Статистика финансов и кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:25, курсовая работа

Описание

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Статистика инфляции и цен
1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции
1.2 Инфляция и ее статистическое изучение
1.3 Система показателей статистики цен
Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции
2.1 Изучение индексов потребительских цен
2.2 Индекс потребительских цен на региональном уровне
2.3 Оценка инфляции
Заключение
Тест
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Статистика финансов и кредита.docx

— 78.17 Кб (Скачать документ)

3) на заключительном этапе рассчитываются  сводные индексы цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле Ласпейреса

где ipj - индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0 q0 - товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.

Полученные сводные данные поступают  в государственную отчетность.

Важное место в статистике цен  отводится анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и услуг.

Для характеристики динамики потребительских  цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.

Сводный индекс потребительских цен  является важнейшим показателем  уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года:

где Q0 - объем потребительской корзины в базисном периоде; p1 p0 - цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.

В статистике цен используются также  показатели: покупательная способность  денег и покупательная способность  рубля.

Показатель покупательной способности  денег отражает количество товаров  и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб) при текущем уровне цен и тарифов.

Показатель покупательной способности  рубля применяется для измерения  инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

 

Глава 2. Изучение индексов потребительских  цен и инфляции

2.1 Изучение индексов потребительских  цен

Индекс потребительских цен  является относительным показателем, измеряющим общее изменение стоимости  фиксированного набора товаров и  услуг, или потребительской корзины  среднего потребителя.

Для характеристики изменения цен  на потребительские товары и услуги используется система индексов при  помощи, которых можно решать задачи различной трудности. Можно сказать, что эту систему образуют:

сводный индекс потребительских цен, характеризующий изменение фиксированного полного набора товаров и услуг;

сводный индекс потребительских цен характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг;

индекс стоимости прожиточного минимума;

индексы потребительских цен для  отдельных социально-демографических  групп.

На практике, как правило, расчёт индекса потребительских цен  производится на основе модификации  формулы Ласпейреса:

Уp = 56,60· 6,3· 46,29 + 11,44· 7,77· 30 + 6,46· 5,90· 39,1

46,29 7,77 5,90 =

5,90· 39,1 + 7,77· 30 + 46,29·

= 1,22· 6,3· 46,29 + 1,47· 7,77· 30 + 1,09·  5,90· 39,1 =

230,69 + 233,1 + 291,62

355,8 + 342,7 + 251,5 = 950,0 = 1,25 или 125%

755,41 755,41

 

Данный расчёт производился по трём товарам: говядине, молоку и муке. В  среднем по трём товарам цены выросли  в 1,25 раз или рост составил 125%.

В результате увеличения цен на 25% покупатели заплатили 194,59 млн. рублей больше в 2007 году, чем в 2006 г, т. е 950руб. - 755,41руб. =194,59 руб.

В данном случае отчётным периодом является октябрь 2007 года, а базой октябрь 2006 года.

2.2 Индекс потребительских  цен на региональном уровне

Индекс потребительских цен  по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.

Расчёт индекса потребительски цен на региональном уровне необходим, с одной стороны, как один из этапов вычисления сводного индекса для  страны в целом, а с другой - для  характеристики цен на потребительские  товары в данном регионе и в  какой-то мере для управления её экономикой.

На региональном уровне местными органами управления регулируются цены на основные продукты питания, социально-значимые непродовольственные товары, услуги транспорта, связи и др.

Для сопоставимости различных видов  ИПЦ применяется единая методология  их расчёта. Несомненно, в Астраханской области данная методология присутствует и успешно работает.

Расчёт ИПЦ может производиться  поэтапно. С начала можно находить индивидуальные индексы цен по какому-либо товару, услуге, а в последствии уже рассчитываются агрегатные индексы.

Исходя из полученных данных можно  судить о том, насколько произошло изменение индивидуального индекса цен, либо индекса физического объёма, т. е может быть как уменьшение, так и увеличение этих показателей.

Можно с уверенностью сказать, что  в 2005 - 2006 гг. индивидуальный индекс цен  и индекс физического объёма в  Астраханской области был несколько  предпочтительнее, нежели в России и в отдельных её регионах.

В Астраханской области наблюдалось  снижение цен на отдельные виды продтоваров, и увеличивались объёмы продаж товаров. Всё сказанное можно подкрепить конкретными фактами.

