Статистика товарооборота и товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе я рассмотрю такой раздел статистики как статистика товарооборота.
В сферах материального производс

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

  В статистике товарооборот представляет количественный измеритель объема продажи/покупки товаров в стоимостных единицах. Его натуральное содержание характеризует параллельный показатель - количество проданных товаров. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно.

  Объемы  товарооборота определяются статистикой  торговли. Крупные и средние торговые организации ежемесячно представляют отчет о товарообороте, по малым предприятиям используются выборочные квартальные наблюдения. Объем реализации сельскохозяйственных продуктов и других потребительских товаров на рынках также определяется на основании ежеквартального выборочного наблюдения[6].

  На  федеральном уровне объем товарооборота  увязывается с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а  также с товарными ресурсами путем составления баланса товарного обеспечения розничного товарооборота. На региональном уровне общий объем розничного товарооборота должен корреспондироваться с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку товаров.

  Тесно связана со статистикой товарооборота статистика товарных запасов, определяющая их объём и состав в товаро-проводящей сети. Её основные показатели: обеспеченность товарооборота товарными запасами в днях (отношение объёма запасов на определённое число к однодневному товарообороту), скорость товарооборота (отношение товарооборота за некоторый период к среднему товарному запасу за этот же период) и продолжительность одного оборота в днях (отношение среднего товарного запаса к однодневному товарообороту). Статистика товарных запасов является важным источником изучения степени удовлетворения спроса населения на отдельные товары и соответствия предлагаемых товаров спросу.  

  1.3 Структура товарооборота  

  Структура (или ассортиментный состав) товарооборота  включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, реализуемые конкретным торговым предприятием. Эти товары делят на ассортиментные группы и подгруппы и при дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры[7].

  Товарная  структура непродовольственных  товаров состоит из следующих  ассортиментных групп:

  ·  хозяйственное мыло и синтетические моющие средства;

  ·  туалетное мыло и парфюмерия;

  ·  галантерея и нитки;

  ·  товары культурно-бытового и хозяйственного назначения;

  ·  трикотажные и чулочно-носочные изделия;

  ·  одежда, белье, головные уборы и меха;

  ·  ткани;

  ·  обувь;

  ·  другие непродовольственные товары[8].

  Структура продовольственных товаров состоит  из следующих ассортиментных групп:

  ·  хлеб и хлебобулочные товары;

  ·  мука, крупа, макаронные изделия и пищевые концентраты;

  ·  картофель, овощи, плоды, грибы;

  ·  мясо и мясные товары;

  ·  рыба и рыбные товары;

  ·  молоко и молочные товары;

  ·  яйца куриные и пищевые жиры;

  ·  сахар и кондитерские изделия;

  ·  соль;

  ·  вкусовые товары;

  ·  другие продовольственные товары[9].   

  1.4 Задачи статистики  товарооборота  

  Исходной  задачей статистики товарооборота  является сбор и обработка данных, характеризующих процессы купли-продажи  товаров.

  Изучение  процессов товарооборота представляет большой интерес как для государства, так и для рыночных структур. Государство, выступающее в роли гаранта прав покупателей и продавцов, естественно, должно быть информировано о главных рыночных процессах товародвижения и товарооборота. Изучение процесса формирования товарооборота, роли отдельных звеньев и рыночных структур является важной задачей государственных служб, занимающихся фиском, поскольку объем реализации продуктов и услуг, доля добавленной стоимости в товарообороте и т.д. определяет значительную часть налоговых поступлений[10].

  Данные  и выводы статистики товарооборота  используются в статистике уровня жизни, так как розничный товарооборот характеризует товарную массу, перешедшую в сферу личного потребления, а его размер в расчете на душу населения отражает тенденцию уровня индивидуального потребления продуктов и услуг. Часть собранной и обработанной государственной статистикой информации может быть продана коммерческим структурам.

  Рыночные  структуры собирают и анализируют  данные о товарообороте для оценки результатов собственной деятельности, характеристики деловой активности и конъюнктуры. Данные о товародвижении и товарообороте необходимы рыночным структурам для разработки и прогнозирования стратегии своего маркетинга. Таким образом, можно сделать вывод, что сбор и анализ информации о товарообороте представляет важную задачу государственной статистики и бизнес-статистики фирм, занимающихся сбытовой и торговой деятельностью (включая продажу услуг).

  Общая концептуальная цель статистики товарооборота  сводится к сбору, обработке и  анализу надежной информации об объеме, уровне, структуре и динамике купли-продажи  товаров в целом и на разных уровнях хозяйствования.

