Сущность социальной терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:35, доклад

Описание

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Работа состоит из  1 файл

учеба 2.docx

— 20.45 Кб (Скачать документ)

1. Сущность социальной терапии

Социальная терапия –  это комплекс решений, процедур, мероприятий  и действий, направленных на решение  социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения  следует, что социальная терапия  это явление, которое можно рассматривать  и анализировать на различных  уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической  деятельности как целостного явления:

- макроуровень, предполагающий решение проблем общества как единого объекта воздействия;

- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

- микроуровень, на котором возможно решение проблем личности, малых социальных групп и отдельных коллективов.

Сущность социальной терапии  как специфической технологии социальной работы состоит в том, что в  ее основе лежит идея "лечения", то есть достижение максимально возможного уровня социального здоровья человека: достижение прежде всего нормального функционирования и адаптации лиц с физической и психологической патологией, а также состояния полного физического, душевного и социального благополучия людей, неблагополучных в социальном плане.

Социальная терапия вбирает  в себя методики, применяемые в  различных видах профессиональной деятельности: медицине, практической психологии и социальной работе.

Социально-терапевтическая  деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может  быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.

Процесс социальной терапии  направлен на решение самых разнообразных  задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой  проблем, стоящих перед субъектом  и требующих своего решения. Тем  не менее, можно говорить о существовании  основных типов задач социальной терапии.

Среди них:

- исправление, коррекция  поведения и деятельности субъекта;

- предупреждение дисфункций;

- обеспечение нормального  развития субъекта;

- самоутверждение личности  субъекта.

Даль В.И. дает следующую  трактовку понятия «терапия»: терапия  или терапевтика от греческого лечебное искусство, врачеванье; часть общего врачебнословия.

Портнов А.А., Федотов Д.Д., Александровский Ю.А. рассматривают  психотерапию как «лечение при помощи психического воздействия на человека», лечение болезни.

Медицинская практика рассматривает  психотерапию в широком смысле как  «систему отношения врача к больному», которое «мобилизирует его волю к выздоровлению, и узком смысле как лечение психиатрических заболеваний «словом», т. е. внушением – гипнозом и убеждением – беседой, которое носит в контексте специфически психиатрического лечения вспомогательный характер.

По определению С. В. Тетерского, социальная терапия означает систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений.

2. Подходы и методы социальной  терапии

Решение всех этих задач с  необходимостью предполагает использование  различных методов. Безусловно, конкретная проблема, требующая своего решения, предъявляет собственные требования и к тому, как именно она будет  решаться. Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:

1.Административные. Характерными  особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным  нормам и правилам, существующим  в обществе (законы, инструкции, положения  и т.п.).

Во-вторых, система административных методов социальной терапии построена  на принципах социальной иерархии, господства и подчинения. Наиболее эффективно эти методы могут использоваться в практике государственных, судебных и административных органов и  учреждений. Использование административных методов предполагает выработку  субъектом определённых решений, их точную формулировку, выдачу соответствующих  команд или указаний, а также отслеживание процесса их выполнения нижестоящими структурами и подразделениями. Примерами использования административных методов в практике социальной терапии  является принятие главой администрации  решения об установлении опеки над  несовершеннолетним ребёнком, судебное решение о лишении родительских прав и т.п.

2.Экономические методы. Данная  группа методов социальной терапии  предполагает, что в процессе  их использования могут быть  учтены и проанализированы экономические  интересы и экономическое положение  того или иного социального  субъекта. Примерами подобных методов  являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия,  пенсии и т.п.) и экономические  санкции. Эффективность экономических методов социальной терапии значительно возрастает, когда их использование сопровождается применением и ряда других методов.

3.Психолого-педагогические  методы. В отличие от административных  и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов. Характерной особенностью этой группы методов является то, что они обладают «отложенным эффектом», т.е. результаты их применения на практике становятся видны далеко не сразу. К указанным методам относятся убеждение, воспитание, психологическая коррекция и т.п.

Все эти группы методов  социальной терапии по-разному используются субъектами социальной деятельности, в том числе и социальными  работниками, в зависимости от характера  и содержания конкретного социального  диагноза.

Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она  является одним из универсальных  методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное  использование всех вышеназванных  методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта. Однако, решение социальной проблемы клиента в практике социальной терапии может выглядеть по-разному.

3. Виды социальной терапии

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие  виды социальной терапии.

1. Индивидуальная, которая  применяется в отношении отдельного  человека, разрешение проблем которого  требует конфиденциальности (сексуальное  насилие, семейные неурядицы и  т. п.) к тем, кто не желает  или по каким-либо причинам  не может участвовать в групповой  терапии. Этот вид социально-терапевтического  воздействия требует от социального  работника или другого специалиста  высокой профессиональной квалификации, личного такта, способности к  пониманию и сочувствию.

2. Групповая, представляющая  собой стратегию воздействия,  направленную на оказание помощи  людям в преодолении личностных  нарушений или социального неустройства  с использованием групп (при  руководстве социального работника  или иного специалиста – психолога,  врача, педагога). Группы могут  формироваться по многим принципам:  возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности  и т.п. Люди, входящие в конкретную  группу, должны быть заинтересованы  в решении каких-либо сходных  проблем и ориентированы на  получение каких-либо знаний или  навыков. Как правило, групповая  терапия предполагает использование  психотерапевтических процедур  и операций.

3. Семейная терапия –  работа социального работника  или другого специалиста с  семьёй, которая рассматривается  как целостная единица. Стремясь  оказать необходимую помощь в  гармонизации внутрисемейных отношений,  в преодолении семейных проблем  и разрешении внутрисемейных  конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

Доминирующий метод оказания клиенту социально-терапевтической  помощи позволяет выделять гораздо  более широкий спектр её разновидностей. К наиболее часто применяемым  в практике социальной работы видам  терапии относятся следующие.

1.Трудовая терапия, основанная  на возможности оказывать тонизирующее  и активизирующее воздействие  на человека через процесс  труда. Трудовая терапия позволяет  организовать совместную деятельность, раскрыть скрытые резервы способностей  и возможностей человека, сформировать  у него ощущение собственной  нужности и полезности окружающим, организовать систему межличностных  отношений между клиентом и  другими людьми, расширить круг  общения, снять ощущение напряжённости  и беспокойства.

2.Терапия самовоспитания  представляет собой собственную деятельностьсубъекта по самопознанию, самоанализу и самооценке. Она включает в себя процессы саморефлексии и самоизучения, переоценку собственной личности, собственных решений, собственного прошлого, выявление индивидуальных психологических «барьеров», самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, создания желаемого образа «Я», использование полученных результатов в повседневной жизни и деятельности. Основным субъектом этого вида социальной терапии является сам человек. Однако, эта деятельность должна осуществляться под контролем социального работника, психолога, педагога или других специалистов. Их задача состоит в том, чтобы, во-первых, научить человека вышеуказанным приёмам деятельности и, во-вторых, контролировать ход процесса самовоспитания клиента с целью недопущения нежелательных или необратимых изменений его личности.

3.Дискуссионная терапия  предполагает решение какой-либо  проблемы через её активное  обсуждение в кругу заинтересованных  лиц. При этом предполагается, что каждый из участников обсуждения  может высказать свою точку  зрения и аргументированно её  отстаивать. Такой подход к решению  проблем человека или группы  даёт возможность определить  степень значимости данной проблемы  для субъекта, оценку её другими  людьми, позволяет найти такой  путь решения, который максимально  соответствует стремлениям и  ожиданиям всех включённых в  проблему людей.


Информация о работе Сущность социальной терапии