Понятие и структура системы национальных счетов (СНС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание

В связи с переходом нашей страны к рыночным отношениям возникла необходимость перестроить отечественную статистику, внедрить в нее показатели и систему показателей, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Это касается и макроэкономических показателей, призванных обеспечить наиболее общую характеристику важнейших результатов и пропорций экономического развития. С вступлением России в Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) возникла необходимость применять в отечественной статистике систему национальных счетов (СНС), используемую в большинстве стран мира и рекомендованную рядом международных организаций.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 77.85 Кб (Скачать документ)

Метод экстраполяции, основанный на использовании индексов физического объема, используется в случае отсутствия информации о ценах, но при этом есть данные об изменении объемов выпуска продукции или оказанных услуг.

Индексом физического  объема ВВП называют показатель, который представляет собой отношение объемов ВВП данного и предшествующего периодов, выраженных в одних и тех же постоянных ценах:

    (7) 

где   объем  ВВП базисного периода в постоянных ценах;  - объем ВВП текущего периода  в постоянных ценах (реальный ВВП).

Затем объем продукции  базисного периода в сопоставимых ценах умножается на индекс физического  объема продукции для получения  оценки объема продукции текущего периода  в постоянных ценах.

Метод прямой переоценки (переоценка по элементам затрат) служит для переоценки в постоянных ценах показателей стоимости нерыночных услуг в сферах управления, здравоохранения, бюджетной науки и заключается в дефлятировании элементов затрат, т.е. тогда, когда продукция достаточно однородна.

 

  1. Развитие  и виды международных сопоставлений.

      Одним из важнейших направлений анализа  валового внутреннего продукта являются международные сопоставления ВВП  и его компонентов. Международные  сопоставления ВВП осуществляются раз в три года. Проект международных  сопоставлений (ПМС) ООН начал осуществляться в 1968 г. Первый доклад о ПМС был опубликован в 1975 г. Доклад содержит подробное описание и рассмотрение применяемых методов, а также результаты сопоставлений 10 стран (Венгрия, Индия, Италия, Кения, Колумбия, Великобритания, США, ФРГ (в границах до 1990 г.), Франция и Япония) за 1967 и 1970 гг. В данном исследовании, в котором принимали участие страны со всех континентов и с разными экономическими системами, была применена методология многосторонних сопоставлений, что обеспечило возможность увеличения числа участвующих стран. За первым этапом (1970 г.) последовал второй, на котором результаты за 1970 и 1973 гг. были представлены по 16 странам, начиная с третьего этапа (1975 г.), ПМС стал осуществляться с пятилетним интервалом и число стран увеличилось с 34 (1975 г.) до 60 в 1980 г. и до 64 в 1985 г. В 1985 г. Проект был переименован в Программу международных сопоставлений (ПМС). В 1990 г. проводился раунд Европейской программы сопоставлений (ЕПС) с участием около 40 стран. Число стран, участвующих в сопоставлениях по данным 1993 г. достигло 86.

      1993 г. является годом мирового, глобального сопоставления после  
1985 г. (сопоставление 1990 г. было только европейским). Число стран, участвующих в региональных программах сопоставлений, постоянно растет. Всего сопоставления за 1993 г. охватывают 86 стран: страны-члены ОЭСР (24 страны - Группа I), страны Центральной и Восточной Европы, Средней Азии (23 страны), Африки (22 страны), Восточной Азии и Океании (17 стран), включая ограниченное участие Китая. Однако остаются целые регионы, не участвующие в сопоставлениях. Российская Федерация, которая впервые участвовала в данной программе, входила во Вторую Европейскую группу (Группа II), которая в свою очередь состояла из 4 подгрупп:

      группа 2А: Австрия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Хорватия, Румыния, Болгария, Белоруссия, Россия, Украина;

      группа 2B: Финляндия, Латвия, Литва, Эстония;

      группа 2С: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Турция;

      группа 2Д: Румыния, Молдавия.

