Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:19, курсовая работа
В настоящее время национальное счетоводство сильно развито, и не является простым набором статистических счетов, оно связано со многими отраслями науки и практики и прежде всего с макроэкономической статистикой.
Введение
1. Система национальных счетов и межотраслевой баланс Леонтьева
1.1. Национальный продукт и его категории в системе национальных счетов (снс)
1.2. Основы разработки межотраслевого баланса Леонтьева
2. Анализ состояния экономики на основе конкретных данных национальных счетов и межотраслевого баланса
2.1. Сравнительный анализ состояния экономики России в период с 2002– 2005 г.г. и 2006 – 2009 г.г.
2.2. Анализ экономики с использованием межотраслевого баланса Леонтьева
3. Анализ достоинств и недостатков "системы национальных счетов" и "межотраслевого баланса В.Леонтьева"
3.1. Достоинства и недостатки СНС
3.2. Сравнительный анализ "системы национальных счетов" и "межотраслевого баланса В.Леонтьева"
Заключение
Список литературы
Таким образом, сравнивая таблицу 3 и таблицу 4, мы видим, что изменив спрос домашних хозяйств сельского хозяйства и прочих на десять пунктов, увеличились и все остальные показатели: увеличились общие объемы затрат продукции отрасли на производство продукции отрасли , увеличилась валовая продукция.
Равновесные цены на продукцию каждой отрасли определяются по формуле:
- вектор цен;
- вектор долей добавленной стоимости;
- транспонированная матрица коэффициентов полных материальных затрат.
Эту формулу можно расписать в виде системы линейных уравнений:
- добавленная стоимость, приходящаяся на единицу валовой продукции (доля добавленной стоимости)
Материальные потоки, спрос домашних хозяйств и валовую продукцию умножаем на полученные цены ().
Таблица 5
Баланс в денежном выражении
Отрасли | Межотраслевые материальные потоки | Домашние хозяйства | Валовая продукция | ||
с/х | Промышленность | Прочие | |||
Сельское хозяйство | 185,1 | 123,4 | 61,7 | 246,8 | 617 |
Промышленность | 67,4 | 168,5 | 101,1 | 337 | 674 |
Прочие | 164,8 | 82,4 | - | 164,8 | 412 |
Добавленная стоимость, руб | 200 | 300 | 250 |
|
|
Для сверки баланса в денежной выражении должны выполняться следующие условия:
Проверка
1. По строкам
185,1+123,4+61,7+246,8=617
67,4+168,5+101,1+337=674
164,8+82,4+164,8=412
2. По столбцам
185,1+67,4+164,8+200=617
123,4+168,5+82,4+300=674
61,7+101,1+250=412
3. Сумма второго раздела = сумме третьего раздела
246,8+337+164,8=200+300+250
Выводы по второй главе.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что наша страна пока не может считаться страной с типично развитой рыночной экономикой, т.к.:
- доля доходов наемных работников в ВВП России равная 44% не является достаточно преобладающей (например, в таких странах как Китай и США она составляет от 55- 65%);
- преобладает “сырьевая” экономическая политика, которая ставит в страну в зависимость от ситуации на рынках, важных для России экспортных продуктов: нефти, нефтепродуктов, газа и металлов;
- слабо развито производство товаров и услуг, которое способно составить конкуренцию на международных и мировых рынках.
1. Одним из основных достоинств СНС, является единство системы статистических показателей экономической деятельности и ее результатов, теоретических и методологических основ их расчета, приемов и методов ведения учета и получения необходимой информации о состоянии и изменениях в экономике, а также результатах ее функционирования.
Единство статистической методологии обеспечивает сопоставимость показателей всех стран, их сводимость на мировом уровне, определение места и роли национальной экономики в мировой экономической системе, то есть значительно упрощает решение проблем международных сопоставлений, способствуя их достоверности.
2. Как недостатком, так и достоинством СНС 1993 года, является её сложность и громоздкость. Огромный объём статистических показателей, охватываемый СНС, способствует наиболее детальному анализу и статистики, как состояния экономики в целом, так и отдельных её отраслей. В результате сложных расчётов и балансовых сопоставлений, СНС способствует, прежде всего, обеспечению информацией органов государственного и межгосударственного управления, а так же обоснованному принятию решений по вопросам формирования экономической политики и для оценки макроэкономической ситуации, которая оказывает значительное влияние на экономическую деятельность на всех уровнях хозяйствования, для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов, а также внешнеэкономических связей.
3. Безусловным достоинством СНС можно считать то, что все их показатели увязаны между собой. Такая взаимосвязь между счетами позволяет проводить статистику показателей, как в целом за экономику государства, так и за отдельный сектор экономики. При этом в ходе проводимых расчётов добиваться наиболее точных результатов, что в свою очередь, позволит проводить наиболее качественный анализ состояния экономики, прогноз динамики её изменения в будущем и выработку наиболее эффективных мер по её дальнейшему развитию.
1. Главным недостатком СНС – считается то, что она стала слишком сложной и понятной только специалистам-статистикам, и как следствие, во всех странах, СНС широко применяется для подготовки экономистов высшей квалификации.
