Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 18:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является статистическое изучение объёма платных услуг, потребляемых населением городов и районов Оренбургской области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
раскрыть сущность платных услуг как объекта статистического
исследования;
определить состав и структуру платных услуг населению;
сформировать систему статистических показателей, комплексно
характеризующих потребление населением платных услуг;
провести статистический анализ современного состояния сферы платных услуг Оренбургской области;
сгруппировать города и районы Оренбургской области по уровню потребления платных услуг населением;
проанализировать структуру и динамику объёма платных услуг населению за 2001-2006 гг.;
выявить сезонные колебания в потреблении платных услуг;
выявить влияния экономических факторов на среднедушевой объём платных услуг населению;
провести прогнозирование среднедушевого объёма платных услуг населению в Оренбургской области.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы статистического изучения потребления услуг населением………………………………………………………………………..4
1.1 Понятие и классификация услуг……………………………………….4
1.2 Система оценочных, аналитических и факторных показателей
статистики потребления платных услуг………………………………………..6
2. Статистический анализ потребления платных услуг населением
региона…………………………………………………………………………...12
2.1 Группировка городов и районов Оренбургской области по уровню потребления платных услуг населением……………........................................12
2.2 Анализ структуры объёма платных услуг населению……………….16
2.3 Анализ динамики объёма потребления платных услуг населением..18
2.4 Выявление сезонной волны в потреблении платных услуг
населением ………………………………………………………………………22
3. Корреляционно-регрессионный анализ и прогнозирование……………….35
3.1 Выявление влияния экономических факторов на величину
среднедушевого объёма платных услуг………………………………………. 35
3.2 Прогнозирование среднедушевого объёма платных услуг………….44
Выводы и предложения…………………………………………………………47
Список использованной литературы…………………………………………...49
Для наглядности на рисунке 2.1 представлены данные графически.
Рис. 2.1
– Огива распределения
При анализе ранжированного ряда оценивается интенсивность изменения значения группировочного признака от одной единицы совокупности к другой. В нашем случае имеются резкие изменения и большой отрыв ряда единиц от всей совокупности, поэтому мы их выделим в особую группу. Таким образом, исходя из полученного графика, образуем 3 группы однородных объектов, которые интерпретируем как классы с высоким, средним и низким уровнем потребления платных услуг населением. При этом границы групп распределятся следующим образом:
I группа: менее 5000; II группа: 5000-12000; III группа: свыше 12000.
Отобразим показатели, которые характеризуют группу, и определим их величины по каждой группе. Определим число субъектов, которые входят в группы. Итоги группировки представим в таблице 2.3.
По данным таблицы видно, что объём платных услуг на душу населения в III группе больше, чем во II на 14809,2-9916,7=4892,5 и чем в I на 14809,2-2661,4=12147,8 руб. Такое большое различие говорит о разном уровне и качестве жизни жителей городов и районов области. В среднем же по области на одного человека приходится 4876,4 руб.
По
результатам структурной
По
результатам группировки видно,
что в группу с высоким уровнем
потребления платных услуг
2.2
Анализ структуры
объёма платных
услуг населению
Статистической характеристикой потребления платных услуг являются показатели структуры потребления. Качественные изменения в структуре потребления проявляются в изменении доли отдельных видов услуг в общем объёме потребления платных услуг.
Имеются абсолютные показатели объёмов платных услуг на душу населения по видам услуг (Таблица 2.5).
