Система национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:04, реферат

Описание

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд( МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Система национальных счетов ее структура,сущность и задачи………..5
Глава 2 Основные понятия,категории и классификации системы национальных счетов………………………………………………………………………………...11
Глава 3 Система показателей результатов экономической деятельности СНС...18
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………

Работа состоит из  1 файл

CНС.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

       Система национальных счетов  завершается построением балансовых  таблиц, отражающих итоговое изменение  национального богатства за отчетный  период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе. 

Глава 2 Основные понятия,категории и классификации  системы национальных счетов

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные  единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических  решений по всем вопросам хозяйственной  деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица - предприятия, корпорации, квазикорпорации( единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние  хозяйства, рассматриваются как  институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми  резидентами страны. Это понятие  включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической  территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода( обычно год или более).

Экономическая территория - это территория административно  управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная  экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты  страны, из которой они прибыли.

Внутренняя  экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Для расчета  обобщающих макроэкономических показателей  необходим большой объем информации о различных аспектах экономических  процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.

В СНС  важнейшими являются следующие классификации:

- институционных  единиц по секторам экономики;

- отраслей  экономики;

- экономических  операций;

- активов  и пассивов;

- товаров и услуг;

- расходных  органов государственного управления  по назначению;

- налогов  и субсидий.

Институционные  сектора экономики представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых  ими функций в экономическом  процессе и способа финансирования затрат. С позиции этих двух критериев СНС различает следующие секторы:

1. не  финансовые предприятия, корпорации  и квазикорпорации, т.е. структуры,  занятые производством товаров  и услуг, за исключением финансовых  услуг;

2. финансовые  корпорации и квазикорпрации;

3. органы  государственного управления;

4. домашние  хозяйства;

5. некоммерческие  организации, обслуживающие домашние  хозяйства;

6. внешнеэкономические  связи( остальной мир).

Классификация по секторам характеризует структуру  рыночной экономики.

В сектор 1 включаются предприятия, корпорации и квазикорпорации, которые производят нефинансовые товары и услуги. К  ним относятся все единицы, входящие в этот сектор, которые возмещают  свои издержки за счет выручки от продажи  своих товаров и услуг на рынке.

Сектор 2 включает финансовые учреждения( банки, страховые компании, инвестиционные фонды), основной функцией которых является посредничество. Эти единицы финансируют  свои издержки за счет разницы между  процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор 3 включает бюджетные государственные  организации, функция которых - перераспределение  доходов и богатства, предоставление нерыночных услуг обществу в целом  и отдельным его членам( выплата пенсий, стипендий, субсидий и т.д.). финансируют свои издержки за счет налогов, частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор 4 включает домашние хозяйство, т.е. единицы  в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владеют которыми те же домашние хозяйства: мелкие фермы, небольшие магазины и т.д. в этот же сектор включаются лица свободных профессий (художники, писатели и т.д.). Свои издержки с единицы, входящие в этот сектор, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений( пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, входящих в этот сектор.

Сектор 5 включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членами этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, финансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности, пожертвований.

Сектор 6 «Остальной мир» охватывает зарубежных резидентов в той мере, в какой их деятельность связана с резидентами данной страны. Счета данного сектора отражают внешнеэкономическую деятельность[2,C.146].

Отраслевая  классификация в СНС создана  в соответствии с Международной  стандартной классификацией всех видов экономической деятельности по отраслям народного хозяйства( МСОК). Отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством( сельское хозяйство, транспорт, связь, промышленное производство и т.д.). В соответствии с этим стандартом в классификации отраслей экономики единицей классификации является заведение - относительно однородное с точки зрения производимой продукции, применяемой технологии и структуры затрат и находящиеся в одном месте предприятия или его часть, о котором может быть получена информация о затратах и его продукции.

Другой  важной классификацией СНС является классификация экономических операций.