Эта проблема обсуждается регулярно на самых разных уровнях, включая международный. Причем в России непонимание показателей СНС подавляющим большинством даже высококвалифицированных экономистов, как известно, сейчас принимает критический характер.
Поэтому многие университеты и учебные центры мира включают вопросы, связанные с тематикой СНС, в курсы подготовки более широкого круга экономистов, чем это требуется для удовлетворения потребностей собственно статистических органов. Например, Объединенный Венский Институт (МВФ, ООН, ВБ) подробно рассматривает тематику СНС в нескольких курсах, посвященных макроэкономическому анализу. Причем в Вене этот курс читают сразу несколько преподавателей, которые одновременно присутствуют в лекционном зале и при необходимости помогают друг другу.
2. В существующей СНС, имеются недостатки в теоретических вопросах разработки статистических данных, одним из таких недостатков, является ряд проблем процесса перехода от идеального национального продукта к реальному.
3. В России, на сегодняшний день, информационная база СНС и сама система получения необходимой информации, далеки от идеала и явно требуют усовершенствования.
Например, один из недостатков, это несоответствие требований СНС правилам бухгалтерского учета, применяемым в России. Предприятия заполняют статистические отчеты исходя из имеющихся у них бухгалтерских записей. Цели бухгалтерского учета связаны в основном с налогообложением и отличаются от задач статистики. Поэтому сами подходы к определению некоторых показателей во многих случаях различны. Такие же проблемы существуют и в других странах, однако по большинству важнейших показателей правила бухгалтерского учета там гармонизированы с требованиями статистики. Россия пока не перешла в полной мере на международные стандарты бухгалтерского учета, поэтому статистика не может напрямую запрашивать у предприятий, скажем, величину промежуточного потребления, а вынуждена рассчитывать этот показатель на основе других показателей.
Конечно, для устранения указанных недостатков в России, проводилась модернизация существующих форм отчётности предприятий, новые формы существенно увеличили наличие подаваемой предприятиями информации для построения наиболее полного спектра счетов, но в целом данные проблемы остаются актуальными.
4. Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста.
5. Как показывают наблюдения общественных и статистических организаций, одним из недостатков СНС, является недостаточная методология СНС в отношении окружающей среды. В СНС 1993 года, предусмотрены статистические наблюдения в виде экологического учёта, который является структурно-скомпонованным описанием взаимодействий между окружающей средой и экономикой в системе учетных показателей, но при этом, единой модели национальных экологических счетов не существует, все зависит от конкретных целей и требований отдельных стран.
Идее отчетности в области устойчивого развития, межотраслевого баланса соответствует идея системы национальных счетов (СНС).
Общепринято, что система национальных счетов - есть адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.
Переход к СHС был процессом обусловленным. В условиях рыночной экономики прежняя система основных макроэкономических показателей не могла бы быть действенным орудием статистического учета и отображения глобальных хозяйственных процессов и их результатов.
В отличие от национальных счетов зарубежных стран в отечественной СHС предусматривается возможность разграничения между сферой материального производства и сферой нематериальных услуг. Связующим звеном в системе макроэкономических показателей являются скоординированные между собой показатели формирования, распределения, перераспределения и использования национального дохода как совокупности доходов от экономической деятельности и создания и движения конечного продукта как главной характеристики социально-экономического развития как страны, так и региона.
Как макростатистическая модель экономики, СHС в отличие от межотраслевого баланса базируется на идеологии равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности. При этом в качестве инструментов саморегулирования рыночной экономики признаются механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного перелива капиталов при весьма значительных функциях государственного регулирования. Последнее особенно актуально в связи с необходимостью разработки механизма социальной защиты населения и проведения стратегических структурных преобразований в экономике.
Преобразования в системе показателей, порядке сбора, обработки и анализа статистических данных должны обеспечить информацией территориальные и вертикальные органы управления, а также предпринимательские структуры в целях принятия управленческих решений.
Отчетность по устойчивому развитию, система национальных счетов и связывающая их методология межотраслевого баланса последовательно развиваются.
Выводы по третьей главе.
Основу межотраслевого баланса и важнейшие характеристики межотраслевых связей составляют коэффициенты прямых затрат. Технологические коэффициенты непостоянны и постепенно и незначительно изменяются, при этом основными факторами динамики выступают изменения цен и технологий. Поэтому при построении расчетного межотраслевого баланса особенно важная роль отводится выработке конкретных подходов к корректировке коэффициентов прямых затрат.
СHС в отличие от межотраслевого баланса базируется на идеологии равноправия материального производства и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности.
В странах с рыночной и переходной экономикой размеры национального продукта определяются по Системе национальных счетов (СНС), представляющей собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе воспроизводства. Основная цель СНС — описание взаимоувязанных макроэкономических показателей, характеризующих результаты и пропорции экономического развития страны, с целью обеспечения комплексного анализа процесса создания национального продукта и национального дохода. Поэтому для экономической теории важно понимание национального счетоводства как комплексной системы понятий и категорий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в экономической системе.
Информация о работе Система национальных счетов и межотраслевой баланс Леонтьева