Статистика рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 12:02, реферат

Описание

Целью данной работы является статистическое изучение и анализ рынка ценных бумаг РФ.

Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения.

Содержание

Введение_____________________________________________________3

Глава 1. Теоретические основы статистики рынка ценных бумаг

Содержание и структура рынка ценных бумаг____________________5
Определение ценной бумаги. Виды ценных бумаг_________________9
1.3.Основные понятия и задачи статистики рынка ценных бумаг_______14

Глава 2. Развитие рынка ценных бумаг в России

3.1 История биржевого дела в России_____________________________18

3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг_______________________23

Заключение__________________________________________________27

Список использованных источников и литературы________________29

Работа состоит из  1 файл

Статистика рынка ценных бумвг.готовая работа.docx

— 257.63 Кб (Скачать документ)

     Другими государственными ценными бумагами выступали облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Они появились в сентябре 1995 года с целью привлечения денежных средств широких слоев населения для финансирования дефицита государственного бюджета. Облигации выпускались небольшим номиналом (100 и 500 тысяч рублей), что позволяет вкладывать в них средства инвесторам различного достатка, на срок один или два года и имели четыре купона, выплата процентного дохода по которым осуществлялась в конце соответствующего купонного периода. Характерной чертой рынка облигаций государственного сберегательного займа являлось постоянное превышение спроса над предложением.

     Рынок ценных бумаг (РЦБ) в России начал  свое формирование в первой половине 1991г. после принятия известного Постановления  Совета Министров РСФСР 601 от 25 декабря  1990 г. "Об утверждении Положения об акционерных обществах".

     Последовавший во второй половине 1991г. рост количества выпускаемых акций связан с биржевым бумом, когда в течение нескольких месяцев было создано несколько  сот бирж. К августу 1991г. благодаря  формированию в рыночном секторе  экономики (прежде всего, в рыночной инфраструктуре) значительного количества АО была набрана критическая масса ценных бумаг, достаточная для начала функционирования фондовых бирж.

     Итогом  этого этапа (к весне 1992 г.) можно считать появление всех возможных видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР 78 от 28 декабря 1991г. "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР" на 5 последующих лет стало основным документом в этой области.

     Второй  этап связан с массовой приватизацией 1992-1994 гг. Точкой отсчета для этого  этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и, во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы, в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).

     Эти факторы в значительной степени  определили и последующую динамику рынка ценных бумаг. В результате столь быстрого роста рынка потребности эмитентов и инвесторов переросли те возможности, которые предоставляла инфраструктура рынка.

     Важнейшим качественным отличием этого этапа  развития РЦБ являлось также растущее международное признание российского  рынка, доступ российских эмитентов  различного типа к мировым финансовым рынкам.

     В целом можно было отметить следующую  тенденцию: если ранее инвестиции осуществлялись "в Россию", то в 1996-1997 гг. больше внимания уделяется конкретным перспективам конкретных компаний. Это означало, во-первых, что имеется значительная база для дальнейшего расширения ликвидности российского рынка. Во-вторых, именно конкретная информация о деятельности корпораций (прибыль, совместные проекты, выпуск ADR и др.) становилась существенной для развития рынка ее акций.

     Финансовый кризис на азиатских фондовых рынках, начавшийся осенью 1997г., наложил свой отпечаток и на краткосрочные перспективы развития российского рынка корпоративных ценных бумаг.

     По  оценкам большинства экспертов, уже в начале 1998 г. можно было ожидать нового роста капитализации рынка акций. Однако финансовый кризис, разразившийся 17 августа 1998г., резко изменил ситуацию на российском рынке корпоративных ценных бумаг. 

 

     

       Августовский кризис 1998г. принципиально изменил как макроэкономическую, так и финансовую ситуацию в России. Положение, предшествовавшее кризису, характеризовалось стабильным обменным курсом рубля, низкой инфляцией, значительным притоком на внутренний рынок иностранных инвестиций, главным образом портфельных. Системный кризис, составляющими которого были валютный, банковский, внешнеплатежный кризисы и полный развал финансовых рынков, полностью изменил действующие причинно-следственные связи в российской экономике, структуру финансовых потоков, ценовые пропорции и т. п.

     По  оценке Всемирного банка, в 2008 года в России «начался кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований». Начавшееся в конце мая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля.

     С начала августа по начало октября 2008 года капитализация российского  фондового рынка снизилась на 51,7 %, в то время как капитализация  фондовых рынков развивающихся стран  в целом упала на 25,4 %.

     По  итогам октября 2008 года российский фондовый рынок продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков мира.

     Таким образом, фондовый рынок России, как  звено финансовой системы, с одной  стороны, испытывает на себе все негативные явления в экономике страны, а  с другой стороны является важнейшим  индикатором макроэкономических процессов. В то же время рынок ценных бумаг  играет роль основного инструмента  в привлечении средств в производство, мобилизации ресурсов на восстановление и развитие экономики, финансировании дефицита государственного бюджета. 

 

      3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг 

     Стабилизация  экономики, а затем и переход  к фазе подъема невозможен без оживления инвестиционной сферы. Ключевым условием экономического подъема является способность российского финансового рынка обеспечить доступ российских предприятий к внутренним и внешним финансовым ресурсам.

