Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:23, реферат
Разработка эффективной социальной политики невозможна без глубоких знаний об объекте, на который направлена эта политика, а именно знаний о населении.
1. Объекты наблюдения и источники информации о населении………………..….3
2. Изучения численности и состава населения………………………………………5
Вывод…………………………………………………………….…………..………....9
Источник используемой литературы…………………………..……………..……..10
Содержание
1. Объекты наблюдения и источники информации о населении………………..….3
2. Изучения численности и состава населения………………………………………5
Вывод…………………………………………………………….…
Источник используемой литературы…………………………..……………..…
Объекты наблюдения и источники информации о населении
Разработка эффективной социальной политики невозможна без глубоких знаний об объекте, на который направлена эта политика, а именно знаний о населении.
Информация о населении нужна для развития практически всех отраслей экономики: численность трудоспособного населения необходима для расчета возможных масштабов его занятости; его профессиональный состав — для определения сферы приложения труда; численность детей дошкольного и школьного возраста — для определения необходимой сети дошкольных учреждений, школ и соответствующих кадров учителей, воспитателей и т.д. Данные о населении необходимы и для жилищного строительства, здравоохранения, розничной торговли и многих других отраслей.
Единицами учета в статистике населения является человек, семья, домохозяйство и населенный пункт. В отличие от других отраслей экономической и социальной статистики текущий учет населения практически не имеет отраслевых форм статистической отчетности в общепринятом виде.
Основным источником данных о населении и семье являются переписи населения, которые проводятся. Первая перепись, отвечающая научным принципам учета населения, была проведена в Бельгии в 1846 г. под руководством известного статистика А. Кетле. С тех пор быстро растет доля населения земного шара охваченного переписями населения. Таким образом, переписи населения в подлинном смысле этого слова стали проводиться в Европе и США только со второй половины прошлого века. С тех пор они проводятся в большинстве экономических стран каждые десять, а иногда и каждые пять лет
Перепись населения, по определению Статистической комиссии ООН, “единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации, или распространения иным образом, демографических, экологических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны”.
Цель переписи населения - заключается в удовлетворении основных потребностей страны в статистических данных о численности, составе и размещении населения, необходимых для организации экономической жизни страны, определения представительства в законодательных учреждениях и научного изучения демографических процессов. Эти данные служат основой государственного регулирования экономического и социального развития страны.
Перепись населения один из основных и очень важных элементов системы получения демографической информации. Она дает портрет населения на определенный момент времени (критический момент переписи), в этом ее достоинство. Данные переписи являются опорной базой для демографической информации, полученной из других источников.
Программа переписи населения содержит вопросы о постоянном месте жительства, поле, возрасте, языке, семейном положении, национальности, образовании, типе учебного заведения, источниках доходов, числе рожденных женщинами детей, жилищных условиях населения. На базе сплошного опроса каждого лица в отдельности, информация собирается специально подобранными и обученными счетчиками, которые заполняют вопросники, посещая жилое помещение в единое для всей страны время.
Отдельные сведения собираются на выборочной основе. В межпереписной период могут проводиться выборочные социально-демографические обследования, которые позволяют актуализировать данные о населении с учетом изменений в межпереписной период. Корректировка данных в межпереписной период производится также но итогам текущего учета естественного и механического движения населения.
Статистика естественного движения населения базируется на регистрации актов гражданского состояния в загсах, каждый такой акт оформляется документом, который заполняется в двух экземплярах, один из которых направляется в статистические органы для последующей разработки.
Формы записи о рождении, смерти, браке и разводе содержат достаточно широкий круг показателей: пол, возраст (родителей, если это свидетельство о рождении), постоянное место жительства, семейное состояние, национальность, причины смерти, продолжительность расторгаемого брака и т.д.
Сведения, поступающие в статистические органы, позволяют производить большое число группировок показателей, расширяющих анализ демографической ситуации в стране. Точность измерения масштабов миграции зависит от полноты учета прибывших и выбывших с данной территории.
