Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 18:30, курсовая работа
Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.
Введение 2
Глава I. Уровень жизни населения как один из факторов социально-демографической статистики. 3
1.1 Основные составляющие показателя уровня жизни населения. 3
1.2 Социальные нормативы и потребности как составляющие уровня жизни населения. 6
1.3 Основные задачи изучения уровня жизни населения. 10
1.4 Основные показатели, используемые для определения уровня жизни. 11
Глава II. Анализ статистики уровня жизни населения на территории РФ на конец ноября 2011 года. 22
Заключение. 33
Список использованной литературы. 34
Введение |
2 |
Глава I. Уровень жизни населения как один из факторов социально-демографической статистики. |
3 |
1.1 Основные составляющие |
3 |
1.2 Социальные нормативы и |
6 |
1.3 Основные задачи изучения уровня жизни населения. |
10 |
1.4 Основные показатели, используемые для определения уровня жизни. |
11 |
Глава II. Анализ статистики уровня жизни населения на территории РФ на конец ноября 2011 года. |
22 |
Заключение. |
33 |
Список использованной литературы. |
34 |
Введение.
Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это
не только результат экономического
роста, но и его условие. Современному
производству требуются как принципиально
новые техника и технологии, так
и высококвалифицированные
В разработке политики доходов и
заработной платы учитываются не
только общие характеристики уровня
жизни в стране, но и их дифференциация
по социально-демографическим, профессиональным
и доходным группам населения
по регионам, сельской и городской
местности – с использованием
для измерения соответствующих
показателей системы
В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.
Глава I. Уровень жизни населения как один из факторов социально-демографической статистики.
1.1 Основные составляющие показателя уровня жизни населения.
Уровень жизни является одной из
важнейших социальных категорий, которая
характеризует структуру
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).
Рост уровня жизни создаст возможности,
материальную базу для улучшения
качества жизни. Последнее не ограничивается
уровнем потреблением товаров и
услуг, а выступает обобщающей характеристикой
социально-экономических
Важнейшими составляющими
Условия жизни можно укрупнено разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни: 1) применительно ко всему населению; 2) к его социальным группам; 3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.2
Для характеристики уровня жизни используется
система индикаторов –
1.2 Социальные нормативы и
уровня жизни населения.
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.3 Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
К другим основным социальным нормативам
относятся: минимальная заработная
плата и пособие по временной
нетрудоспособности, пособие по безработице
для трудоспособных лиц, минимальные
трудовые и социальные пенсии для
пожилых и нетрудоспособных граждан,
инвалидов; минимальные стипендии
учащимся, регулярные или разовые
целевые пособия наиболее уязвимым
в материальном отношении группам
населения (многодетным и
В совокупности они образуют систему
минимальных социальных гарантий как
обязанность государства
Существующие нормативы
Личные потребности
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные потребности
Интеллектуальные и социальные
потребности относятся к
Различаются рациональные (разумные)
и иррациональные потребности. Первые
отвечают научным представлениям
о потреблении благ и услуг, необходимых
для поддержание здорового
Внешней формой проявления личных потребностей
выступает спрос населения, хотя
и количественно, и качественно
он отличается от действительной потребности.
Различают общий
Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.
1.3 Основные задачи изучения
уровня жизни населения.
Важнейшая задача статистики уровня
жизни – выявление
К задачам изучения уровня жизни
относятся также: комплексное рассмотрение
структуры, динамики и темпов изменения
его показателей; дифференциация различных
групп населения по доходам и
потреблению и анализ влияния
различных социально-
Источниками информации для решения поставленных задач выступают: текущий учет и отчетность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население; данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.
1.4 Основные показатели, используемые для определения
уровня жизни.
Уровень жизни является достаточно
сложной и многогранной категорией.
Несмотря на то, что многие элементы
жизненного уровня взаимосвязаны между
собой, они имеют значительные особенности,
специфику и для их комплексной
характеристики требуется использование
соответствующей системы