировка – это процесс  образования однородных  групп  на  основе

расчленения статистической совокупности на части или  объединении  изучаемых

единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

      Располагая информацией  по  совокупности  торговых  предприятий,  можно

осуществить группировку по одному или  нескольким  из  следующих  признаков:

объему товарооборота, численности  работающих,  величине  основных  фондов  и

другие. Признаки, по которым производится распределение  единиц  наблюдаемой

совокупности  на  группы,   называются   группировочными   признаками,   или

основанием группировки. Их правильный выбор  определяется  научным  анализом

законов развития тех явлений и  процессов, по признакам которых  и  образуются

различные группы.

      Особым видом группировок  являются  классификации,  получившие  широкое

распространение   в   статистике.   Объективная   необходимость   разработки

классификации обусловлена многообразием атрибутивных признаков при изучении

многочисленных  явлений  и  процессов,  создающих  трудности  при  отнесении

единиц  совокупности  к  определенной  группе  или   классу.   При   наличии

нескольких признаков у  отдельной  единицы  статистической  совокупности  ее

относят  к  определенной  группе  по  признаку,  имеющему   преимущественное

значение: кассир и продавец, шофер  и грузчик  и  т.п.;  в  подобных  случаях

этих работников относят к конкретной группе по их основной деятельности.

      Классификация, представляющая  устойчивую номенклатуру классов  и групп,

образованных на основе сходства  и  различия  единиц  наблюдаемого  объекта,

имеет  фундаментальное  значение  для  всего  цикла  статистических   работ,

особенно для составления баланса  народного хозяйства,  позволяющего  следить

за  пропорциональностью  экономического  развития  отдельных   регионов.   С

помощью   классификации   общественных   явлений   вариация   их   признаков

фиксируется в определенном системном  виде. Классификации  выступают  в  роли

своеобразного  статистического   стандарта.   Из   множества   такого   рода

номенклатур в качестве примера  можно  привести  несколько  классификаций  из

числа действующих в настоящее время: классификация производимой  продукции,

товаров  народного  потребления,  учитываемых  в  розничном   товарообороте,

издержек  обращения,  а  также  классификации  по  труду  –  по  профессиям,

занятиям и другие.

      В современных  условиях, связанных с переходом   к  рыночной  экономике,

возникает потребность внесения  соответствующих  коррективов  в  действующие

классификации   и   создания   новых,   отвечающих   задачам    коммерческой

деятельности,  коллективов,  магазинов,  объединений,  ассоциаций  и  других

предприятий,  организаций   торговли.   Это   прежде   всего   классификации

деклараций доходов отдельных  лиц или их групп, работающих в  разных  отраслях

народного  хозяйства,  расширения  номенклатуры  продукции   промышленности,

классификации типов покупателей  по характеру спроса, роду  занятий,  размеру

и составу семьи и т.д.; сегментации  рынка, то  есть  разделения  покупателей

на  группы  по  целому  комплексу,  по  ряду  количественных  характеристик,

связанных с потребительскими свойствами товаров и другие.

      Наряду с этим, в условиях рынка многократно  возрастает  потребность  в

соответствующей систематизации и  группировке информации  для  характеристики

договорных  связей  торговых  предприятий  с   производителями   товаров   в

исследовании емкости и насыщенности рынка отдельных регионов  по  конкретным

изделиям,  в  изучении  интенсивности  покупательских  потоков  в  отдельных

магазинах и т.д.

      Одно   из   требований,   предъявляемых   в   процессе   осуществления

группировки, состоит в том, что  образуемые группы должны быть реальными.  Но

это не означает, что они существуют в действительности в готовом  виде.  Чаще

всего для их получения необходимы глубокое и  всестороннее  осмысление  цели

исследования,  оценка  исходной  информации  и  учет  других  обстоятельств,

связанных с изучаемым объектом.  Только  исходя  из  всей  этой  теоретико-

методологической основы, делается заключение о возможных  группах,  способах

образования и выделения  их  из  всей  совокупности.  Этот  вопрос  является

наиболее  сложным  и ответственным во  всей   методологии   статистических

группировок.

      Значение статистических  группировок состоит в том,  что они  раскрывают

объективное положение вещей и  выявляют самые существенные черты  и  свойства

изучаемых явлений, а  также  позволяют  получать  информацию  о  размерности

отдельных групп, соотношении их  в  общей  совокупности  и  о  связях  между

изучаемыми показателями, характеризующими выделенные  части,  и  признаками,

положенными в основу группировки. Этого можно достичь в том случае,  когда

применение  метода  статистических  группировок   опирается   на   положения

экономической науки.

 

 

 

2.


Информация о работе Методологические вопросы статистических группировок, их значения в экономическом исследовании