Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:21, реферат
Мобильный телефон постепенно становится в глазах российских потребителей не просто средством голосовой связи, а многофункциональным устройством, сочетающим в себе широкий спектр функций: интернет, камера, в некоторых случаях поддерживается ряд офисных приложение и многое другое.
Тенденции российского рынка
мобильных устройств
Общие характеристики рынка
Мобильный телефон постепенно становится в глазах российских потребителей не просто средством голосовой связи, а многофункциональным устройством, сочетающим в себе широкий спектр функций: интернет, камера, в некоторых случаях поддерживается ряд офисных приложение и многое другое. Рынок мобильных устройств в России, следуя тренду всей экономики, постепенно выходит из кризиса. Так, в 2010 году продано порядка 35 млн. мобильных телефонов (из которых за последний квартал 13 млн.), что обеспечивает рост в 26% по отношению к 2009 году. В денежном выражении объем рынка на конец 2010 года составляет порядка 5,2 млрд. долларов. По оценкам аналитиков ГК «Связной» в 2011 году рост рынка продолжится и достигнет 39 млн. штук (или 6 млрд. долларов в денежном выражении).
Уровень проникновения сотовой связи в России на 2010 год составил 162,4% (1,6 сим-карт на 1 жителя РФ). Все больше жителей России используют несколько сим-карт одновременно (например, для рабочих и личных нужд), для которых требуются и различные телефоны. Причем рост количества людей, использующих две и более сим-карты, превышает рост объемов продаж телефонов, поддерживающих сразу две сим-карты, то есть в основном происходит за счет увеличения количества аппаратов.
В отличие от мировой практики, телефоны в России не привязаны к сим-картам и даже к определенным операторам. Это дает большую свободу пользователям, позволяя чаще менять как телефоны, так и сим-карты. Это один из основных факторов сокращения пользовательского жизненного цикла мобильного телефона в России.
Однако существуют факторы, увеличивающие срок службы одного мобильного устройства. В первую очередь стоит отметить высокую степень развитости вторичного рынка. На руках одного владельца телефон действительно может находиться больше года. В России количество владельцев одного устройства может достигать 5-6. Кроме того исследования подтверждают, что в России многие рассматривают телефоны как «купленные раз и навсегда».
Каналы продаж и средняя стоимость
Каналы продаж мобильных телефонов в России сходны с мировыми – это, в первую очередь, отдельно-выделенные сотовые ритейлеры («Евросеть», «Связной», «МТС-ритейл», «Альт-телеком» и пр.), магазины электроники и бытовой техники (Медиамаркт, М-Видео, Эльдорадо и т.д.), фирменные салоны сотовой связи (Nokia, Motorola). В последние годы сотовые ритейлеры составляют доминирующую долю в основном обороте первичного рынка мобильных телефонов.
Средняя стоимость мобильного телефона снижалась на протяжении 2009 года, и части 2010 года. Средняя рыночная цена мобильных телефонов в 4 квартале 2010 г. снизилась на 2% относительно аналогичного периода 2009 г., но выросла относительно 3 квартала на 6%, продолжив положительную динамику. В целом в 2010 г. по сравнению с 2009 г. средняя рыночная стоимость телефона снизилась на 14%, сообщают в МТС. В 2011 по прогнозам аналитиков ГК «Связной» средняя стоимость в 2011 году увеличится незначительно и за счёт роста продаж смартфонов будет находиться на уровне 4,5 тыс. руб.
Динамика отрасли
Среди факторов развития отрасли можно выделить несколько, которые объясняют стремительный рост.
Во-первых, возможность приобретения сотового телефона на сером рынке по сниженной цене, что обусловлено значительной долей теневых продаж в общей структуре продаже мобильных устройств России.
Во-вторых, продажи подержанных телефонов. На рынках, похожих на так называемую «Горбушку», можно подобрать модель по цене вдвое ниже среднерыночной. Вторичный рынок развит еще и потому, что средний жизненный цикл телефона достаточно короткий, порядка полугода у одного владельца.
Еще один фактор – количество телефонов на одного пользователя. В среднем на 1 человека, который пользуется мобильной связью, приходится более 1 телефона. С одной стороны, такая тенденция объясняется социальными привычками населения, с другой стороны, крупные компании все чаще обеспечивают сотрудников мобильной связью (1 человек может иметь несколько корпоративных и личных мобильных устройств).
