Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа
Доход и потребление населением товаров и услуг – одна из основных характеристик в анализе уровня жизни населения. В качестве показателя уровень жизни рассчитывается как денежные доходы в расчете на одного человека или семью. Если доход увеличивается, то увеличивается потребление товаров и услуг, следовательно, увеличивается качество потребляемых товаров и услуг. Статистика изучает величину и состав доходов, его структуру, динамику в целом по всему населению, а также в разрезе территорий страны, отраслей экономики, типов домашних хозяйств, социальных групп населения.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине « Социальная статистика »
Тема: « Статистика потребления товаров и услуг населением »
Введение
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. Социальная статистика призвана выявлять социальные индикаторы тех или иных процессов, оценивать их устойчивость и изменчивость, их принадлежность к определенному времени, определенной стадии развития общества.
Как известно, величина дохода
населения полностью зависит
от потребления им товаров и услуг,
и наоборот. Важной задачей социальной
статистики является определение структуры
потребления населения на базе материалов
систематических выборочных исследований
бюджетов домашних хозяйств. Обычно эта
структура обусловливается
Доход и потребление населением
товаров и услуг – одна из основных
характеристик в анализе уровня
жизни населения. В качестве показателя
уровень жизни рассчитывается как
денежные доходы в расчете на одного
человека или семью. Если доход увеличивается,
то увеличивается потребление
Если же потребление товаров и услуг уменьшается, то нужно обратить внимание на доход. Снижение доходов приводит к снижению покупательной способности населения, а следовательно, к уменьшению расходов. Расходы, произведенные на приобретение товаров и услуг, называются потребительскими расходами населения. Статистика изучает уровень, степень, динамику и строение потребительских расходов.
Статистика доходов и расходов населения предоставляет информационную базу для анализа общего состояния экономики и уровня жизни, для разработки социальной и налоговой политики, для оценки возможности расширения инвестиционного процесса за счет мобилизации внутренних резервов.
«Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.
Промежуточное потребление
представляет собой стоимость продуктов
и рыночных услуг, потребленных и
предоставленных в течение
Конечное потребление, или собственно потребление населения, - расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений – за счет государственного бюджета; некоммерческих общественных организаций – за счет добровольных взносов членов этих организаций и пожертвований, а также доходов от своей собственности.
В структуре потребления населения выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.
Платное потребление осуществляется
за счет личных доходов населения, т.е.
средств семейного бюджета, и
поэтому его можно
Бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении».1
Производство и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства – служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики.
В России приняты некоторые законодательные акты, защищающие интересы потребителя. В Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», утвержденном в 1993г., определены общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан – потребителей продукции. Определено, в частности, что любой потребитель имеет право на:
- государственную защиту своих интересов;
- гарантированный минимальный уровень потребления;
- надлежащее качество продукции;
- безопасность продукции,
полную и достоверную
- возмещение в полном объеме ущерба, причиненного продукцией ненадлежащего качества;
- обращение в суд и другие государственные органы;
- объединение в общественные организации потребителей.
В российском законодательстве в 1993г. были приняты два закона: «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации».
1) сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям;
2) стандартизация – деятельность по установлению норм, характеристик продукции, работ и услуг и правил (требований), предъявляемых к ним, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Сертификация бывает добровольной или обязательной. В обязательном порядке производится сертификация продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Организация этой работы также
возложена на Госстандарт России,
разрабатывающий
«Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие:
1) общая и всесторонняя
характеристика социально-
2) оценка степени социально-
3) анализ характера и
степени влияния различных
4) выделение и характеристика
малообеспеченных слоев
2 раздел + спец. показатели
1.2 Потребление
Потребление является завершительным этапом воспроизводственного процесса. Потребление – использование произведенного продукта в целях удовлетворения определенных потребностей.
Потребление бывает :
1) промежуточное, т. е. это стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг (материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства (хотя они могут соответствовать также интересам работников), нематериальные услуги);
2) конечное, или собственное, потребление населения – расходы хозяйственных единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей;
3) платное – осуществляется за счет личных доходов населения, т. е. средств семейного бюджета, и потому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд;
4) бесплатное потребление населения включает потребление товаров и услуг в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и другие, а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении (военнослужащими срочной службы, воспитанниками детских домов, живущими в домах инвалидов, ветеранов труда и войны).
Потребляемые товары предназначены для удовлетворения определенных потребностей населения. В зависимости от степени значимости товары делятся на:
1) товары первой необходимости (продукты питания, жилье и т. п.);
2) товары, менее необходимые (книги, телевизоры, стиральные машины и др.);
3) предметы роскоши (
Увеличивающуюся роль в потреблении населения играют различные услуги, оценка которых имеет свою специфику.
Услуги – это результат деятельности, направленный на удовлетворение определенной потребности человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления.
Статистика
потребления исследует в
Сопоставление фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем дает возможность определить уровень удовлетворения потребности населения в данном товаре. Соответственно, коэффициент удовлетворения потребности в i-м товаре будет иметь вид:
Так как динамика общего и среднедушевого потребления исследуется с помощью индексов, то по отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления:
1) общего объема потребления i-гo товара:
Разница между числителем и знаменателем индексов демонстрирует абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-гo товара:
Для определения как общего, так и среднедушевого потребления отдельных услуг населением чаще всего используется их стоимостная оценка, тем более если речь идет о платных (рыночных) услугах.
Определить обеспеченность населения услугами можно посредством сравнения фактического потребления услуг в среднем на душу населения с нормативным его значением:
При необходимости используется
среднее нормативное
Индексы потребления отдельных видов услуг строятся идентично индивидуальным индексам потребления товаров:
2) в расчете на душу населения:
где iN – индекс среднегодовой численности населения.
При этом необходимо обеспечить сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах для определения динамики физического объема их потребления при погашении влияния цены. Достичь этого можно при прямом использовании сопоставимой (базисной) цены либо при пересчете стоимости потребляемой услуги в отчетном периоде в цены (тарифы) базисного периода. Таким образом, применяется метод дефлятирования.
Коэффициент удовлетворения
потребностей населения по всем потребительским
товарам и услугам (КПО) в агрегатной
форме исчисляется путем
Где p – цена товара;
q – количество фактически потребленных товаров;
S – количество фактически потребленных услуг;
t – фактический тариф за определенную услугу;
qH – норматив потребления определенного товара в расчете на душу населения;
SH – норматив потребления определенного вида услуг в расчете на душу населения;
N – средняя численность населения за период.
При определении стоимости нормативного набора учитываются нормы потребления в среднем на душу населения, т. е. нормы, составляющие нормативный потребительский бюджет, а также численность населения.
Стоимость общего недопотребления
товаров и услуг в
Однако результатом этого является искажение истинной величины недопотребления. Исходя из этого производится расчет показателя удовлетворения потребностей на душу населения:
К тому же каждое фактическое потребление товаров и услуг учитывается в объеме не выше нормативного, и, следовательно, сравнительным значением КПДбудет 1,0. Разность величин числителя и знаменателя КПДпредставит реальный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем: умножив эту разность на среднюю численность населения N, получим размер недопотребления в целом. Сопоставив этот размер с результатом предыдущего расчета недопотребления на основе КПО получим величину возможных компенсационных зачетов в потреблении.
Информация о работе Статистика потребления товаров и услуг населением