Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:52, курсовая работа
Уровень жизни населения - одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни населения понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, фактический уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных (разумных) потребностей в этих благах и услугах.
Введение…………………………………………………
Глава 1. Уровень жизни населения: сущность, минимальные социальные стандарты и показатели
1.1.Понятие "уровень жизни населения "………
1.2.Задачи статистики в изучении уровня жизни…………………
1.3.Системы показателей уровня жизни населения………………
Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения Республики Бурятия……………………………………………………………………
2.1.Базисные показатели уровня жизни………………..…………
2.1.1.Доходы населения……………………………………………
2.1.2.Дифференциация доходов населения……………………………...
2.1.3.Прожиточный минимум и уровень бедности………….…… 2.2.Показатели условий жизни населения……………………………....
2.2.1.Характеристика отдельных отраслей социальной сферы……………….…………………………………………………………….30
2.2.2.Демографические параметры…………………………….…
2.2.3.Расчет индекса человеческого потенциала……………………
Глава 3. Меры по повышению уровня жизни населения Республики Бурятия……………………………………………………………………… Заключение……………………………………………………………………… Список используемой литературы……………………………………………
Приложения……………………………………………………………………
Сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в январе-марте 2011г.
Рост платы за жилье и коммунальные услуги происходит одновременно с принятием мер по социальной защите населения в виде предоставления субсидий (компенсаций) в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
В январе-марте 2011 года в Бурятии субсидии получили 27,9 тыс. семей. Субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг в среднем пользуются 8,8 процента от общего числа семей, проживающих в регионе. Общая сумма начисленных населению субсидий за январь-март 2011 года равнялась 166,4 млн. рублей (таблица 7).
Таблица 7. Предоставление субсидий.
Наименование |
Январь-март | |
2010 |
2011 | |
Число служб субсидий |
23 |
23 |
Получили субсидии, тыс. семей |
31,0 |
27,9 |
Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, % |
9,8 |
8,8 |
Сумма начисленных субсидий, млн.рублей |
181,6 |
166,4 |
Среднемесячный размер субсидий на семью, рублей |
1950 |
1986 |
Среднемесячный размер субсидии на семью составил 1986 рублей. Максимальный размер субсидии на семью (4723 рубля) отмечался в Закаменском районе, минимальный (180 рублей) - в Баунтовском районе.
Общая сумма возмещенных из бюджетов всех уровней субсидий населению на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила 92,9 процента от объема начисленных.
Образование. Высшие и средние специальные учебные заведения
На начало
2010 /2011 учебного года в республике
приступили к занятиям четыре государственных
высших учебных заведения, имеющих
статус университетов и академий,
8 филиалов самостоятельных вузов
и 19 государственных средних
специальных учебных заведений,
Также в республике в 1 негосударственном высшем учебном заведении и 4 филиалах негосударственных ВУЗов, обучается 6,5 тыс. студентов.
Таблица 8. Отдельные показатели деятельности средних специальных и высших учебных заведений.
2000/01 |
2005/06 |
2009/10 |
2010/11 | |
Государственные средние специальные учебные заведения |
||||
Число учебных заведений, |
18 |
18 |
18 |
19 |
Численность студентов, тыс.человек |
16,4 |
20,7 |
19,0 |
18,2 |
Прием, тыс. человек |
6,1 |
7,1 |
6,1 |
6,2 |
Выпуск, тыс. человек |
3,8 |
4,9 |
5,1 |
4,9 |
Государственные высшие учебные заведения |
||||
Число учебных заведений, |
4 |
4 |
4 |
4 |
Численность студентов, тыс.человек |
24,2 |
34,8 |
42,5 |
41,7 |
Прием, тыс. человек |
5,3 |
6,7 |
10,9 |
10,7 |
Выпуск, тыс. человек |
3,3 |
5,2 |
8,2 |
8,6 |
В новом учебном году в государственные высшие учебные заведения республики было зачислено 10,7 тыс., в средние специальные заведения 6,2 тыс. студентов.