До настоящего времени сбор информации о миграции населения организован аналогично сбору сведений о естественном движении населения. Источник сведений — данные паспортных столов, органов внутренних дел, сельской администрации о регистрации граждан. На каждого прибывающего в город или выбывающего из города заполняются специальные листки, в которых содержатся сведения, необходимые для адресного стола, — место рождения, возраст, пол, место, откуда прибыло данное лицо; цель приезда; срок прибытия и др. Разработка данных производится органами статистики с использованием методов сплошного и выборочного охвата по широкому кругу показателей, обеспечивающих достаточно полную характеристику внутренней и внешней миграции населения.
Изучения численности и состава населения
Из числа показателей текущего учета населения наиболее широко используется в социально-экономической статистике численность населения. Она исчисляется, как правило, на начало или конец календарного года и в среднем за год. Величина изменения численности населения территории за период времени, например за год, измеряется общим приростом населения, который рассчитывается как разность численности населения на начало и конец календарного года. В случае превышения численности населения на начало периода по сравнению с концом правомерно говорить не об общем приросте, а об общей убыли населения.
Среднегодовая численность населения представляет собой среднюю арифметическую из численности на начало и конец календарного года. Особенно широко используется показатель среднегодовой численности для расчета среднедушевых показателей доходов, потребления, обеспеченности товарами.
В зависимости от целей экономического анализа или задач, которые решает пользователь информации, используют различные показатели численности населения: постоянного и наличного.
Постоянное население — это лица, постоянно проживающие на момент переписи на данной территории, включая временно отсутствующих.
В случае отсутствия человека на момент переписи в месте постоянного жительства он будет учтен как временно отсутствующий, а в листе своего временного пребывания на момент переписи будет записан как временно проживающий. Чтобы составить правильное представление о распределении населения по областям, районам, городам страны, каждый человек должен хотя бы условно относиться к постоянному населению какой-либо территории, с которой он связан теснее, чем с другой. Поскольку постоянный или временный характер проживания связан со временем, естественно принять в качестве критерия их разграничения продолжительность проживания. Но сложности возникали в отношении тех, кто за короткое время несколько раз сменил место жительства. Так, человек, сменивший дважды место жительства, и прожив в каждом менее шести месяцев, может не числиться постоянно ни на одной территории: в новом месте он живет менее 6 месяцев, из старого выбыл более полугода назад, но если он заявит, что приехал на постоянное место жительства, то будет отнесен к постоянному населению.
Можно, наконец, решить вопрос о характере проживания в зависимости от намерения человека прожить здесь достаточно долгое время или от намерения жить здесь постоянно. Это позволяет сделать вывод, что одних лишь формальных определений принадлежности к постоянному населению недостаточно. Эта принадлежность должна устанавливаться с учетом цели приезда и характера проживания. Так, в постоянное население должны войти все имеющие в данном месте постоянную работу, учащиеся - место обучения и т.д.
Наличное население — лица, находящиеся на момент переписи на данной территории, включая временно проживающих. Следовательно, постоянное население в целом равно наличному населению минус временно проживающее и плюс временно отсутствующее. Это соотношение позволяет переходить от одной категории населения к другой.
Юридическое население - это те, которые значатся в списках жителей данной территории, прописаны на ней или связаны с данной территорией какими-либо другими существующими в стране правилами регистрации. Ввиду того, что фактическое место жительства или место пребывания человека не обязательно совпадает с местом, где он числится проживающим, юридическое население может сильно отличаться от фактического. Эта категория населения важна с точки зрения административных задач.
