Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:23, курс лекций

Описание

Основные понятия и категории СНС
Классификации СНС и счетов
Макроэкономические показатели и методы их расчета
Построение индексов-дефляторов

Работа состоит из  1 файл

Лекция Система национальных счетов.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

Лекция 3. Система национальных счетов

 

    1. Основные понятия и категории СНС
    2. Классификации СНС и счетов
    3. Макроэкономические показатели и методы их расчета
    4. Построение индексов-дефляторов

 

    1. Основные понятия и категории СНС

Система национальных счетов (СНС) — система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой.

Необходимость исследования СНС. СНС возникла в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для регулирования рыночной экономики и формирования экономической политики.

Становление в России рыночных отношений потребовало  внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь это касалось макроэкономических показателей, т.е. показателей, отражающих важнейшие пропорции национальной экономики. Это вызвало необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями единую методологию, основанную на национальном счетоводстве и принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов (СНС). Единая статистическая методология дает возможность сопоставлять экономические показатели всех стран, получать сводные показатели на мировом уровне, определять место и роль национальной экономики в мировой экономике, т.е. значительно упрощается решение проблемы международных сопоставлений, повышается их достоверность.

Потребители информации о СНС. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений.

Потребителями данных СНС  кроме органов государственного управления являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно-политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально-экономическом положении страны.

Значительный интерес  представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Суть  СНС сводится к формированию системы взаимосвязанных обобщающих макроэкономических показателей, характеризующих развитие экономики на различных стадиях воспроизводства. Оценка конечных результатов деятельности осуществляется на уровне каждого хозяйствующего субъекта, в разрезе секторов и отраслей экономики, а также экономики в целом. Счета, отражающие экономику в целом, называются консолидированными.

Система национальных счетов представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой  экономическими операциями.

Институционные единицы — это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности.

Существуют два типа институционных единиц:

  • юридические лица — предприятия, корпорации, квазикорпорации (единицы, сходные с корпорациями, но формально не имеющие их статуса), государственные учреждения, банки и страховые компании, общественные организации и др.;
  • домашние хозяйства (рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения).

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения (на территории данной страны или за ее пределами). Например, строительные бригады, временно работающие в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

 

    1. Классификации СНС и счетов

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим  большой объем различной информации о происходящих экономических процессах, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

В СНС важнейшими являются следующие классификации:

  • институционных единиц по секторам экономики;
  • отраслей экономики;
  • экономических операций;

Институционные секторы экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

    1. нефинансовые предприятия, корпорации и квазикорпорации, т.е. структуры, занятые производством товаров и услуг, за исключением финансовых услуг;
    2. финансовые корпорации и квазикорпорации;
    3. органы государственного управления;
    4. домашние хозяйства;
    5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
    6. внешнеэкономические связи {«остальной мир»).

Классификация институционных единиц но секторам характеризует структуру рыночной экономики.

Отраслевая классификация (классификация отраслей экономики) в СНС создана в соответствии с Международной стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства (МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством, например: сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и др.

Другой важной классификацией СНС является классификация экономических операций. Различают следующие виды экономических операций:

  • с товарами и услугами (производство и использование на различные цели товаров и услуг);
  • с доходами (распределение и перераспределение доходов);
  • с финансовыми инструментами (приобретение финансовых активов, принятие финансовых обязательств, например займы, кредиты, прирост депозитов в банках и пр.);
  • прочие (изменение активов в результате экстраординарных событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.); под активами понимаются объекты, обладающие стоимостью). Последняя группа не имеет отношения к операциям, под которыми предполагается добровольное взаимодействие двух и более партнеров.

В зависимости от метода реализации различают следующие экономические операции:

  • на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает встречный поток благ, услуг или денег (к этому виду относится большая часть экономических операций);
  • трансферты — операции, при которых потоку благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег. Трансферты подразделяются на текущие (предназначенные на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

Классификация счетов

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам. Каждый счет представляет собой балансовую таблицу, состоящую из двух частей: ресурсы и использование. Любая операция регистрируется в этой таблице дважды: один раз в графе «Ресурсы», другой — в графе «Использование». Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе статистической информации о движении соответствующих денежных потоков. Итоги операций на обеих частях счета должны быть сбалансированы, т.е. равны между собой. В случае отсутствия равенства в счет помещается балансирующая статья, которая рассчитывается как разность между объемами ресурсов и их использованием. Таким образом, балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в графе «Использование», является исходным показателем графы «Ресурсы» последующего счета.

При расчете валового внутреннего продукта (ВВП) и ряда других показателей используются различные методы, в результате чего итоги операций в каждой части счета могут несколько различаться, поэтому для обеспечения их равенства вводится показатель «статистическое расхождение». Данный показатель является балансирующей величиной, его значение не должно превышать 4-5% ВВП.