Все экономические  операции подразделяются в СНС на следующие виды:

1. операции  с товарами и услугами( производство и использование на различные цели товаров и услуг);

2. операции  с доходами( распределение и перераспределение  доходов);

3. операции  с финансовыми инструментами(  приобретение финансовых активов,  принятие финансовых обязательств, например, займы, кредит, прирост депозитов в банках и пр.);

4. прочие  операции, характеризующие изменение  активов в результате экстраординарных  событий( пожары, наводнения, катастрофы  и др.). Под активами понимаются  объекты, обладающие стоимостью.

Экономические операции делятся в зависимости от метода их реализации на:

а) операции на компенсационной основе, когда  поток благ и услуг или денег  вызывает встречный поток благ, услуг  или денег

б) трансферты - операции, при которых поток  благ, услуг или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег.

Трансферты  подразделяются на текущие (предназначенные  на финансирование текущих расходов) и капитальные (идущие на финансирование капиталовложений).

В СНС  предусматривается также классификация  активов. Они подразделяются на следующие виды: нефинансовые и финансовые, произведенные и непроизведенные, материальные и нематериальные. Группы активов регистрируются в особых счетах-балансах активов и пассивов.

Классификация товаров и услуг в СНС соответствует  Международной центральной классификации продуктов, одобренной Статистической комиссией в 1993г.

Классификация расходов органов государственного управления предполагает их разграничение  по назначению: общее управление, оборону, просвещение здравоохранение и  т.д. Эта классификация позволяет разделить потребление органов государственного управления на коллективное и индивидуальное.

Доходы  государства в основном складываются из налогов, сборов и доходов, получаемых от государственной собственности. В СНС предусматривается различие между налогами на продукты( НДС, налог на продажу и т.д.) и прочими налогами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на производство и импорт.

Налоги  в СНС разделены на две группы:

- текущие(  уплачиваемые регулярно)

- капитальные(  единовременно).

Классификации СНС позволяют упорядочить информацию, сделать ее обозримой, компактной и  сгруппированной на основе определенных принципов и критериев. Важнейшим  из которых- балансовое равенство, т.е. в окончательном итоге сумма  ресурсов должна быть равна сумме расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Система показателей результатов экономической деятельности СНС

При расчете  основных показателей СНС и межотраслевого баланса (МОБ) применяются следующие  виды цен:

- рыночные  цены - цены производителей и цены  покупателей;

- основные  цены;

- факторные  цены.

Рыночная  цена производителя - это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу  продукта или услуги, включающая налоги на продукты( кроме налога на добавленную  стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.

Рыночная цена покупателя - цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.

Основная  рыночная цена - это цена, получаемая производителем за единицу реализуемого продукта или услуги, без налога на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и су3бсидий в различных отраслях экономики.

Оценка  в текущих ценах осуществляется в СНС по ценам, фактически, используемым в операциях[5,C.212].

Взаимосвязь цены конечного потребителя, цены производителя  и основной цены может быть представлена следующим образом:

Цена  производителя = Цена конечного потребителя - НДС- Налоги на импорт - Торгово-транспортная наценка.

Основная  цена = Цена производителя - Налоги на продукты, включенные в цену производителя( за исключением налогов на импорт) + субсидии на продукты.

Факторная цена используется в межотраслевом  балансе. Она отражает стоимость  использованных для производства продукции  или услуг основных факторов производства; ее можно представить как сумму трех элементов: факторная цена = потребление основного капитала + оплата труда + прибыль.

Исходным  показателем для расчета основных показателей в СНС является валовой  выпуск( ВВ).

Валовой выпуск представляет собой суммарную стоимость продуктов и услуг, произведенных в отчетном периоде и включающих все рыночные и нерыночные продукты и услуги, а также косвенно измеряемые услуги финансового посредничества. Различают два типа выпуска: рыночный и нерыночный.

Рыночный  выпуск - включает товары и услуги, реализуемые  по экономически значимым ценам путем  продажи или бартера.

Нерыночный  выпуск - включает товары и услуги, производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления  или накопления; товары или услуги, предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, т.е. по ценам не покрывающим издержки производства, а также включая услуги, предоставляемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и т.д.)

Информация о работе Система национальных счетов