Понятие, предмет и метод правовой статистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание

Цель данного реферата – раскрыть предмет и методы правовой статистики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
§1. Предмет правовой статистики и ее основные отрасли…………….. 4
§2. Методы правовой статистики………………………………………… 10
§3. Статистические возможности анализа преступности…………….... 15
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы……………………………………… 21

Работа состоит из  1 файл

Понятие предмет и метод правовой статистики.docx

— 36.97 Кб (Скачать документ)

1. Метод массового статистического  наблюдения заключается в изучении  большого количества правонарушений, что позволяет выявить объективные  закономерности в сфере преступлений, в правоприменительной деятельности  судов, прокуратуры, милиции и  других правоохранительных органов.  Для получения объективных результатов  статистическое наблюдение должно  охватывать либо всю (генеральную)  совокупность изучаемых явлений,  либо такую ее часть, которая  была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы  сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку.

2. Сводка и группировка  данных наблюдения – следующий  метод (этап) юридической статистики. Его сущность заключается в  сведении и группировке данных, полученных путем статистического  наблюдения, по тем или иным  признакам, для того чтобы каждая  группа представляла собой определенную  качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений  группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства  и др.), по содержанию мотивации  (корыстные, насильственные и  т.д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению,  прежней судимости). Сводка и группировка  данных позволяет увидеть структуру  изучаемых явлений, их сходства  и различия. Данный метод позволяет  увидеть единство количественного  и качественного в той или  иной совокупности.

3. Статистический количественный  анализ позволяет выявить закономерности  и взаимозависимости массовых  правовых, криминологических и социологических  явлений. Результаты статистического  исследования на этом этапе  выражаются в процентах, коэффициентах,  индексах и других обобщающих  показателях, не включающих в  себя частные, индивидуальные  или случайные отклонения. В них  раскрываются основные тенденции,  типичные черты, корреляции, характеристики.

Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений  применяется на всех этапах статистического  исследования. Он предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов  на базе теоретических положений  гражданского, уголовного права, криминологии и др. с последующим углублением  теории этих наук и совершенствованием юридической практики.

Используя вышеперечисленные  методы правовая статистика обеспечивает:

- изучение криминологической  характеристики преступности, а  совместно с социологией –  уголовного права – и изучение  некриминализированной преступной  деятельности;

- изучение причин и  условий преступлений;

- изучение криминологической  характеристики личности правонарушителей;

- прогнозирование преступности  и индивидуального преступного  поведения;

- планирование и организацию  борьбы с уголовно-наказуемыми  деяниями;

- проверку эффективности  борьбы с преступными проявлениями.

Статистическое наблюдение включает в себя:

- определение целей и  задач статистического наблюдения;

- выбор объекта исследования;

- установление единиц  наблюдения, совокупности, измерения;

- составление программы  наблюдения.

Цели статистического  наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей правоохранительных и  другие юридических учреждений или  государства в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных  составляет базу данных, на основе которой  организуется борьба с преступностью  и оценивается безопасность общества. Другие, более детальные или частные  сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими задачами.

Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и  включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить  для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения – выработка  более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений  в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных  действий, фактическая доля их выявления  правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины  и условия, способствующие коррупции  государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут  реальную уголовную ответственность  за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и  т.д.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Например, отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды и т.д.

Единицей совокупности считается  первичный составной неделимый  элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Например, к  таким элементам относятся преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются  изучаемые юридической статистикой  социально-правовые явления. Например, в статистической отчетности органов  уголовной юстиции в качестве единиц измерения преступности применяют  три показателя: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) – подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный.

Программа статистического  наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные  ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения.

По форме статистическая сводка может быть децентрализованной, что бывает тогда, когда она в  окончательном варианте сделана  на местах, например в низовых органах  внутренних дел, прокуратуры, налоговой  полиции или в суде; смешанной (сводка осуществляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а  потом в центре); централизованной (только в центре).

Составными элементами сводки и группировки являются:

а) разработка системы показателей, характеризующих преступность или  другое социально-правовое явление  в целом и ее отдельные группы;

б) статистическая группировка  полученных данных;

в) подсчет групповых и  общих итогов;

г) оформление результатов  в статистических таблицах и графиках.

Разработка системы показателей, характеризующих то или иное явление, считается первым, а сама группировка  данных – вторым элементом рассматриваемой  стадии сводки и группировки статистических показателей. Эти элементы тесно  связаны между собой, так как  в основе любой сводки количественных материалов всегда лежит группировка  показателей, собранных в процессе наблюдения. Группировка статистических данных, определяемая задачами и целями исследования, предполагает расчленение  показателей о преступлениях, административных правонарушениях, уголовном и гражданском  судопроизводстве на качественно однородные группы по существенным признакам.

