Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:52, реферат
Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение.
Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения …………3
1.1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения ……….. 3
1.2. Определения и показатели статистики государственного бюджета …………5
1.3. Бюджетная классификация и особенности статистики
государственного бюджета Российской Федерации ………………………..10
2. Статистика денежного обращения и кредита ………………………………….. 12
2.1. Задачи статистики денежного обращения и кредита …………………………12
2.2. Категории, классификации и система статистических
показателей денежного обращения ………………………………………… 13
2.3. Категории, классификации и система статистических
показателей кредита ………………………………………………………….. 15
Заключение ………………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……………………………………………… 21
1. Методы статистики
государственных финансов и
1.1. Задачи статистики
государственных финансов и
1.2. Определения
и показатели статистики
1.3. Бюджетная классификация и особенности статистики
государственного бюджета
2. Статистика денежного обращения и кредита ………………………………….. 12
2.1. Задачи статистики денежного обращения и кредита …………………………12
2.2. Категории,
классификации и система
показателей денежного обращения ………………………………………… 13
2.3. Категории,
классификации и система
показателей кредита …………………………
Заключение ………………………………………………………………………… 20
Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение.
Финансы
- неотъемлемая часть рыночных отношений
и одновременно инструмент государственного
регулирования. В рамках курса национального
счетоводства и макроэкономической
статистики особое внимание следует
обратить на статистику государственных
финансов, денежного обращения и кредита,
которые являются взаимосвязанными процессами
на макроуровне.
1.
Методы статистики
государственных
финансов и налогообложения.
1.1 Задачи статистики
государственных финансов и
Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Важную
роль в составе государственных финансов
играют бюджетные взаимосвязи на федеральном,
территориальном и местном уровне. С помощью
бюджетных отношений в распоряжение государственных
структур мобилизуется значительная часть
национального дохода. Отдельное звено
в составе государственных финансов образуют
внебюджетные фонды.
Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:
- общую
величину доходов и расходов
государственного бюджета,
- структуру
доходов государственного
- структуру
расходов государственного
- источники
финансирования бюджетного
- размеры государственного внутреннего долга;
- размеры
и структуру налогообложения,
эффективность проведения
- влияние фискальной
политики на экономический
- эффективность
проведения государством
Практическая
статистика государственных финансов
обобщает данные и подготавливает статистическую
информацию, необходимую для анализа и
планирования деятельности органов государственного
управления и выработки экономической
политики. Несмотря на важную роль международных
стандартов в реформировании отечественной
статистики вообще и статистики государственного
бюджета в частности, организационно-ведомственная
структура экономики и особенности практической
деятельности органов государственного
управления отражаются в отечественной
статистике.
1.2. Определения
и показатели статистики
Одной из важнейших категорий, применяемых в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:
- поступления или платежи;
- поступления
(платежи) невозвратные или
- поступления
(платежи) возмездные или
- текущие или
капитальные поступления (
- приобретение
финансовых активов или
- приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.
Определение
этих категорий важно для
В
действующем международном
К основным показателям государственного бюджета относятся:
Доходы как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.
Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).
Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.
Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.
Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.
Кредитование минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с расходами и рассматривается как фактор, определяющий бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или уровнями государственного управления, то две стороны одной операций кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.
Дефицит государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и “кредитования минус погашение”.
Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть определен:
Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.
В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.
Для аналитических целей наряду с основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.
Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита.
Анализ выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный бюджет, федеральный и территориальные бюджета) может быть осуществлен путем исчисления относительных величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.