Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:36, курсовая работа
Цель работы:
Рассмотреть основные показатели миграции
Проанализировать миграцию в Санкт-Петербурге
Введение
Глава 1. Миграция населения
Глава 2. Основные показатели миграции
Глава 3. Миграция в Санкт-Петербурге
Заключение
Литература
Коэффициент общей результативности миграции:
Коэффициент результативности миграционных связей:
где - общее число выбывших из района; - общее число прибывших в район j; в случае результативного обмена значение коэффициентов должно быть меньше 1000, и наоборот [12].
Абсолютные показатели миграции:
- число прибывших на
постоянное жительство из
- число выбывших на постоянное жительство в другие населенные пункты (В);
- сальдо миграции или механической прирост (Dмех = П – В).
Интенсивность миграции характеризуют коэффициенты [3]:
11. Коэффициент прибытия (КП):
12. Общий коэффициент выбытия (КВ):
13. Коэффициент механического прироста ( .)
Коэффициенты механического движения населения рассчитываются не только общие, но и специальные, т.е. по отдельным группам населения.
На основе данных о естественном и механическом приросте определяется общий прирост населения (Dобщ = Dест + Dмех).
Показатели приживаемости.
Для характеристики конечной стадии
миграционного процесса - приживаемости
новоселов - могут быть использованы
показатели подвижности населения
- соотношение между численностью
населения, вселившегося в данный район,
и местными уроженцами, между новоселами
и старожилами; распределение приезжего
населения в зависимости от времени
вселения. Уровень приживаемости
измеряет доля оставшихся к данному
моменту из числа приезжих к данному
моменту из определенного года. Приживаемость
может характеризоваться
В настоящее время для России целесообразно выделить три типа миграции:
собственно внутренняя миграция;
миграционные связи с бывшими союзными республиками;
миграция за пределы бывшего СССР.
Значительным фактором миграции стали этнополитические конфликты или просто напряженность межэтнических отношений. На России это отразилось иммиграцией из зон этнических конфликтов. Среди иммигрантов, ищущих возможность осесть в России, есть люди разных национальностей, но все же основной поток - это русские из бывших союзных республик [3].
По данным Госкомстата Российской Федерации, в 1992 году из регионов бывшего СССР в Россию прибыло 925,7 тыс. человек, из них 612 тысяч, или 66%, русских.
Снижение социального статуса русских в государствах бывшего СССР с положения представителей «ведущей нации» до уровня национального меньшинства, а во многих случаях и реальное усложнение жизни порождают конфликтные ситуации и интенсифицируют миграционные процессы.
Внешняя миграция в современной
России носит достаточно четко выраженный
этнический характер (репатриация на
историческую родину). По данным ФМС, к
1 июля 1995 года в стране зарегистрировано
854 тыс. вынужденных мигрантов, из которых
739 тыс. (87%) прибыли из государств-республик
бывшего СССР, а 115 тыс. (13%) - из Чеченской,
Ингушских республик и
Для межгосударственных миграционных процессов в 1998 году характерно сохранение тенденций, сложившихся в 1995-97 годах. Этот период отличает ежегодное уменьшение как числа прибывших в Россию, так и числа выбывших из нее.
Сокращение международной миграции привело к тому, что в 1998 году число прибывших в Россию и число выбывших за ее пределы были наименьшими за последние 30 лет5. Всего по данным ФМС России на I января 1999 года в стране насчитывалось 1,1 млн. вынужденных переселенцев и беженцев. Среди них бывшие жители Казахстана составляли 27,9% (319,9 тыс. человек), 14,2% (157,6 тыс.) - Узбекистана, 12,4% (137,2 тыс. человек) - Таджикистана. Вынужденные мигранты расселяются по всей территории России, включая районы Крайнего Севера. Но все же основная часть вынужденных переселенцев и беженцев расселена на юго-западе России. Самый высокий коэффициент нагрузки сложился в республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, значительна она в Белгородской, Оренбургской областях и Ставропольском крае, в Алтайском крае, Новгородской, Новосибирской, Курганской, Калужской, Орловской областях, а также в Липецкой, Смоленской и Тверской областях.
Начиная с 1990 года выезд на
постоянное место жительства в страны,
находящиеся за пределами бывшего
СССР, оставался на довольно стабильном
уровне - около 100 тыс. человек в год.
Подавляющее большинство
В 1998 году 36,5%, выехавших за пределы бывшего СССР были русскими. Тревожным явлением является т.н. процесс «утечки умов». Только за первое пятилетие 90-х годов эмигрировало на Запад более 600 тыс. наиболее дееспособного исследовательского персонала науки и высшей школы и высококвалифицированных инженеров, в том числе 40% физиков-теоретиков. С последних курсов туда уезжают лучшие, заключившие контракты с зарубежными фирмами студенты и аспиранты.
Новым для России является процесс «мигрирующих невест», вывоз невест из России становится все более широкомасштабным.