Стоит также отметить, что Россия практически не имеет субсидированных телефонов. Пользователь не может покупать телефон по низкой цене. Последние новинки электроники продаются значительно дороже, чем в других странах (iPhone в Европе можно приобрести за 200-300 долларов, а в России – за 500-800 долларов, как из-за особенностей таможенной системы, так и из-за политики производителя). Кроме того, по причинам, связанным с требованиями служб безопасности к телефонам и передаче данных, в магазинах России до относительно недавнего времени отсутствовали телефоны марки BlackBerry, одного из лидеров корпоративных продаж на мировом рынке.
Особенности сегмента смартфонов и коммуникаторов
Под рынком смартфонов традиционно понимают в том числе и рынок коммуникаторов, так как многие игроки рынка не делают между ними различий. С начала 2010 года в розничной сети МТС наблюдался активный рост продаж смартфонов. В 4 квартале 2010 г. продажи смартфонов в штучном выражении относительно 3 квартала 2010 г. показали рекордный рост +111%.
Стабильный рост популярности смартфонов в течение года объясняется появлением на рынке новых моделей (iPhone4, HTC Desire, МТС 916) и активным развитием мобильного интернета в большинстве регионов России. Среди производителей устройств с операционной системой Android лидером является компания HTC – 10 моделей из топ-20 выпустила она. 4 модели принадлежат Motorola, 4 - Samsung и 2 - Sony Ericsson.
Основные игроки на рынке смартфонов России – Apple, HTC, RIM, Sony Ericsson. Основные платформы (в порядке уменьшения доли) – Symbian, Windows Mobile (Phone), iOS, Android, bOS. Сегмент смартфонов становится все более и более привлекательным.
Основные игроки на российском
рынке мобильных телефонов
По итогам 2010 года, основными поставщиками мобильных телефонов в России являются компании: Nokia, Samsung, LG и Sony Ericsson, суммарная доля которых на рынке - 88%. Тем не менее, можно отметить тенденцию роста «азиатских» брендов, таких как ZTE, UBIQUAM, Huawei и др. (с 2% до 5%). Аппараты данных компаний чаще всего продаются продаются на российском рынке под брендами «Билайн», «Мегафон», «МТС» и «Скай Линк».
В 2011 году аналитики ожидают рост продаж на рынке смартфонов. Наибольшей популярностью будут пользоваться смартфоны с предустановленной операционной системе Android. Азиатские бренды предлагают смартфоны на базе Android по относительно доступным ценам. Именно поэтому возможно изменение долей основных производителей в ближайшее время.
Что касается Apple и HTC, то в сегменте мобильных телефонов количественная доля Apple составляет около 1%, а в денежном выражении компании удаётся занимать 6% рынка. HTC в количественном выражении занимает менее 1% рынка, и 3% рынка в денежном выражении. Разница в долях объясняется различием в стоимости аппаратов HTC и прочих производителей, которое составляет порядка 200%.
Nokia
Nokia - транснациональная компания из Финляндии, один из мировых лидеров в области мобильных коммуникационных технологий. Представительство в России Nokia имеет с 2000 года. С тех пор компания добилась значительных успехов. Только за 2010 год Nokia заработала в России 1,74 млрд. долларов. По данным аналитиков IDC, доля смартфонов Nokia в России в 2010 году составила 73 %. Аналитики J'son & Partners считают, что на рынке мобильных телефонов, в который входят и смартфоны, доля Nokia по количеству проданных экземпляров составляет 35,8%. Показатель Samsung, занимающей второе место, составляет 35,1%. Если говорить об общемировых тенденциях, то аналитики в первую очередь отмечают, что Nokia, использующая Symbian, теряет лидерство на рынке мобильных операционных систем. Основными конкурентами финской компании на этом рынке являются платформы Google Android, Apple iOS, Windows Phone и BlackBerry OS. Недавно Nokia представила новое стратегическое видение развития, которое включает ряд перемещений в руководящем составе и частичную реорганизацию. Ее целью является повышение эффективности бизнеса. Nokia планирует сформировать стратегический альянс с Microsoft в целях создания глобальной мобильной экосистемы. Windows Phone станет основной платформой для смартфонов Nokia. После запланированного перехода Nokia на Windows Phone, платформа Symbian станет франшизной. Суть обновленной стратеги Nokia - максимальное использование инноваций и сильной позиции компании на растущих рынках. Выход новинок сопровождается значительными рекламными активностями. Компания использует ассоциации, связанные с активной жизненной позицией, спонсируя спортивные и музыкальные мероприятия, а также организуя технологические и бизнес-выставки и конференции. Кроме того, Nokia имеет самую широкую в России сеть фирменных салонов, что позволяет компании меньше зависеть от отношений с ритейлерами.
