Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа
Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление экономической жизни. Официально в нашей стране безработица была признана лишь в начале 1990 х годов. В это время число безработных подрастало очень быстро, и масштабы безработицы превышали социально допустимый уровень.
В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности.
Экономические последствия безработицы не ограничиваются только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы. Работодатели, особенно на малых предприятиях, устанавливают более продолжительную рабочую неделю по сравнению с установленной законом, свою продолжительность отпуска, не оплачивают больничных листов, в том числе в связи с родами; отказывают в приеме на работу женщинам; могут расторгнуть договор о найме без каких-либо веских оснований и т.д.
Безработицу
как сложное экономическое
Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видах деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения процессов.
Безработица, ее рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда – устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.
Помимо чисто экономических, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные последствия безработицы. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, финансовых, семейных, медицинских последствий безработицы.
Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем – нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности.
Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, с распадом Советского союза признается законной добровольная незанятость граждан. Но с другой стороны – это незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Главным принципом, определяющим правила поведения гражданина и государства на рынке труда является то, что не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных
Функции службы занятости многообразны:
1)
анализ и прогнозирование
2) учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3)
консультация обращающихся в
службу занятости трудящихся
и работодателей о
4)
оказание помощи гражданам в
выборе подходящей работы, а работодателям
– в подборе необходимых
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5)
организация профессиональной
6)
оказание услуг в
В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию.
7)
регистрация безработных и
8)
оплата стоимости
9) выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10)
подготовка предложений и
11)
разработка республиканских и
региональных программ
Таким образом, функции Государственной службы занятости многообразны. Важно отметить и то, что они расширяются с каждым годом, так как служба занятости населения – это один из главных рычагов политики занятости населения.
2.
Анализ распределения
Результаты выборочного наблюдения, произведенного среди субъектов РФ по уровню безработицы, сведены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Уровень безработицы в 38 субъектах РФ за 2010 г
№ субъекта п/п | Наименование области | Уровень безработицы, % |
1 | Архангельская область | 5,5 |
2 | Белгородская область | 6,0 |
3 | Брянская область | 6,7 |
4 | Владимирская область | 9,0 |
5 | Волгоградская область | 6,8 |
6 | Вологодская область | 5,2 |
7 | Воронежская область | 7,5 |
8 | Еврейская автономная область | 7,9 |
9 | Ивановская область | 6,8 |
10 | Калининградская область | 6,6 |
11 | Калужская область | 5,7 |
12 | Кировская область | 7,1 |
13 | Костромская область | 4,8 |
14 | Краснодарский край | 7,5 |
15 | Курская область | 7,1 |
16 | Ленинградская область | 7,4 |
17 | Липецкая область | 8,0 |
18 | Магаданская область | 7,0 |
19 | Мурманская область | 8,8 |
20 | Нижегородская область | 6,0 |
21 | Новгородская область | 5,8 |
22 | Орловская область | 6,1 |
23 | Приморский край | 8,0 |
24 | Псковская область | 6,6 |
25 | Республика Карелия | 8,8 |
26 | Республика Саха (Якутия) | 8,9 |
27 | Ростовская область | 8,6 |
28 | Рязанская область | 5,3 |
29 | Сахалинская область | 7,6 |
30 | Свердловская область | 6,7 |
31 | Смоленская область | 7,8 |
32 | Ставропольский край | 7,0 |
33 | Тамбовская область | 8,5 |
34 | Тверская область | 5,9 |
35 | Тульская область | 5,0 |
36 | Тюменская область | 6,7 |
37 | Хабаровский край | 5,7 |
38 | Челябинская область | 5,4 |
Таблица 2.2 Ранжированный вариационный ряд субъектов РФ по уровню безработицы за 2010 г
№ субъекта п/п | Наименование субъекта | Уровень безработицы, % |
13 | Костромская область | 4,8 |
35 | Тульская область | 5,0 |
6 | Вологодская область | 5,2 |
28 | Рязанская область | 5,3 |
38 | Челябинская область | 5,4 |
1 | Архангельская область | 5,5 |
11 | Калужская область | 5,7 |
37 | Хабаровский край | 5,7 |
21 | Новгородская область | 5,8 |
34 | Тверская область | 5,9 |
2 | Белгородская область | 6,0 |
20 | Нижегородская область | 6,0 |
22 | Орловская область | 6,1 |
10 | Калининградская область | 6,6 |
24 | Псковская область | 6,6 |
3 | Брянская область | 6,7 |
30 | Свердловская область | 6,7 |
36 | Тюменская область | 6,7 |
5 | Волгоградская область | 6,8 |
9 | Ивановская область | 6,8 |
18 | Магаданская область | 7,0 |
32 | Ставропольский край | 7,0 |
12 | Кировская область | 7,1 |
15 | Курская область | 7,1 |
16 | Ленинградская область | 7,4 |
7 | Воронежская область | 7,5 |
14 | Краснодарский край | 7,5 |
29 | Сахалинская область | 7,6 |
31 | Смоленская область | 7,8 |
8 | Еврейская автономная область | 7,9 |
17 | Липецкая область | 8,0 |
23 | Приморский край | 8,0 |
33 | Тамбовская область | 8,5 |
27 | Ростовская область | 8,6 |
19 | Мурманская область | 8,8 |
25 | Республика Карелия | 8,8 |
26 | Республика Саха (Якутия) | 8,9 |
4 | Владимирская область | 9,0 |
Информация о работе Статистический анализ безработицы в Российской Федерации