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом миграционной ситуации в регионах страны. В общем миграционном обороте внутрироссийские передвижения за период 1995-98 годы составляли в среднем около 75%. При этом количество ежегодных переселений сократилось за четырехлетие с 3,1 млн. до 2,6 млн.
На рубеже 80-90х годов
произошел коренной сдвиг традиционных
направлений межрайонных
Дальнейшая динамика миграции зависит, прежде всего, от скорости выхода России из кризиса и от политики стран, принимающих иммигрантов из России.
В Концепции демографического развития Российской Федерации в области миграции и расселения приняты следующие приоритеты:
привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь
из государств - участников СНГ, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
создание экономических
условий для сокращения эмиграционного
оттока и сохранения научно-технического,
интеллектуального и
проведение комплекса
правовых, организационных и финансовых
мер, направленных на легализацию и
адаптацию иммигрантов в
совершенствование законодательства,
касающегося защиты прав вынужденных
мигрантов и регулирования
В концепции признается необходимость разработки новых подходов к регулированию миграционных потоков, обеспечения сохранения численности населения в важных в геополитическом отношении регионах России, а также разработки мер, направленных на повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Глава 3. Миграция в Санкт-Петербурге
По официальным статистическим данным, в 2005 году в Санкт-Петербург прибыло 43,5 тыс. чел., убыло 29 тыс. чел., то есть положительное сальдо миграции составило 14,5 тыс. чел. больше, чем в предыдущие годы: в 2004 году - 8,9 тыс. чел., в 2003 - 4,3 тыс. чел. В 2005 году миграционный прирост лишь на 42,8 процента компенсировал естественную убыль населения. Таким образом, интенсивность регистрируемых миграционных потоков в настоящее время значительно ниже, чем в начале 80-х годов ХХ века (в 1982 году в Санкт-Петербург прибыло 177, 9 тыс. чел., убыло 139,1 тыс. чел., а положительное сальдо миграции составило 38,8 тыс. чел.).
После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. По неофициальным оценкам, в Санкт-Петербурге проживает сейчас более 100 тыс. нелегальных мигрантов. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Санкт-Петербурге не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.
В области регулирования миграции в Санкт-Петербурге установлены следующие приоритеты:
сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
проведение структурной,
промышленной, научно-технической и
инновационной политики, позволяющей
поддерживать высокие темпы экономического
роста при минимальном
привлечение работников, обладающих необходимыми Санкт-Петербургу профессиями и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации и культурно близких ей государств;
создание необходимых условий для трудовой деятельности в Санкт-Петербурге иногородних выпускников вузов, обладающих профессиями и квалификациями, востребованными на рынке труда;
создание условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Санкт-Петербурга;
устранение административных барьеров, препятствующих использованию иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.
В области регулирования миграции:
разработка и внесение
предложений о принятии на федеральном
уровне законодательных и иных нормативных
правовых актов, расширяющих полномочия
территориальных органов
совершенствование нормативной
правовой и институциональной базы
для межведомственного
создание системы соглашений между органами государственной власти Санкт-Петербурга и работодателями, привлекающими и использующими в широких масштабах трудовых иммигрантов, в целях обеспечения их жильем и объектами социальной инфраструктуры;
усиление контроля за соблюдением предприятиями Санкт-Петербурга санитарных и иных норм проживания трудовых иммигрантов, а также законодательства о привлечении иностранной рабочей силы;
реализация экономических мер регулирования трудовой миграции, направленных на упорядочение привлечения иностранной рабочей силы;
изыскание возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта и приспособления неиспользуемых или неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;
расширение жилой площади
общежитий для иногородних
развитие механизмов предоставления предприятиями ссуд работникам, приобретающим жилье;
усиление контроля за соблюдением правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством;
создание институциональной основы для участия представителей землячеств, других организаций и представителей иностранных граждан, обучающихся или работающих в Санкт-Петербурге, в обсуждении вопросов, связанных с их участием в жизни Санкт-Петербурга, соблюдением действующего законодательства в отношении иностранных граждан.
создание институциональной основы для изучения мигрантами из иностранных государств русского языка, основ российской культуры и цивилизации.
Приведем данные о миграционном притоке в Санкт-Петербург [14]:
Год |
Миграционный прирост (убыль), чел. |
1999 |
13618 |
2000 |
8390 |
2001 |
11570 |
2002 |
10571 |
2003 |
7915 |
2004 |
5086 |
2005 |
7228 |
2006 |
10600 |
Построим систему динамических индексов:
Абсолютный прирост
Темп роста:
ѕ цепные темпы роста;
ѕ базисные темпы роста;
-- темп роста за весь период.
Темп прироста ,)
Абсолютное значение одного процента прироста
Средний уровень .
В общем виде средний уровень моментного ряда
.
Средний абсолютный прирост
Средний абсолютный прирост .
Средний темп роста ,
Средний темп роста ,
По этим формулам найдем:
Изобразим динамику на графике
можно видеть, что поток мигрантов сокращается.