      Страны  группы 2А проводили двусторонние сопоставления с Австрией, которая  была центром и координатором. Румыния  и Молдавия проводили двусторонние сопоставления. Прочие сопоставления  были многосторонними. Результаты данной группы входят в мировые итоги  через базовую страну - Австрию. Бывший СССР участвовал в ПМС только один раз по данным за 1990 г. и также входил во Вторую Европейскую группу.

 

  1. Показатели и этапы проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта

      Основным  показателем в международных  сопоставлениях  является валовой  внутренний продукт (ВВП).

      ВВП характеризует стоимость конечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах конечного покупателя), произведенных резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. Этот показатель, измеряющий конечные результаты экономической деятельности страны, применяется для характеристики экономической мощи и уровня экономического развития страны (прежде всего в  международных сопоставлениях), для  оценки экономического роста (после  устранения влияния изменения цен  на объем стоимостного показателя, каким является ВВП).

      Также одним из основных показателей международных  сопоставлений является индекс физического объема ВВП на душу населения.

      Номинальные стоимостные показатели в национальной валюте пересчитываются с помощью  паритетов покупательной способности  в реальные величины. Отношение ВВП  на душу населения сопоставляемой страны к ВВП на душу населения базисной страны (группы стран) называются индексом физического объема ВВП на душу населения.

      Хотя  индекс физического объема ВВП на душу населения является основным показателем  международных сопоставлений, для  того чтобы его получить, рассчитываются паритеты покупательной способности (ППС).

      Для проведения международных сопоставлений  показатели ВВП различных стран  должны быть выражены в единой валюте.

      Проведение  международных сопоставлений  макроэкономических стоимостных показателей  требует решения  двух основных проблем:

      1) унификация экономического содержания  сравниваемых показателей;

      2) выбор метода пересчета показателей  из национальных валют в единую  денежную единицу, т. е. выбор  метода расчета результатов сопоставлений.

      Первая  проблема решается на основе использования  стандартных международных классификаций  и применения единой методологии.

      Решение второй проблемы (выбор формулы расчета, весов, способов агрегирования частных  индексов и т.д.) определяется экономическим  содержанием, целями и задачами проводимого  сопоставления, исходной информацией (степенью ее детализации, точностью, сопоставимостью), аналитическими требованиями, предъявляемыми к результатам.

      Сложившаяся после второй мировой войны система  валютных курсов с 60-х годов и  особенно после распада Бреттон-Вудского соглашения в начале 70-х годов  и создания плавающих и фиксированных  валютных курсов перестала обеспечивать удовлетворительную точность сопоставлений  макроэкономических стоимостных показателей, так как система валютных курсов стала обслуживать только сферу  внешнеэкономической деятельности. Современные валютные курсы могут  колебаться в течение года, месяца и дня по различным политическим и конъюнктурным причинам и в  результате таких колебаний не отражают реальное изменение покупательной  способности валют.

      Кроме того, применение в этих целях валютных курсов не может обеспечить удовлетворительную степень точности результатов расчета, так как официальные валютные курсы обслуживают далеко не все  операции, включаемые в ВВП, и на их величину оказывают влияние факторы,  не имеющие прямого отношения к сопоставлению объемов произведенных товаров и услуг, например международные потоки капиталов, соотношение между спросом и предложением валюты той или иной страны и т.д. Кроме того, использование официальных валютных курсов, хотя и позволяет обеспечить сравнимую оценку ВВП различных стран, однако не устраняет различий в уровнях цен сопоставляемых стран. Поэтому с середины 50-х годов в основе Программы международных сопоставлений ВВП, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН с целью обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют, которые представляют собой коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами стран. Паритет представляет собой количество единиц валюты, необходимое для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно приобрести за одну денежную единицу базовой страны, например доллар США.