     Поэтому решение инвестиционной проблемы без формирования развитого рынка ценных бумаг и создания благоприятного климата для отечественных и зарубежных портфельных инвестиций невозможно. Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономике инвестиционных ресурсов делает необходимой активную и целенаправленную политику государства в отношении развития рынка ценных бумаг. Формирование модели регулирования рынка должно быть адекватно конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

     Важнейшая из задач реформирования российской экономики - это мобилизация внутренних долгосрочных источников инвестиций в реальный сектор экономики, и в особенности денежных средств населения.

     Средства населения - основной источник средств, обращающихся на фондовых рынках развитых стран. В России основные участники - коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые компании, а также государственные органы, занимающиеся приватизацией. Хотя, по разным оценкам, инвестиционный потенциал населения России составляет 20-50 млрд. долл. Эти деньги работают не на Россию, а на экономику других стран.

     Для улучшения экономической ситуации необходимо восстановление доверия инвесторов, и особенно населения страны. Восстановление доверия к российскому фондовому рынку подразумевает:

  • политическую стабильность;
  • доведение до граждан страны основ макроэкономической, денежно-кредитной и валютной политики государства;
  • восстановление доверия к финансовому рынку через восстановление доверия к финансовым институтам;
  • проведение правовой реформы.

     При этом надо исходить из того, что спекулятивный период на фондовом рынке закончился. Инвесторов в гораздо большей степени, чем прежде, будут интересовать текущие и перспективные показатели работы предприятия, возможности получения доходов.

     Предлагаемые  меры должны предусматривать:

  • реструктуризацию предприятий на основе закона о банкротстве;
  • работу над совершенствованием законодательства, которое должно обеспечить предприятиям возможность беспрепятственного привлечения средств инвесторов с фондового рынка;
  • работу с самими эмитентами для создания благоприятных условий привлечения ими средств через финансовый рынок (сюда же следует отнести и такой необходимый шаг, как совершенствование работы государственных органов, связанных с эмиссией, например, в плане сокращения сроков регистрации эмиссий и т.д.).

     Значительную роль может сыграть развитие систем проектного финансирования. Для их развития необходимо:

  • стимулировать (в том числе и через разумную налоговую политику) коммерческие банки участвовать в финансировании конкретных инвестиционных проектов с созданием системы гарантии возврата кредитов;
  • поощрять выпуск различных финансовых инструментов под проектное финансирование, при этом установив минимальные сборы и отчисления в пользу государства (имея в виду, что налоговые послабления в период инвестирования окупятся впоследствии налогом на прибыль или налогом с продаж);
  • создать систему разных по инвестиционным возможностям ценных бумаг, ориентированных на различные слои потребителей-инвесторов (например, по образцу США, где имеется несколько категорий ценных бумаг: одни могут быть предложены физическим лицам, другие - только профессиональным участникам рынка и т.д.).

     Кроме того, одним из важнейших шагов в развитии инвестиционной направленности российской экономики должно стать реформирование рынка государственных и субфедеральных ценных бумаг, придание ему инвестиционной направленности.

     Оживлению инвестиционной ситуации в стране должен способствовать вывод на фондовый рынок новых инструментов, таких как облигационные займы предприятий и векселя.

     Для активной работы на фондовом рынке потенциальные инвесторы должны иметь:

  • гарантии сохранности своих инвестиций (прежде всего от политических рисков);
  • максимально полную и понятную информацию об эмитентах ценных бумаг (желателен переход на мировые стандарты бухгалтерского учета);
  • налоговые льготы на инвестиции в ценные бумаги (при первичном их размещении);
  • четкий механизм налогообложения прибылей (но не убытков) от работы на данном рынке, стимулирующий активность инвесторов;
  • достаточный набор инструментов для работы на рынке корпоративных ценных бумаг (акции, облигации, векселя и т.д.);
  • отлаженную и надежную инфраструктуру фондового рынка и передовые компьютерные технологии, обеспечивающие точность расчетов.

     Механизмы взаимодействия государства, реального  сектора экономики и финансового  сообщества для оздоровления российской экономики будут обсуждаться на экономическом форуме «Инвестиции в России», который будет проходить в мае 2010 года. 

 

      Заключение 

     В заключение хотелось бы отметить, что  все большее внимание уделяется  ценным бумагам и фондовому рынку. Так как этот вопрос является наиболее актуальным в текущем кризисном  состоянии экономики.

     В ходе выполнения работы «Статистика рынка ценных бумаг РФ», мы изучили один из главных элементов рыночной экономики России - фондовый рынок. Рынок ценных бумаг (или фондовый рынок) - это составная часть рынка любой страны, на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.

     Для достижения поставленной цели были решены ниже перечисленные задачи. Во-первых, были подробно рассмотрены содержание и структура рынка ценных бумаг. Он бывает первичный, биржевой, организованный. Рынок ценных бумаг призван реализовывать коммерческую, ценовую, информационную, регулирующую, перераспределительную и страховую функции. Основными участниками фондового рынка являются - эмитенты, инвесторы, фондовые посредники, организации, обслуживающие рынок ценных бумаг а также государственные органы регулирования и контроля. Также была кратко освещена история биржевого дела в России.

Информация о работе Статистика рынка ценных бумаг