Категории населения - важные социально-экономические характеристики населения. Так, к примеру, знание численности и состава постоянного населения города или поселка необходимо для планирования жилищного строительства, развития сети детских дошкольных и школьных учреждений, расчета средств, необходимых для выплаты пенсий и пособий и т. д. В то же время о наличном населении следует знать для планирования перспектив развития строительства гостиниц, пунктов общественного питания, магазинов, транспортной сети и т.п. Это особенно важно для стран с высокой миграционной подвижностью населения. Есть страны, в которых число приезжающих из-за границы на время иногда превышает собственную численность населения.
Согласно Проекту рекомендаций ООН по проведению переписей населения и жилищ 1990 года, каждая страна должна устанавливать общую численность населения, являющегося постоянным на основе национального определения этого понятия и разрабатывать, как правило, на этой основе детальные таблицы. Однако необходимо по возможности проводить подсчет всех экономически активных лиц в стране, в которой они работали в момент переписи, за исключением лиц, ежедневно пересекающих границу для работы в другой стране и возвращающихся в тот же день, которые должны учитываться в стране проживания. Некоторые страны, руководствуясь национальными целями, разрабатывают дополнительные данные по общей численности населения, например общей численности населения, находившегося на территории на момент переписи, или общей численности юридически проживающего населения.
Современная практика учета категорий населения не имеет единообразного решения. Большинство государств мира учитывают и в основном используют только постоянное население, некоторые производят учет исключительно наличного населения. Например, для анализа обеспеченности населения территории жильем берется показатель численности постоянного населения, так как жилищная политика и жилищное строительство имеют в виду удовлетворить потребности прежде всего населения, постоянно проживающего на данной территории. При расчетах пропускной способности общественного транспорта, товарооборота, сети розничной торговли и т.д. более обоснованно использовать данные о численности наличного населения.
Сведения о наличном населении крайне важны для населенных пунктов с непостоянным населением, где сильно влияние сезонного фактора, например в курортной местности, а также в поселках с вахтовым привлечением рабочей силы, где потребности социальной инфраструктуры рассчитываются исходя из наличной численности населения.
Показатели наличного и постоянного населения на определенную дату или в среднегодовом исчислении могут относиться и к различным группам населения: мужчинам и женщинам, трудоспособным лицам, детям, пенсионерам и т.д.
Чрезвычайно важная информация — возрастной состав населения, который не только отражает процесс воспроизводства в прошлом, но и характеризует перспективу дальнейшего воспроизводства населения. Анализ возрастной структуры населения используется при разработке экономической и социальной политики в стране.
В социально-экономической статистике широко используется следующая укрупненная группировка населения: моложе трудоспособного возраста; трудоспособного возраста; старше трудоспособного возраста. Верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста определяются национальным законодательством. В Российской Федерации нижняя граница трудоспособного возраста — 15 лет; верхняя — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Прогрессивность структуры населения оценивается долей численности детей и лиц трудоспособного возраста в общей численности населения. Исходя из этого, принято говорить о постарении населения или его омоложении, или о стабильной структуре. Динамика возрастной структуры оказывает влияние на выбор приоритетов в демографической и социальной политике, а также учитывается при выборе многих экономических решений, касающихся интересов населения.
Для устранения влияния возрастной структуры на некоторые социально-демографические показатели, например смертность населения, при межстрановом и других сопоставлениях применяются стандартизированные коэффициенты, полученные путем взвешивания возрастных коэффициентов по одной и той же структуре, приемы расчета которых здесь не приводятся ввиду их трудоемкости.
Все важнейшие численные группировки населения, как правило, сопровождаются данными по полу.
В связи с различиями в образе жизни, занятиях и ряде других признаков производится группировка населения на городское и сельское. Чаще всего критерием при определении типа населенного пункта служит численность его населения. В основу отечественной статистики городского и сельского населения положено административное деление. К городскому населению относятся жители городских поселений, утвержденных законодательными актами в качестве городов, поселков городского типа, районы курортных и дачных поселков. Населенные пункты, не классифицированные в качестве городских, считаются сельскими, а проживающие в них жители — сельским населением.