      ППСВ  выступают своего рода дефлятором, аналогом индексов потребительских  цен. Различие между ними состоит  в том, что индексы цен определяют изменение покупательной способности  валюты одной страны во времени, а  ППСВ измеряют изменение покупательной  способности валют разных стран  в один и тот же период времени. При этом индексы потребительских  цен (национальные дефляторы), в отличие  от паритетов покупательной способности (ППС), строятся на основе допущений, связанных  с игнорированием изменение структуры  ВВП во времени, тогда как при  построении межстранового ППСВ предполагается абстрагирование (в определенных пределах) от различий в структуре национальных объемов ВВП.

      Значения  показателей, пересчитанных из национальных валют с помощью ППС в сопоставимую валюту, носят наименование "реальные объемы". В то же время, значения в  национальных валютах и для международных  сопоставлений, пересчитанные в  сопоставимую валюту по валютным курсам, носят наименование "номинальные  объемы". ППС является своеобразным пространственным "дефлятором", аналогом динамических индексов цен. Если динамические индексы цен измеряют изменение  покупательной способности валюты одной страны во времени, то ППС измеряют различия в покупательной способности  валют разных стран в пространстве. При этом существуют некоторые  особенности ППС:

      1) могут сравниваться страны, разные  по масштабам национальных экономик;

      2) сопоставление осуществляется в  течение базисного года.

      ППСВ  – это статистическая категория. Они не используются для обмена валют, а являются техническим инструментом обеспечения международной сравнимости  ВВП. Расчет паритетов покупательной способности валют представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, предполагающий сбор и обработку большого массива информации о ценах, объемах произведенной и используемой продукции по отдельным группам товаров.

      Важным  расчетным показателем является сопоставимый уровень цен. Сопоставимый уровень цен рассчитывается как  отношение ППС к валютному  курсу. Различие между ППС и валютным курсом используется в качестве критерия выявления ''более дешевых'' или ''более  дорогих'' стран. Индексы сопоставимого  уровня цен также могут рассчитываться по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель (которым широко пользуются туристы на бытовом уровне) применяется  при разделении стран на ''дешевые'' (с низкими значениями показателя) и ''дорогие'' (с высоким национальным уровнем цен). Выявлены закономерности, что более высоким значениям  ВВП на душу населения соответствуют  более высокие сопоставимые уровни цен.

      Базовый подход международных макроэкономических сопоставлений заключается в  следующем:

      1. ВВП каждой страны разбивается  на ряд однородных товарных  групп (первичные группы) согласно  компонентам конечного использования  ВВП. В сопоставлениях за 1996 г. для стран, входящих в ОЭСР, и стран Второй европейской группы были выделены соответственно 218 и 266 первичных групп.

      2. В рамках каждой товарной группы  экспертным путем отбирается  некоторое число товаров-представителей, по которым производится регистрация  национальных цен, затем на  их основе рассчитываются индивидуальные  и групповые ППСВ.

      3. Групповые ППСВ агрегируются  в сводный ППС, как правило,  по средним взвешенным, где в  качестве весов выступает доля  расходов на элементы конечного  использования.

      По  первичным товарным группам рассчитывается частный ППСВ по формуле средней  геометрической невзвешенной из индивидуальных соотношений цен:

      

      где - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;

       - произведение n-сомножителей;

       - индивидуальный индекс цен  страны А к стране В;

       - число товаров-представителей  в группе.

      Для международных сопоставлений наблюдаемые  цены должны быть согласованны с данными  о расходах, т.е. с ценами, используемыми  для расчета расходов в национальных счетах. Одновременно показатель потребления  населения охватывает поступления  из всех источников (от всех институциональных  единиц). Поэтому фиксируемая в  ходе наблюдения цена должна являться полной, т.е. той, которую потребитель  должен был бы заплатить, если бы не было субсидий ''по социальной защите''.

      В ЕПС используется три основных уровня дезагрегирования:

  • Основные компоненты ВВП;
  • Аналитические категории;
  • Первичные группы.

      В состав основных компонентов ВВП  входят:

  • Конечное национальное потребление;
  • Коллективное потребление органами общего управления;
  • Валовое накопление основного капитала;
  • Прирост запасов;
  • Сальдо внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Понятие и структура системы национальных счетов (СНС)