  Государство в свою очередь нуждается в информации о территориальном (региональном) распределении товарооборота, о связях товарооборота с доходами потребителей, о переходе товарной массы в сферу потребления и о насыщении рынка. Исходя из целей регулирования и прогнозирования спроса и предложения, необходимо выявлять закономерности и тенденции товарооборота. Отсюда вытекают конкретные функциональные задачи статистики товародвижения и товарооборота, которые можно сформулировать следующим образом:

  Ø  сбор, сводка и обработка информации о товарообороте на уровне предприятий, фирм, каналов товародвижения (торгово-сбытовых систем), регионов и в целом по стране; сведения об общем объеме товарооборота и продаже отдельных продуктов и услуг;

  Ø  оценки и анализ отдельных этапов товародвижения, его звенности, уровней и длины каналов товародвижения, а также форм сбытового и торгово-посреднического товарооборота, способы формирования и использования товарных ресурсов;

  Ø  анализ объема товарооборота, его товарной структуры и ассортимента; анализ динамики товарооборота; анализ товарооборота на душу населения и процесса удовлетворения покупательского спроса; региональный анализ товарооборота.

  Крупные и средние предприятия представляют отчетность об отгрузке товаров, инвестициях, товарообороте и т.д. Предприятиям, заполняющим унифицированные формы федерального государственного статистического наблюдения, предоставляется гарантия сохранения коммерческой тайны. На каждой статистической форме напечатано: конфиденциальность гарантируется получателем информации.

  Существенная  информация о товарообороте может  быть получена от периодически проводимых переписей оптовых и розничных  предприятий и других единовременных обследований, например, обследование розничных продаж отдельных товаров  в разрезе ассортиментных групп и т.п. Часть информации преимущественно конъюнктурного характера собирается путем опроса (анкетирования) предпринимателей. В такой анкете содержатся вопросы об однодневном обороте, его динамике и ассортиментных сдвигах, уровне конкуренции и др. Малые предприятия вместо представления отчетности заполняют подобные опросные листы.  

  1.5 Анализ товарооборота  

  Товарооборот  является центральным показателем  статистики рынка. Это сложный и  многогранный показатель. Во-первых, он характеризует обмен товаров не деньги, переход товара от продавца к покупателю. Во-вторых, он используется в оценках конъюнктуры рынка как один из показателей деловой активности. Товарооборот можно рассматривать как величину удовлетворенного спроса. Товарооборот выступает как показатель размера торгового предприятия, а также как финансовый показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия (фирмы) за проданные товары.

  Кроме того, показатели продажи товаров  используются в качестве весов в  индексах цен. Это делает товарооборот многогранным показателем и требует осторожности при интерпретации его значения, его анализ имеет и экономическую и социальную направленность.

  Товарооборот - инструмент измерения объема проданных/купленных  товаров. Товарооборот измеряется в  стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота зависти от количества проданных товаров (q) и от цены единицы товара (p), т.е. в формализованном виде соответствует произведению

  T=q*p

  Следовательно, по своей сущности товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов.

  К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем  товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).

  Анализ  товарооборота, естественно, предусматривает  и обратную процедуру: его разложение на структурные составляющие. В территориальном  разрезе выделяется товарооборот каждого  региона (субъекта федерации; хотя возможна и более высокая степень дифференциации: выделяется товарооборот отдельных городов и районов). В региональных показателях товарооборота иногда выделяются объемы покупок местных жителей за пределами региона, а также покупок приезжих в данном регионе в соответствии с понятием мобильного (мигрирующего) спроса. Самостоятельно рассматривается товарооборот (сбыт и реализация) товаров производственного назначения, товарооборот предметов потребления и продажа услуг. Выделяется сбыт товаров (т.е. продажа товара производителем, или товарооборот производителей), он соответствует понятию товарной массы, вовлеченной в сферу товарного обращения. Самостоятельное место в статистике занимает товарооборот закупочных предприятий и организаций (объем закупок), в нем выделяется объем государственных, кооперативных и частных закупок продукции сельского хозяйства.

  Анализ  товарооборота позволяет оценивать  соответствие имеющихся товаров  спросу населения для принятия мер  по оптимизации структуры товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению товарооборачиваемости, ритмичности и равномерности продаж. Товарооборот подразделяется на оптовый, розничный и оборот общественного питания.

  По  результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии.

  Важна также характеристика товарооборота  по формам собственности: государственной  торговли, кооперативной торговли, частной торговли, акционерных торговых предприятий и т.п. 

  1.6 Динамика товарооборота  

  Развитие  товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени.

  Тенденции изменения товарооборота во времени  относятся к важнейшим оценкам  состояния и развития рынков товаров  и услуг. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Динамика товарооборота, с одной стороны, отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой – определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.

  Все это определяет значительный интерес  к динамическим процессам товарооборота, как со стороны государственной  статистики, так и с позиций  бизнес-статистики. Показатели динамики товарооборота относятся к числу  важнейших народнохозяйственных показателей.

  К задачам изучения динамики товарооборота  относятся:

  Ø  оценка и анализ изменения и тенденций общего объема товарооборота в целом по географическому и экономическому пространству, а также дифференцированно – в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально-экономическим группам потребителей;

Информация о работе Статистика товарооборота и товародвижения