Основы стандартизации, сертификации и метрологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основы стандартизации…………………………………………………….6
Цели и задачи стандартизации…………………………………………………..6
Функции стандартизации……………………………………………..……..... ..9
Категории и виды стандартов…………………………………………… ……10
Органы и службы по стандартизации……………………………………..…...15
Важнейшие метрологические понятия……………………………………18
Основные понятия и определения метрологии…………………………..….. .18
Вопросы сертификации в законах Российской Федерации… …........... ..22
Основы сертификации. Основные понятия………………………… ………...22
Список используемой литературы…………………………………… ………25

Работа состоит из  1 файл

МЕТРОЛОГИЯ.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ В Г.ПЕНЗЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ, МЕТРОЛОГИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ

ПО ТЕМЕ: «ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕТРОЛОГИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 3 КУРСА

       П.Ф.О.

                                          СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 080502

                ШИФР 0218

                         ФРОЛКИНА А.В.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Основы стандартизации…………………………………………………….6

Цели и задачи стандартизации…………………………………………………..6

Функции стандартизации……………………………………………..…….....  ..9

Категории и виды стандартов……………………………………………  ……10

Органы и службы по стандартизации……………………………………..…...15

  1. Важнейшие метрологические понятия……………………………………18

Основные понятия и  определения метрологии…………………………..….. .18

  1. Вопросы сертификации в законах Российской Федерации… …........... ..22

Основы сертификации. Основные понятия………………………… ………...22

Список используемой литературы……………………………………  ………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема качества актуальна  для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать  участником мирового хозяйства и  международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные  предприятия, производящие верхнюю одежду, в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия  для деятельности отечественных  фирм и предприятий легкой промышленности. Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

 Стандартизация, сертификация  и метрология в том виде  как это было в плановой  экономике, не только не вписывались  в новые условия работы, но  и тормозили либо просто делали  невозможной интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером служит тому условие вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Закон РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств измерений» создали необходимую правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельности.

3

Сегодня изготовитель и  его торговый посредник, стремящиеся  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация основывается на последних достижениях науки, техники и практического опыта  и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему внедрению научных достижений в практическую деятельность.

Стандартизация создает  организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт – это  образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам.

Стандарт разрабатывается  на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие  потребителей заставляет специалистов

 

4

коммерции шире использовать методы и правила стандартизации,

метрологии и сертификации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1. Основы стандартизации

1.1. Цели и  задачи стандартизации.

Стандартизация –  это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях  обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • Технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем единства измерений;
  • Экономии всех видов ресурсов;
  • Безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • Обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

(ст. 1 Закона РФ «О  стандартизации»)

Теоретическая метрология занимается вопросами фундаментальных  исследований, созданием системы  единиц измерений, физических постоянных, разработкой новых методов измерения.

Прикладная (практическая) метрология занимается вопросами практического  применения в различных сферах деятельности результатов теоретических исследований в рамках метрологии.

Законодательная метрология включает совокупность взаимообусловленных правил и норм, направленных на обеспечение единства измерений, которые возводятся в ранг правовых положений (уполномоченными на то органами государственной власти), имеют обязательную силу и находятся под контролем государства.

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества

6

продукции, составление  технической и управленческой документации; измерение параметров технологических  операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач.

Цель стандартизации – выявление наиболее правильного  и экономичного варианта, т. е. нахождение оптимального решения. Найденное решение  дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большего числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и  более узкие, касающиеся обеспечения  соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих:

  • безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
  • совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
  • единство измерений;
  • экономию всех видов ресурсов;
  • безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
  • 7
  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т. д.

Основными задачами стандартизации являются:

  • установление требований к техническому уровню и качеству продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров;
  • развитие унификации и агрегатирования промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, повышение уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;
  • обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности;
  • разработка унифицированных систем документации, систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • принятие единых терминов и обозначений в важнейших областях науки, техники, отраслях народного хозяйства;
  • формирование системы стандартов безопасности труда, систем стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
  • создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей.

 

8

1.2. Функции  стандартизации.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции.

  1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее требованиями и законами.
  2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
  3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
  4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
  5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
  6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой
  7. 9
  8. информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
  9. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.

 

    1. . Категории и виды стандартов.

Информация о работе Основы стандартизации, сертификации и метрологии