В Астраханской области индивидуальные индексы цен составили (ip):

(отчётным периодом является 2006 год, база - 2005 год)

ip, жив. масло =18896 = 1,00 или 100%

18829

ip, говядина = 14204 = 1,00 или 100%

14071

ip, молоко= 2393 = 1,04 или 104%

2297

ip,растительное масло = 13370 = 0,99 или 99%

13392

ip, сахар = 4969 = 0,97 или 97%

5094

По таким товарам как говядина, животное масло цены остались на прежнем  уровне и изменению не подлежали.

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в  отчётном году, т.е. 2006 по сравнению  с базисным годом 2005 индивидуальный индекс цен составил:

1) цена на молоко и молочные  продукты выросла на 4%;

2) цена на растительное масло  уменьшилась на 1%;

3) цена на сахар уменьшилась  на 3%;

4) цены на говядину, животное  масло остались неизменными.

Индивидуальный индекс цен (ip) по России за 2005-2006гг. составил:

ip= p1/p0

говядина = 1,13 или 113%

мука = 1,07 или 107%

животное масло =1,14 или 114%

сахар =0,82 или 82%

молоко =1,13 или 113%

Цены на продукты, их рост, безусловно, вызваны экономическими факторами  в регионе и ряде регионов.

Ещё можно выделить такой индекс как индекс физического объёма продукции.

По Астраханской области за 2005 - 2006гг. он составил:

Iq = q1/q0

Iq, говядина =10,5 = 1,27 или 127%

8,3

iq, молоко = 61,4 = 1,42 или 142%

43,1

iq, мука = 34 = 1,26 или 126%

26,7

iq, крупа = 1 = 1,11 или 111%

0,9

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в  отчётном году, т.е. 2006 по сравнению  с базисным годом 2005 индивидуальный индекс физического объёма составил:

рост реализации говядины на 27%;

увеличение реализации молока на 42%;

увеличение реализации пшеничной  муки на 26%;

увеличение реализации крупы на 11%;

К 2007 году цены в отдельных регионах России приближаются друг к другу, однако, брать в учёт районы крайнего Севера, поскольку там цена на продукты первой значимости достигают невероятно высоких  пределов.

Что же касается Астраханской области, то изменение цен за 2005-2007 гг. было следующим:

ip= октябрь 2007года

октябрь 2006года

ip, говядина= 56,60 = 1,22 или 122%

46,29

ip, молоко= 6,46 = 1,09 или 109%

5,90

ip, сахар= 16,70 = 1,81 или 181%

9,18

ip, картофель= 3,86 = 1,14 или 114%

3,37

ip, яйцо= 13,03 = 1,12 или 112%

11,62

ip, макар. изд-я= 21,13 = 1,04 или 104%

20,14

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в  отчётном году, т.е. 2007 по сравнению  с базисным годом 2006 индивидуальный индекс цен составил:

цена на говядину увеличилась на 27%;

цена на молоко выросла на 9%;

цена на сахар увеличилась на 81%;

цена на картофель увеличилась  на 14%;

цена на яйцо выросла на 12%;

цена на макаронные изделия увеличилась  на 4%.

Таким образом, 2007-й год стал годом  увеличения цен не только на продтовары, но и на промышленные и, которые в  свою очередь были обусловлены как  внутренними факторами, так и  внешними (тяжёлое положение на мировом  нефтяном рынке). Ведь повышение цен  на энергоносители вели к повышению  и на продуктовом потребительском  рынке.

Наряду с данным расчётом ИПЦ  существуют цепные и базисные индексы. Цепные индексы позволяют проследить изменение поэтапно, например от месяца к месяцу, или какого - либо другого периода. В статистической практике Хакасии широко используются все указанные методы. Их наглядность позволяет проследить малейшее изменение будь то изменение цены, либо товародвижения продукции.

Следует иметь в виду, что ИПЦ  характеризует изменение цен  на фиксированный набор товаров  и услуг. К тому же данный набор  для всех групп населения одинаков и остаётся неизменным в течение  длительного периода времени.

В данный набор входит двадцать пять продуктов питания. Причём население  должно располагать определёнными  средствами к их приобретению. Всё  сказанное можно объединить в  такие понятия, как прожиточный  минимум и бюджет прожиточного минимума.

Была определена сумма, которую  необходимо потратить, чтобы приобрести некоторые видов продуктов. Эта  сумма рассчитана в среднем на душу населения Астраханской области.