Группировочные признаки могут отражать качественную или  количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в  организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы  и др.) необходимо выделить общее  количество групп и определить разницу  между максимальным и минимальным  значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д. Они должны отражать существенные стороны явлений и  процессов, раскрывать переход количества в качество.

Статистические группировки, отражающие качественные (атрибутивные) признаки (степень общественной опасности  и тяжести преступлений, вид деяний, содержание мотивации преступного  поведения, социальное положение правонарушителей, условия нравственного формирования личности в семье, характер гражданского иска, вид гражданско-правового деликта  и т.д.) широко распространены в социально-правовых изучениях.

§3. Статистические возможности анализа преступности

Статистика нашего государства, охватывающая своими показателями все стороны  экономической, политической, культурной и правовой жизни нашего государства, расчленяется на целый ряд отраслей (экономическая, демографическая, медицинская  и др.).

Одной из таких отраслей и является правовая или юридическая статистика, которая отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный  строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные  Конституцией права и интересы отдельных  граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики - учёт нарушений  законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.

Роль правовой статистики в улучшении  деятельности указанных органов  весьма серьёзна, т.к. именно она наряду с другими источниками даёт возможность  установить, как работают судебные, следственные, исправительно-трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие.

Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных  и административных нарушений на различных участках экономики, о  размерах ущерба от преступлений. Принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность  наиболее эффективно осуществлять возложенные  на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.

При изучении правовой статистики важно  исходить, во-первых, из тех или иных правовых нарушений, которые она  призвана учитывать, и, во-вторых, из различного характера учреждений, которые практически  занимают его. Основываясь на этом делении, судебная статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:

1) уголовно-правовую, имеющую своим  непосредственным объектом количественную  сторону преступности и мероприятий  по её предупреждению;

2) гражданско-правовую, непосредственным  объектом которой является количественная  сторона гражданских правонарушений, рассматриваемых судом и арбитражным  судом;

3) административно-правовую, объектом  которой является количественная  сторона административных нарушений  и мероприятий по борьбе с  ними.

Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного  процессов, причём все эти показатели характеризуют, с одной стороны, абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений (например, уголовные), а с другой - эффективность работы соответствующих органов (судов, например) по предупреждению данных правонарушений.

Самостоятельным разделом правовой статистики является статистика прокурорского  надзора, количественно отражающая многогранную деятельность прокуратуры. В настоящее время во всех юридических  вузах преподаётся судебная статистика, которая теоретически обосновывает практику статистической работы в органах  МВД, прокуратуры и суда.

Применительно к уголовно-правовой статистике, указывающей два объекта - преступность и деятельность органов, ведущих борьбу с ней, можно так  конкретизировать возможности статистического  анализа:

1) дать цифровую характеристику  состояния, уровня, структуры, динамики  преступности и деятельности  правоохранительных органов по  борьбе с ней, т.е. ответить  на вопросы, что есть, каково  положение дел (описательная функция);

2) выявить статистические связи,  зависимости, соотношения, закономерности  в состоянии, структуре и динамике  преступности и в деятельности  правоохранительных органов. Причём  эту задачу надо понимать широко  и не ограничиваться выявлением  статистических соотношений и  закономерностей в характеристике  самой преступности. А поскольку  на преступность оказывают влияние  и социальные факторы, то необходимо  выявить зависимости изменений  в структуре и динамике преступности  от других социальных явлений  и процессов (например, от изменений  в структуре и динамике населения,  уровне образования, содержания  труда и квалификации работников  организации досуга и свободного  времени и т.д.), т.е. определённой  степени выяснить, почему таково  положение дел (объяснительная  функция);

3) определить тенденции развития  преступности, составить статистический  криминологический прогноз, т.е.  представить хотя бы приблизительно, что ожидается, каковы перспективы (прогностическая функция);

4) выявить “тревожные” моменты  в характеристике преступности, положительные стороны и недостатки  в работе правоохранительных  органов, “узкие места”, слабые  звенья (низкий уровень раскрываемости  преступлений, длительные сроки  и низкое качество расследования  и рассматривание дел и т.д.), чтобы на основе этих данных  своевременно принять решение,  разработать меры по распространению  положительного опыта и устранению  недостатков, т.е. подготовить  данные для того, чтобы решить, что нужно делать, что предпринять  (организаторская, управленческая  функция).

Информация о работе Понятие, предмет и метод правовой статистики