Таблица 2.5 – Объём платных услуг на душу населения по видам (рублей)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Все оказанные услуги | 3210 | 4284 | 5740 | 7170 | 9157 | 10853 |
в том числе: | ||||||
бытовые | 393 | 532 | 611 | 765 | 946 | 1188 |
транспортные | 792 | 938 | 1079 | 1449 | 1545 | 1772 |
связи | 434 | 561 | 989 | 1347 | 1695 | 2020 |
жилищно-коммунальные | 844 | 1169 | 1664 | 2053 | 2976 | 3492 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения | … | 53 | 85 | 101 | 144 | 163 |
культуры | 29 | 51 | 56 | 70 | 78 | 82 |
туристские | 24 | 14 | 16 | 30 | 39 | 83 |
физической культуры и спорта | 8 | 31 | 57 | 68 | 87 | 89 |
медицинские | 125 | 228 | 290 | 365 | 484 | 588 |
санаторно-оздоровительные | 64 | 80 | 81 | 88 | 142 | 174 |
ветеринарные | 14 | 17 | 21 | 27 | 34 | 45 |
правового характера | 177 | 188 | 182 | 169 | 163 | 167 |
системы образования | 180 | 247 | 349 | 411 | 512 | 632 |
другие услуги | 126 | 175 | 260 | 227 | 312 | 358 |
Определим
структуру платных услуг
Таблица 2.6 – Структура платных услуг населению (в процентах к итогу)
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
Всего платных услуг (млн.руб) | 7052 | 9351 | 12451 | 15461 | 19634 | 23135 |
Все оказанные услуги | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: | ||||||
бытовые | 12,2 | 12,4 | 10,6 | 10,7 | 10,3 | 10,9 |
транспортные | 24,7 | 21,9 | 18,8 | 20,2 | 16,9 | 16,3 |
связи | 13,5 | 13,1 | 17,2 | 18,8 | 18,5 | 18,6 |
жилищно-коммунальные | 26,3 | 27,3 | 28,9 | 28,5 | 32,5 | 32,3 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения | … | 1,2 | 1,5 | 1,4 | 1,6 | 1,5 |
культуры | 0,9 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 0,8 | 0,8 |
туристские | 0,8 | 0,3 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,8 |
физической культуры и спорта | 0,3 | 0,7 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,8 |
медицинские | 3,9 | 5,3 | 5,1 | 5,1 | 5,3 | 5,4 |
санаторно-оздоровительные | 2,0 | 1,9 | 1,4 | 1,2 | 1,5 | 1,6 |
ветеринарные | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
правового характера | 5,5 | 4,4 | 3,2 | 2,4 | 1,8 | 1,5 |
системы образования | 5,6 | 5,8 | 6,1 | 5,7 | 5,6 | 5,8 |
другие услуги | 3,9 | 4,1 | 4,5 | 3,2 | 3,4 | 3,3 |
Выполненный структурный анализ объёма потребления населением платных услуг показывает, что в составе услуг преобладают виды, которые носят обязательный характер: жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные, связи. Так, наибольший удельный вес в 2006 году в общем объёме платных услуг занимают жилищно-коммунальные услуги (32,3%), услуги связи (18,6%), транспортные услуги (16,3%), бытовые услуги (10,9%), услуги системы образования (5,8%), медицинские услуги (5,4%).
В
то же время доля услуг, связанных
с содержанием и активным проведением
досуга, незначительна. Их удельный вес
колеблется от 0,4% до 1,5%.
2.3
Анализ динамики объёма
потребления платных
услуг населением
Объём
потребления платных услуг
На основе статистической информации построим динамический ряд показателей (Таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Динамика объёма платных услуг населению Оренбургской области
Годы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Объём платных услуг, млн. руб. | 7034,5 | 9331,1 | 12127,8 | 15278,1 | 19582,4 | 22870,9 |
Чтобы наглядно посмотреть тенденцию и колебания динамики построим график (рис. 2.2). По оси абсцисс отразим время, по оси ординат – уровни ряда.
Рис. 2.2 − Динамика объёма платных услуг населению Оренбургской области
Из рисунка мы видим, что объём потребления платных услуг населению с каждым годом увеличивался. Рост объёма характеризовался линейной тенденцией без явных колебаний.
Для характеристики направления и интенсивности изменения изучаемого явления во времени уровни динамического ряда сопоставим и получим систему, выражающую цепные и базисные относительные показатели динамики, такие как:
- на цепной основе: ;
- на базисной основе: .
- на цепной основе: ;
- на базисной основе:
Значения
рассмотренных цепных и базисных
относительных показателей ряда
динамики приведены в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Динамика объёма потребления платных услуг населением Оренбургской области в 2001-2006гг.
Год | Объём платных услуг, млн. руб. | Абсолютный прирост, млн. руб. в год | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1% прироста, млн. руб. | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2001 | 7034,5 | – | – | – | 100,0 | – | – | – |
2002 | 9331,1 | 2296,6 | 2296,6 | 132,6 | 132,6 | 32,6 | 32,6 | 70,3 |
2003 | 12127,8 | 2796,7 | 5093,3 | 130,0 | 172,4 | 30,0 | 72,4 | 93,3 |
2004 | 15278,1 | 3150,3 | 8243,6 | 126,0 | 217,2 | 26,0 | 117,2 | 121,3 |
2005 | 19582,4 | 4304,3 | 12547,9 | 128,2 | 278,4 | 28,2 | 178,4 | 152,8 |
2006 | 22870,9 | 3288,5 | 15836,4 | 116,8 | 325,1 | 16,8 | 225,1 | 195,8 |