Показатели уровня жизни и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание

В контрольной работе рассматривается уровень жизни населения как объект прогнозирования, показатели, используемые при разработке прогнозов уровня жизни населения, методы и модели, применяемые в прогнозировании социального развития и уровня жизни населения, а также рассматривается состояние и прогнозные оценки социального развития и уровня жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Показатели уровня жизни и их характеристика……………………………...4
2. Реальные доходы населения и методика их расчета………………………..11
3. Состояние и прогнозные оценки социального развития и уровня жизни...15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 40.12 Кб (Скачать документ)

Реально располагаемые доходы – это располагаемые доходы, скорректированные  на индекс потребительских цен. Они  показывают реальную динамику доходов  населения, без учета инфляционного  роста доходов. Реально располагаемые  доходы можно определить по следующим  формулам:

РД

РРД=-------     или

Jp

РРД = РД * J руб., где

РРД – реально распологаемые доходы

РД – распологаемый доход

Jp – сводный индекс цен на товары и услуги

J руб – индекс покупательной способности рубля

Различие в уровне доходов  на душу населения на 1 занятого называется дифференциацией доходов. Для описания неравенства доходов в обществе существует модель, получившая название кривой Лоренца. Она отражает неравномерность  распределения дохода между различными группами населения.

Доход


 


 

 

 

 

 


                                        Население

По горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали  – проценты дохода, получаемые этими  группами.

Если бы в распределении  дохода существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% от всего  совокупного дохода общества, 50% соответственно 50% дохода, получаемого в обществе и т.д. Следовательно, линия ОЕ –  линия абсолютного равенства  в распределении доходов.

Абсолютное неравенство  показывает, что и 20, и 50, и 70% и т.д. не получают никакого дохода, за исключением  одного единственного последнего в  ряду человека, получаеющего весь совокупный доход в обществе – линия OF. Таким образом, ломаная линия OFE – линия абсолютного неравенства доходов.

В реальной действительности фактическое распределение доходов  показано линией OA’B’C’D’E. Чем больше отклоняется кривая Лоренца от линии ОЕ, тем больше неравенство доходов в обществе.

Если обозначить площадь  OABCDA’B’C’D’E буквой Т, то ее отношение к площади треугольника OEF можно считать показателем, измеряющим степень неравенства доходов в обществе. Это отношение называют коэффициентом Джинни:

 

Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов) показывает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Для равномерного распределения он равен "0", для абсолютного неравенства он равен "1", и чем он выше, тем выше уровень неравенства в доходах населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная защита и поддержка населения

 

Социальная защита населения  – система экономических отношений, гарантирующая каждому человеку достойный уровень жизни и обеспечивающий его необходимыми благами при утрате тех или иных его способностей.

Чем тяжелее ситуация в  той или иной стране тем больше и громче звучат в ней призывы  к социальной защите населения. О  такой защите настоятельно просят её требуют от правительства. Сложность  положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается  создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы работающих, а это порождает новые социальные напряжения. Чтобы исправит такое положение недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь.

Проблема может быть полностью  решена только тогда, когда экономика  пойдет вверх и станет создавать  минимум благ, который необходим  людям. В этом в конечном итоге  и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, находятся на спаде и неспособны удовлетворить потребности всего  населения в благах и услугах? Как помочь людям попавшим в тяжелое  бедственное состояние и кому именно надо помогать? Следует прежде всего понять, что если снизить  производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, а  запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить понижение уровня жизни практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают те, кому эти блага не достанутся. Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения наиболее в ней нуждающихся. В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы. В сложившейся практике социально уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери, воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры, получающие недостаточное пособие, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей правительства.

Социальная поддержка  может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Заключение

 

Прогнозирование уровня жизни  и социальная защита населения являются важной функцией государства. Непродуманная  политика государства в этой области  может привести к росту социальной напряженности.

Для решения данной проблемы необходимо оздоровление экономики, повышение  уровня реальной заработной платы, которая  должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и следовательно увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны  к снижению доли граждан, реально  нуждающихся в помощи государства. Должен быть усилен контроль за использованием средств внебюджетных целевых фондов, усилена ответственность за нарушение законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития: Учебное пособие/ Под ред. Морозовой – М.: Колосс,2006.
  2. Черныш Е.А. Прогнеозирование и планирование: Уч. Пособ./ Е.А. Черныш, М.П. Молчанова, А.А. Новикова, Т.А. Салтанова. – М.: Издательство ПРИОР, 1999.
  3. Экономическая теория: Учеб для студ. Высш. Учеб. Заведений/Под ред. В.Д Камаева. – 6-е изд., перераб и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.
  5. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.

 

 


Информация о работе Показатели уровня жизни и их характеристика