В СНС различают следующие группы счетов:

секторов экономики;

отраслей экономики;

отдельных экономических  операций;

экономики в целом (консолидированные счета).

Построение счетов проводится на основе следующей информации о результатах экономической деятельности страны за год:

    1. выпуск товаров и услуг в основных ценах;
    2. промежуточное потребление;
    3. налоги на продукты и импорт;
    4. субсидии на продукты и импорт (-);
    5. оплата труда наемных работников;
    6. налоги на производство и импорт;
    7. субсидии на производство и импорт (-);
    8. доходы от собственности, полученные от «остального мира»;
    9. доходы от собственности, переданные «остальному миру»;
    10. текущие трансферты, полученные от «остального мира»;
    11. текущие трансферты, переданные «остальному миру»;
    12. расходы на конечное потребление;
    13. валовое сбережение;
    14. валовое накопление;
    15. импорт товаров и услуг;
    16. экспорт товаров и услуг;
    17. статистическое расхождение;
    18. валовое накопление основного капитала;
    19. изменение запасов материальных оборотных средств;
    20. капитальные трансферты, полученные от «остального мира»;
    21. капитальные трансферты, переданные «остальному миру».

Принципы  построения СНС.

При составлении  национальных счетов необходимо придерживаться общепринятых принципов, среди которых  можно выделить следующие.

  1. Принцип двойной записи (принцип бухгалтерского учета) - каждая операция в СНС отражается дважды: в разделе «Использование» предыдущего счета и в разделе «Ресурсы» последующего счета. Дополнительный контроль обеспечивается тем, что каждая статья того или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, что и способствует увязке счетов.
  2. Принцип последовательности, соответствующий последовательности воспроизводственного цикла (производство → образование доходов → распределение доходов → использование доходов).
  3. Балансовый принцип (регистрация всех экономических потоков в форме балансов).
  4. Принцип расчетных категорий, где речь идет о том, что балансирующие статьи являются прежде всего расчетными категориями, предназначенными не только для обеспечения баланса между объемами ресурсов и их использованием, но и для характеристики результатов того или иного экономического процесса, что и позволяет считать их важнейшими макроэкономическими показателями.
  5. Принцип формы «Т»: все счета состоят из двух разделов (колонок), правая включает «Ресурсы», а левая - «Использование».

Для СНС очень  важно, чтобы каждому счету соответствовала  своя балансирующая статья, что для  наглядности представлено в табл. 1.

 

Таблица 1 - Таблица счетов и балансирующих статей

 

Счет текущих операций

Балансирующая статья

Счет производства

Валовой внутренний продукт (ВВП) (для нац. экономики) и валовая добавленная стоимость (ВДС) (для секторов национальной экономики)

Счет образования доходов

Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)

Счет распределения первичных доходов

Валовой национальный доход (ВНД) (для нац. эконом.) и сальдо первичных доходов (СПД) (для сект. нац. эконом.)

Счет вторичного распределения  доходов

Валовой национальный располагаемый  доход (ВНРД) (для нац. экономики) и валовой располагаемый доход (ВРД) (для секторов нац. экономики)

Счет использования  доходов

Валовое сбережение (ВНС) (для нац. экономики и для секторов нац. экономики)


 

Далее построим таблицу основных сводных счетов (табл. 2).

 

Таблица 2 - Основные сводные счета

 

Сводный счет

Использование

Ресурсы

Счет производства

3. Промежуточное потребление 
5. ВВП (валовой внутренний продукт в рыночных ценах) 
(5 = 1 + 2 – 3 – 4)

1. Выпуск товаров и  услуг 
2. Чистые налоги на продукты 
4. Субсидии

Счет образования доходов

2. Оплата труда наемных работников 
3. Налоги на производство и импорт 
в том числе: 
налоги на продукты 
другие налоги на производство 
5. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы 
(5 = 1 – 2 – 3 + 4)

1. ВВП в рыночных ценах 
4. Субсидии на производство и импорт

Счет распределения первичных доходов

5. Доходы от собственности,  переданные «остальному миру» 
6. Валовой национальный доход (ВНД) 
(сальдо первичных доходов) 
(6 = 1 + 2 + 3 + 4 – 5)

1. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы 
2. Оплата труда наемных работников 
3. Чистые налоги на производство и импорт 
4. Доходы от собственности, полученные от «остального мира»

Счет вторичного распределения  доходов

3. Текущие трансферты, переданные «остальному миру» 
4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) 
(4 = 1 + 2 – 3)

1. Валовой национальный доход (ВНД) 
2. Текущие трансферты, полученные от «остального мира»

Счет использования  валового национального располагаемого дохода

2. Расходы на конечное  потребление 
в том числе: 
домашних хозяйств 
государственных учреждений 
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 
3. Валовое национальное сбережение (ВНС) 
(3 = 1 – 2)

1. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

Информация о работе Система национальных счетов