Статистика цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………….3
Статистика инфляции и цен…………………………………….…..…………6
1. Понятие, экономическая сущность цены и инфляции….……..…..……...6
2. Инфляция и ее статистическое изучение………………………………….17
3. Система показателей статистики цен………………………….………….19
Заключение……………………………………….…………….……………..24
Список литературы…

Работа состоит из  1 файл

статистика.doc

— 131.50 Кб (Скачать документ)

      

    Если  составить уравнение темпов роста  Тр для непродолжительных периодов времени на основании данной совокупности показателей, то нетрудно видеть, что 

      

    Из  данного уравнения следует вывод, что темп роста цен (инфляции) напрямую зависит от темпов роста денежной массы при неизменяющихся объемах реального продукта и скорости обращения денег.

    Немонетаристский  подход (кейнсианский) объясняет причины  инфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) или ростом издержек производства (инфляция издержек), что  влечет за собой рост цен и рост заработной платы.

    Статистика  исследует все основные виды инфляции: открытую инфляцию (параллельный процесс инфляции спроса и издержек), структурную инфляцию (возникает в периоды структурных перестроек и сопровождается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью) и подавленную инфляцию (возникает в условиях регулируемых цен, вследствие чего возникает товарный дефицит и избыток денежной массы).

    Важнейшим показателем в статистическом исследовании является показатель уровня инфляции, который измеряется с помощью системы ценовых индексов, среди которых наибольший интерес представляют индекс-дефлятор ВВП (дефлятор ВВП) и показатель нормы инфляции.

    Дефлятор  ВВП (Iдеф) характеризует степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране. Он рассчитывается как отношение номинального ВВП (NВВП) к реальному ВВП (RВВП): 

      

    где - валовой продукт исследуемого периода в текущих ценах; - валовой продукт в ценах базисного периода.

    В статистическом анализе инфляции используется также показатель нормы инфляции (ИN), который определяется по формуле 

      

    где It и It-1 - индексы смежных периодов.

    Норма инфляции отражает процентное изменение  уровня инфляции за данный период времени. В статистике принято считать, что  если норма инфляции менее 10%, то имеет  место "ползучая" инфляция; если норма  инфляции около 50%, то имеет место "гиперинфляция". Норма инфляции 10 - 99% характерна для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран.

    3 Система показателей  статистики цен

 

    Характеристика  инфляции тесно связана с анализом ценовой политики. В рыночной экономике одной из важнейших функций цены является балансирующая функция, которая заключается в установлении баланса между производством и потреблением, предложением и спросом.

    Цена  выполняет также учетно-стоимостную функцию (выражает стоимость затрат через результат производства), стимулирующую функцию (активизирует эффективность производства), а также распределительную функцию (является показателем распределения и перераспределения произведенной стоимости, что важно для решения социальных задач).

    Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

    Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно  однородных товаров. Она определяется путем деления стоимости ( ) на общее количество изучаемых единиц ( ). Если данные о продаже представлены в натуральном выражении, то для определения средней величины используется формула средней арифметической взвешенной 

      

    Если  данные о продаже представлены в  стоимостном выражении, то средняя  цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной 

      

    Определение средней цены как простой арифметической допускается лишь в случаях расчета  рыночных средних цен за месяц.

    Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и  тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

    В группу базовых предприятий, где  производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

    Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.

    В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены "старого" и "нового" товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

    В качестве базисной цены для определения  индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь  предыдущего года.

    Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:

    1) вначале определяются сводные  индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;

    2) затем рассчитываются сводные  индексы (цепные и базисный) по  товарным группам;

    3) на заключительном этапе рассчитываются  сводные индексы цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции  в целом по формуле Ласпейреса 

      

    где ipj - индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0 q0 - товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.

    Полученные  сводные данные поступают в государственную  отчетность.

    Важное  место в статистике цен отводится  анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и  услуг.

    Для характеристики динамики потребительских цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.

    Сводный индекс потребительских цен является важнейшим показателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года: 

      

    где Q0 - объем потребительской корзины в базисном периоде; p1 p0 - цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.

    В статистике цен используются также  показатели: покупательная способность  денег и покупательная способность  рубля.

    Показатель  покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб) при текущем уровне цен и тарифов.

    Показатель  покупательной способности рубля  применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

 

      Заключение

 

    Согласно  вышеизложенному, можно сделать  вывод, что чаще всего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов.

    Прежде  всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

    Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны  в том смысле, что они возникают  независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.

    Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие  ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

    Галопирующая  инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

    Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

    Инфляция  имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

    Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

    Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.

    Негативные  последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. 1

    Индексы цен могут быть полезны во многих сферах деловой жизни. Так при  анализе эффективности инвестиционных проектов индексы цен необходимы для инфляционной коррекции денежных потоков и стоимости основных средств рассматриваемого предприятия, для выявления иллюзорной инфляционной составляющей в доходности и росте стоимости капитала. При этом прогнозируемые значения индексов цен могут служить в качестве одного из количественных показателей степени риска: чем выше будет темп инфляции, тем неустойчивее будет ценовая и общая деловая ситуация с рассматриваемым проектом.

    Только  на основе индексов цен возможна оперативная  корректировка стоимости производственных фондов предприятий. От этого в условиях инфляции сильно может зависеть эффективность их функционирования. Например, от стоимости основных фондов зависит объем амортизационных затрат в издержках производства. Чем больше амортизационные затраты, тем меньше объем добавленной стоимости и прибыли, и, соответственно, меньше налоги предприятий с этих показателей. Отставание с переоценкой стоимости основных фондов ведет к увеличению по указанным причинам инфляционной составляющей в налогах.

Информация о работе Статистика цен