Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:08, реферат
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен -важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Статистика цен.
Статистика цен образует самостоятельный блок в статистике рынка. Ее
показатели помогают исследовать действие рыночного механизма и вместе с тем органично входят в систему показателей уровня жизни, финансовой деятельности, служат в качестве дефляторов любых стоимостных показателей. Анализ цен -важное условие статистического обеспечения ценообразования в маркетинге.
Основная задача статистики цен - отразить и проанализировать состояние и поведение цен, т. е. их уровень, колеблемость и динамику. Этой цели соответствует и система показателей статистики цен. Современная методология регистрации цен соответствует международной статистической практике и базируется на использовании выборочного метода.
Регистрируются цены товаров-представителей, входящих в стандартизованный набор - потребительскую корзину. Цены регистрируются в отобранных поселениях, а в их пределах - по выборочной сети предприятий. Показаны отличия данной системы от практиковавшейся ранее в условиях плановой экономики. Обосновывается необходимость перехода к действующей системе. Раскрыта методология изучения уровня и структуры цен. На ряду с расчетом средних цен вводится показатель отношения цены к среднему доходу потребителя как наиболее обобщающий и объективный показатель уровня цен, позволяющий к тому же дифференцировать понятие «уровень цен» по социальным группам населения.
Показаны основные методы анализа колеблемости цен в увязке с принципами действия рыночного механизма. Рассмотрена проблема изучения влияния качества товара на уровень его цены. Отмечая, что цены образуют единую взаимосвязанную систему, авторы обращают особенное внимание на анализ соотношений цен, их эластичности (изменчивости) под влиянием различных факторов, в том числе перекрестной эластичности цен. Приводятся методы региональных сопоставлений цен. Рассматривается социальная дифференциация цен с позиций покупательских предпочтений.
Центральным моментом в анализе цен остается использование индексного метода.
Авторы знакомят с различными концепциями индексов цен, раскрывают
современную методологию построения индексов цен, соответствующую
международной практике, объясняют преимущества и недостатки индекса
Ласпейреса, показывают потенциальные возможности других индексных систем. Анализ динамики цен увязан с задачами оценки инфляционного процесса, показаны методы изучения инфляции.
В целях создания инструмента ценообразования и регулирования цен предпринято моделирование влияния комплекса факторов на уровень и динамику цен. На этой основе разрабатываются методы изучения тенденций и прогнозирования цен.
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ.
ВАРИАЦИЯ ЦЕН - колеблемость цен вокруг представительного и устойчивого уровня (чаще всего среднего), обусловленного перекрещивающимся влиянием различных социально-экономических факторов; обычно оценивается с по мощью коэффициента вариации.
ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ТОВАРЫ - субституты (удовлетворяющие одну и ту же потребность), комплектующие или сопутствующие товары. Например, для x-модели автомобиля субститутом является y-модель, комплектующими товарами – запасные или сменные части, сопутствующими -бензин, масла и т. п.
ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ - показатель, характеризующий динамику инфляции; обычно исчисляется как индекс потребительских цен.
ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН - показатель, отражающий динамику цен на потребительские товары (продукты) и услуги; строится по ценам товаров-представителей, входящих в потребительскую корзин); обычно имеет форму индекса Ласпейреса.
ИНДЕКС СРЕДНИХ ЦЕН - отношение средних цен текущего периода к базисному; представляет собой индекс переменного состава и может быть разложен на два субиндекса: фиксированного состава (индекс цен в неизменной структуре продажи) и индекс структурных сдвигов (индекс влияния изменений в структуре продажи на динамику среднего уровня цен).
ИНДЕКС ЦЕН (ОБЩИЙ) - относительная величина, характеризующая изменение цен совокупности разнородных товаров; строятся индексы: агрегатный, когда количество товаров учитывается в натуральных единицах, средний арифметический (индекс цен Ласпейреса) и средний гармонический (индекс цен Пааше), когда продажа учитывается в стоимостных единицах.
ИНДЕКС ЦЕН ЛАСПЕЙРЕСА - индекс цен, взвешенных по весам базисного периода; основная форма индекса, используемая в практике статистики цен.
ИНДEKC ЦЕН ПААШЕ - индекс цен, взвешенных по весам текущего периода.
ИНДЕКС ЦЕН ФИШЕРА (идеальный индекс) - средняя геометрическая из произведения индексов цен Пааше и Ласпейреса.
ИНДЕКС СООТНОШЕНИЯ ЦЕН - относительная величина, позволяющая сравнивать цены одного субрынка с другим; строится по формуле агрегатного индекса цен, где в качестве весов используется структура продажи одного из субрынков; вариантом И. С. Ц. является территориальный индекс цен.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ЦЕН - отношение цен товаров-представителей текущего периода к базисному.
ИНФЛЯЦИЯ - повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием .
ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЦЕН - процентное изменение цены одного из взаимозависимых товаров вследствие изменения цены другого (базового) товара на один процент.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА - набор товаров-представителей, по которым исчисляется общий индекс потребительских цен.
СРЕДНЯЯ ЦЕНА - обобщающий показатель уровня цен; исчисляется во времени и в пространстве, а также по однородным группам товаров; для расчета С. Ц. используются разные формы средних величин: средняя арифметичеекая (простая и взвешенная), когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении; средняя гармоническая, когда в качестве весов используются данные о продаже товаров в стоимостном выражении. Иногда в качестве весов применяются косвенные показатели: численность населения, время, в течение которого продавался товар; абсолютные веса могут быть заменены относительными.
СТАТИСТИКА ЦЕН - раздел статистики рынка и социально-экономической статистики, изучающий состояние, изменение, колеблемость и структуру цен.
СТРУКТУРА ЦЕН - удельный вес отдельных ценообразующих элементов в продажной (оптовой или розничной) цене.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ ЦЕН - относительные показатели, позволяющие сравнивать цены различных регионов: строятся по формуле агрегатного индекса, где в качестве весов используются стандартные структуры продажи - одного из регионов или же средние по всей территории.
ТОВАР-ПРЕДСТАВИТЕЛЬ - конкретная марка, артикул или малая товарная группа, в основе которой общность потребительского назначения.
УРОВЕНЬ ЦЕН - обобщающий, или средний, показатель, характеризующий состояние цен за какой-то период времени, по определенной территории, по совокупности предприятий (субрынков), по набору товаров или товарных видов с близкими потребительскими качествами, по социальным группам потребителей и т.д.; определяется как индивидуальная цена, средняя цена или отношение цены к среднему доходу потребителей.