Сначала был произведён расчёт индекса  цен прожиточного минимума в среднем  на душу населения Астраханской области  на сентябрь 2007 года:

Q = å qн· p

Q - стоимость прожиточного минимума;

qн - социальный норматив потребления отдельных видов продуктов, включённый в продуктовый набор;

p - цена на эти виды продуктов;

Q = 7,83· 29,32 + 14,87· 1,73 + 17,7· 5,94 + 12,62·  12,85 = 229,5 + 25,7 + 105,1 + 162,1 = 522,40 рублей,

т.е. на приобретение продуктов необходима сумма в 522 рубля и 40 копеек в месяц.

Далее был произведён расчёт индекса  цен прожиточного минимума в среднем  на душу населения Астраханской области  на октябрь 2007 года:

Q = 7,83· 29,13 + 1,73· 16,70 + 17,7· 6,46 + 12,62·  13,03 = 228,0 + 114,3 + 164,4 = 535,5 рублей.

Таким образом, на приобретение таких  продуктов питания, как: овощей, сахара, молочных продуктов и яиц необходимо 535 рублей 50 копеек в месяц.

Тогда индекс цен прожиточного минимума будет равен:

Ур = å p qн

å рqн

Уp = 535,5 = 1,025 или 102%

522,4

Данный индекс показывает, что цены на определённые продукты питания изменились на 102% или их рост составил 2% при том, что потребление продуктов осталось на прежнем уровне.

Разность между числителем и  знаменателем показывает изменение  стоимости прожиточного минимума в  текущем периоде по сравнению  с базисным, вызванным только изменением цен:

Qр = 535,5 - 522,4 = 13,1,

т.е. стоимость продуктового набора увеличилась на 13,1 рублей.

В процессе анализа можно выяснить, как повлияло на изменение стоимости  прожиточного минимума:

а) изменение цен на отдельные  виды продуктов питания;

б) отклонение фактического объёма потребления  от нормативного;

в) ассортиментные различия фактической  структуры продуктового набора от нормативной.

Индекс цен прожиточного минимума, рассчитанный на постоянной основе, позволяет  оценить масштабы роста цен, которыми сталкивается семья и отдельные  индивиды.

2.3 Оценка инфляции

Оценка инфляции основывается на использовании  системы показателей. С помощью  этой системы показателей определяют уровень и динамику инфляции в  целом по экономике и отдельных  её отраслях.

На практике для наиболее общей  характеристики уровня инфляции целесообразно  использовать два показателя:

Индекс потребительских цен; данный показатель позволяет оценить уровень  инфляции на потребительском рынке. Исчисляется он по формуле Ласпейреса:

Ур = 56,60· 6,3 + 11,44· 30 + 6,46· 39,1 = 356,58+343,2+ 252,586

46,29· 6,3 + 7,77·  30 + 5,90· 39,1 291,627 + 233,1 +230,7

= 952,366 = 1,26 или 126%

755,417

В период с октября 2006 года по октябрь 2007 года инфляция составила 26% или цены на продукты питания в Астраханской области увеличились на 26%.

Скажем можно по данной формуле  найти инфляцию за любой временной  промежуток. Так, если рассматривать  период с октября 2005 по октябрь 2006 года, то инфляция в Астраханской области  составила:

Ур = å pq0

å pq0

Ур = 14157· 8,1 + 2375· 39,9 + 3540· 26 = 114671,7 + 94762,5+

12116· 8,1 + 1953·  39,9 + 2853· 26 98139 + 76362,3 +

92040 = 301474,2 = 1,21 или 121%

74178 248679,0

цены увеличились, и инфляция составила 21%.

2) дефлятор валового внутреннего  продукта; он позволяет оценить  уровень инфляции по всей совокупности  благ, производимых и потребляемых  в государстве, включая инвестиционные  товары, экспорт, импорт.

Дефлятор ВВП можно определить по формуле Пааше:

Ур = å p q1

å pq1

Размер же инфляции рассчитывается:

(Ур - 1) 100

В 2007 году инфляция за месяц (октябрь) в Астраханской области составила:

Ур = 1,25 или 125%, инфляция = 25%

Существует ещё и такой показатель как индекс покупательной способности  денег, поскольку нужно объяснить  такой факт, что когда растут цены на потребительские товары, то это  в свою очередь приводит к обесцениванию  денег, т.е. снижается их покупательная  способность (имея на руках туже сумму  денег, что и до инфляции мы можем  купить гораздо меньше продуктов  или каких-либо других товаров).

Информация о работе Статистика финансов и кредита