Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:50, реферат
Цель данного реферата – раскрыть предмет и методы правовой статистики.
Введение……………………………………………………………………… 3
§1. Предмет правовой статистики и ее основные отрасли…………….. 4
§2. Методы правовой статистики………………………………………… 10
§3. Статистические возможности анализа преступности…………….... 15
Заключение…………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы……………………………………… 21
1. Метод массового
2. Сводка и группировка
данных наблюдения – следующий
метод (этап) юридической статистики.
Его сущность заключается в
сведении и группировке данных,
полученных путем
3. Статистический количественный
анализ позволяет выявить
Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования. Он предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов на базе теоретических положений гражданского, уголовного права, криминологии и др. с последующим углублением теории этих наук и совершенствованием юридической практики.
Используя вышеперечисленные методы правовая статистика обеспечивает:
- изучение криминологической
характеристики преступности, а
совместно с социологией –
уголовного права – и изучение
некриминализированной
- изучение причин и условий преступлений;
- изучение криминологической
характеристики личности
- прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения;
- планирование и организацию борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями;
- проверку эффективности
борьбы с преступными
Статистическое наблюдение включает в себя:
- определение целей и
задач статистического
- выбор объекта исследования;
- установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
- составление программы наблюдения.
Цели статистического наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей правоохранительных и другие юридических учреждений или государства в целом. Например, отслеживание уровня учтенной преступности, раскрываемости, судимости и общего числа заключенных составляет базу данных, на основе которой организуется борьба с преступностью и оценивается безопасность общества. Другие, более детальные или частные сведения о преступности или судимости, собираются в связи с возникающими задачами.
Выбор объекта наблюдения
зависит от поставленных целей и
включает в себя совокупность социально-правовых
отношений, которые следует изучить
для достижения поставленных целей.
Например, если цель наблюдения – выработка
более эффективной борьбы с коррупцией
среди государственных
Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Например, отделения милиции, районная или городская прокуратуры, районные суды и т.д.
Единицей совокупности считается
первичный составной неделимый
элемент изучаемой
Единица измерения показывает,
в каких величинах учитываются
изучаемые юридической
Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения.
По форме статистическая сводка может быть децентрализованной, что бывает тогда, когда она в окончательном варианте сделана на местах, например в низовых органах внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции или в суде; смешанной (сводка осуществляется в районе, городе, затем в субъекте Федерации, а потом в центре); централизованной (только в центре).
Составными элементами сводки и группировки являются:
а) разработка системы показателей, характеризующих преступность или другое социально-правовое явление в целом и ее отдельные группы;
б) статистическая группировка полученных данных;
в) подсчет групповых и общих итогов;
г) оформление результатов в статистических таблицах и графиках.
Разработка системы
Группировочные признаки могут отражать качественную или количественную сторону изучаемого явления. При распределении данных по количественным признакам (возрасту правонарушителей, числу лиц в организованной преступной группе, количеству судимостей, срокам лишения свободы и др.) необходимо выделить общее количество групп и определить разницу между максимальным и минимальным значениями признака (интервала) в каждой группе. Причем интервалы нельзя выбирать произвольно, исходя из внешних признаков, равенства и т.д. Они должны отражать существенные стороны явлений и процессов, раскрывать переход количества в качество.
Статистические группировки,
отражающие качественные (атрибутивные)
признаки (степень общественной опасности
и тяжести преступлений, вид деяний,
содержание мотивации преступного
поведения, социальное положение правонарушителей,
условия нравственного
§3. Статистические возможности анализа преступности
Статистика нашего государства, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жизни нашего государства, расчленяется на целый ряд отраслей (экономическая, демографическая, медицинская и др.).
Одной из таких отраслей и является правовая или юридическая статистика, которая отражает своими показателями, как охраняется общественный и государственный строй, различные формы собственности, как защищаются гарантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан и юридических лиц. Основная цель правовой статистики - учёт нарушений законности рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и арбитражного суда, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.
Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных органов весьма серьёзна, т.к. именно она наряду с другими источниками даёт возможность установить, как работают судебные, следственные, исправительно-трудовые и другие административные учреждения, как осуществляется правосудие.
Зная количество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, располагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других законов, о распространении уголовных и административных нарушений на различных участках экономики, о размерах ущерба от преступлений. Принимая во внимание результаты борьбы с ними, органы юстиции получают возможность наиболее эффективно осуществлять возложенные на них задачи в деле укрепления законности и правопорядка.
При изучении правовой статистики важно исходить, во-первых, из тех или иных правовых нарушений, которые она призвана учитывать, и, во-вторых, из различного характера учреждений, которые практически занимают его. Основываясь на этом делении, судебная статистика подразделяется на три самостоятельных отрасли:
1) уголовно-правовую, имеющую своим
непосредственным объектом
2) гражданско-правовую, непосредственным
объектом которой является
3) административно-правовую, объектом
которой является
Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного, гражданского и административного процессов, причём все эти показатели характеризуют, с одной стороны, абсолютные и относительные размеры тех или иных правонарушений (например, уголовные), а с другой - эффективность работы соответствующих органов (судов, например) по предупреждению данных правонарушений.
Самостоятельным разделом правовой статистики является статистика прокурорского надзора, количественно отражающая многогранную деятельность прокуратуры. В настоящее время во всех юридических вузах преподаётся судебная статистика, которая теоретически обосновывает практику статистической работы в органах МВД, прокуратуры и суда.
Применительно к уголовно-правовой статистике, указывающей два объекта - преступность и деятельность органов, ведущих борьбу с ней, можно так конкретизировать возможности статистического анализа:
1) дать цифровую характеристику
состояния, уровня, структуры, динамики
преступности и деятельности
правоохранительных органов по
борьбе с ней, т.е. ответить
на вопросы, что есть, каково
положение дел (описательная
2) выявить статистические связи,
зависимости, соотношения,
3) определить тенденции развития
преступности, составить статистический
криминологический прогноз, т.
4) выявить “тревожные” моменты
в характеристике преступности,
положительные стороны и
Информация о работе Понятие, предмет и метод правовой статистики