Численность
постоянного населения
За январь-декабрь 2010 года родилось 16535 детей, или на 284 младенцев меньше, чем в аналогичном периоде 2009 года. Коэффициент рождаемости составил 17,1 новорожденных на 1000 жителей.
В январе-декабре 2010 года умерло 12386 человек, коэффициент смертности в республике составил 12,8 умерших в расчете на 1000 населения. Основными причинами смерти населения республики являются болезни системы кровообращения (48,8%), несчастные случаи, отравления и травмы (19,8%), новообразования (13%), болезни органов дыхания (5,5 %) и болезней органов пищеварения (4,9%). По сравнению с аналогичным периодом 2009 года наблюдался рост смертности от инфекционных и паразитарных болезней на 15,7%, в том числе от ВИЧ инфекций - на 23,6, от болезней системы кровообращения - на 3,4%. При этом отмечено снижение смертности населения от болезней органов дыхания - на 13,6%, несчастных случаев, отравлений и травм - на 9,5, в том числе от случайных отравлений алкоголем - на 14,2, от новообразований на – 6,1, от болезней органов пищеварения - на 1,1 %. С начала года умерли 118 детей в возрасте до одного года, коэффициент младенческой смертности на 1000 родившихся составил 6,6 новорожденных. В структуре причин смерти младенцев преобладают состояния, возникающие в перинатальный период и врожденные аномалии. За 2010 год в республике зарегистрировано 8237 браков, что на 1,3 % меньше, чем в 2009 году. Число разводов уменьшилось на 441 единицу и составило 3782 случаев.
Продолжился миграционный отток населения, в 2010 году в республику прибыло 20151 и выбыло 23386 человек. Основная часть мигрантов перемещалась в пределах республики (27,1 тыс. человек), составив в числе прибывших 67,2%, выбывших 57,9%.
Таблица 9. Численность населения по Республике Бурятия.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Численность населения1) - всего, тыс. человек |
960,0 |
959,9 |
960,7 |
963,5 |
в том числе: |
||||
городское |
529,6 |
529,0 |
526,8 |
544,8 |
сельское |
430,4 |
430,9 |
433,9 |
418,7 |
Из общей численности населения - население в возрасте, тыс. человек: |
||||
моложе трудоспособного |
195,0 |
194,1 |
197,0 |
202,2 |
трудоспособном2) |
619,1 |
616,5 |
611,4 |
604,0 |
старше трудоспособного |
145,9 |
149,3 |
152,3 |
157,3 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет: |
||||
все население |
64,2 |
64,4 |
65,3 |
65.9 |
мужчины |
58,3 |
58,3 |
59,3 |
59.9 |
женщины |
70,5 |
70,9 |
71,6 |
71.8 |
На 1000 человек населения |
||||
Родившихся |
16,1 |
17,0 |
17,4 |
17.1 |
Умерших - всего |
13,3 |
13,5 |
13,0 |
12.8 |
в том числе детей в возрасте до 1 года 3) |
11,4 |
8,6 |
9,0 |
6.6 |
Естественный прирост, убыль (-) населения |
2,8 |
3,5 |
4,4 |
4.3 |
Число браков |
9,1 |
8,3 |
8,7 |
7.4 |
Число разводов |
4,5 |
4,3 |
4,4 |
4.1 |
Миграционный прирост, убыль (-) населения |
-2,8 |
-2,7 |
-1,6 |
1.0 |
1) Оценка на 1 января соответствующего года.
2) Мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года.
3) На 1000 родившихся живыми.
Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования
Основные параметры измерения - долголетие, знания (образование), уровень жизни - соответствуют трем ключевым проблемам: прожить долгую жизнь; приобрести знания; иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. В совокупности данные элементы представляют собой модель человеческого развития, являющуюся адекватной репрезентацией системы жизненного выбора людей. При этом каждый из элементов охватывает несколько принципиально важных человеческих возможностей: долголетие - прожить долгую и здоровую жизнь; образованность - приобретать знания, общаться, участвовать в жизни общества; уровень жизни - получить доступ к ресурсам, необходимым для достойной жизни, вести здоровый образ жизни, иметь условия для территориальной и социальной мобильности, участия в жизни общества и т.д.
ИРЧП Республики Бурятия в 2000-2007 гг. характеризуется положительной динамикой.
Динамика ИРЧП Республики Бурятия
Индекс развития человеческого потенциала в Республике Бурятия в 2007г. оценивается коэффициентом 0,763 и имеет 65 ранг в России.
Наибольшее отставание отмечено на одном из самых перспективных направлений развития республики - производстве ВРП на душу населения - 55,2% от среднероссийского показателя. Отклонение продолжительности предстоящей жизни и образовательного уровня в регионе от среднероссийских показателей составляют соответственно 95,1% и 99,4%. Это означает, что наиболее значимыми сдерживающими факторами развития человеческого потенциала в республике, как и в целом в России, следует признать фактор производственный и фактор продолжительности жизни. К этому выводу подталкивает и логика оценки индексов базовых показателей. Измерение идёт в диапазоне от 0 до 1. И если индекс образования к нему максимально приближен (0,903), то индекс дохода (0,734) и индекс долголетия (0,653) наиболее далеки от предельного значения.
Рассчитаем ИРЧП для населения Республики Бурятия на 2008, 2009 годы по рассмотренной ранее методике. Некоторые фактические значения показателей, такие как, величина реального ВРП на душу населения, фактическая грамотность взрослого населения, средняя продолжительность жизни и т.д., можно взять в статистических справочниках.
Для расчета ИРЧП необходимо вывести три индекса: индекс продолжительности жизни, индекс ВРП и индекс образованности взрослого населения.
1. Индекс продолжительности жизни. В формулу подставляется значение фактической средней продолжительности жизни:
Индекс продолжительности жизни населения Республики Бурятия в 2008, 2009 годах равен соответственно 0,656 ; 0,671. По сравнению с 2007 г. данный индекс вырос.
2. Индекс достигнутого уровня образования (образованности) в 2008, 2009 и 2010 годах. Для выведения индекса образованности нужно получить еще два дополнительных индекса: индекс грамотности и индекс совокупной доли учащихся.
Индекс грамотности составляет 0,989; 0,992.
Индекс совокупной доли учащихся равен 0,741; 0,752.
Отсюда выводится индекс образованности, по формуле:
По индексу образованности Республика Бурятия входит число регионов с высоким уровнем образования.
3. Индекс ВРП. Вычисляется по формуле и составляет:
И, наконец, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов, вычисляется по формуле. И составляет для Республики Бурятия:
Прогресс человечества ведёт к тому, что практически во всех странах (регионах) ИРЧП в целом растёт. Но в одних странах (регионах) он растёт быстрее, а в других - медленнее, и эти первые обходят вторых.
Республика Бурятия в 2000г. занимала 71-е место, в 2001 г. - 72-е, в 2002 г. - 71-е, в 2003 г. - 70-е, к 2004 году 69-е место, в 2005 г. - 70-е место, в 2007 г. республика приподнялась на 65-е из 80 регионов России. Это очень низкий показатель. Правда, ИРЧП республики в абсолютном выражении всё-таки вырос с 0,714 до 0,763. По данным последнего доклада о развитии человеческого потенциала Республика Бурятия занимает место между Республикой Марий Эл и Тверской областью. От соседей по таблице Бурятию отличает высокий уровень образованности населения и удручающе низкая продолжительность жизни. Исходя из наших расчетов ИРЧП за 2008, 2009 гг. по данным Росстата, индекс продолжает расти и составил 0,769 и 0,779 соответственно.
Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения Республики Бурятия