Samsung
Apple
Относительный новичок российского рынка. Компания представлена одновременно лишь одной моделью телефона – iPhone разных поколений. Несмотря на это, аппарат является лидером рынка по объему продаж, занимая в денежном выражении 6% всего рынка. По мнению экспертов, это один из самых простых в управлении смартфонов с достаточно простым стильным дизайном
Продажами занимаются в основном сотовые ритейлеры и сеть магазинов Re-Store, специализирующаяся на продукции Apple. На российском рынке компания сталкивается с высокими таможенными барьерами и отсутствием субсидирования продаж мобильных телефонов в нашей стране, что увеличивает стоимость продуктов. Разница между покупкой официального сертифицированного устройства и такого же точно аппарата заграницей достигает 50% стоимости iPhone. Именно поэтому данная компания испытывает влияние от деятельности «пиратов» и серого рынка. Компания уделяет внимание программному обеспечению своих телефонов, стараясь сделать его максимально похожим на аналоги для операционной системы Mac OS. Кроме того, Apple популяризировала систему покупки ПО через специализированный интернет магазин путем закачивания софта прямо с мобильного устройства.
Компания, созданная путем слияния телекоммуникационных направлений гигантов электронной промышленности Sony и Ericsson, некогда боролась с Nokia за лидирующую позицию на рынке мобильных телефонов. Сегодня же это скорее игрок второго эшелона, с долее не более 10% рынка. Тем не менее, компания пытается справиться со сложившейся ситуацией, выпуская множество новых устройств на базе ОС Android. До 2008-2009 годов в Sony Ericsson продолжали отстаивать позицию «закрытых форматов» (свое зарядное устройство, свой формат карт памяти, своя операционная система и пр.). Тем не менее, компании приходится делать шаги навстречу открытым форматам, унифицируя вышеназванные части аппаратов. Это положительно сказывается на продажах Sony Ericsson, которая активно выводит на рынок смартфонов большое количество новых устройств, в частности на открытой операционной системе Android. В мировом масштабе оборот компании превышает 12 млрд. евро. Штат сотрудников – более 8,5 тыс. человек.
Один из лидеров роста, компания, сумевшая опередить Nokia на рынке Тайваня, представлена в России с 2004 года под брендом Qtek, а с 2006 года под брендом HTC. Компания основана в 1997 году как производитель мобильных устройств. Мировой оборот HTC за 2010 год $9,8 млрд из которых $1,3 млрд – операционная прибыль. Средняя цена устройства - $364, что более чем в два раза выше среднерыночной. Связано это в первую очередь с тем, что HTC представлена только на рынке смартфонов и планшетных ПК. В активе компании нет ни одного мобильного телефона в классическом понимании. Компания позиционируется как технологический лидер, предлагая постоянные инновации в устройствах класса Hi-end. Несмотря на отсутствие официального представительства в России, HTC постоянно увеличивает долю рынка, особенно в денежном выражении. Прямые конкуренты устройствам HTC – Apple iPhone и коммуникаторы BlackBerry компании Research In Motion. 25% штата работает в подразделении НИОКР в Тайване, что позволяет HTC представлять значительное количество новых высокотехнологичных устройств в относительно короткие промежутки времени.
Канадская компания RIM с оборотом $14,95 млрд. и штатом 14 тыс. сотрудников долгое время не присутствовала на российском рынке ввиду особенностей работы операторов сотовой связи в нашей стране, а также ввиду требований служб безопасности к функционированию устройств. Основная ценность устройств BlackBerry, по мнению многих пользователей, – сервисы BIS, позволяющие синхронизировать корпоративную почту. Именно это делает компанию особенно привлекательной для корпоративных клиентов. Тем не менее, несколько лет назад компании удалось попасть на российский рынок, и теперь операторы «большой тройки» также предлагают сервисы BIS, продавая привязанные к сим-картам аппараты BlackBerry. Оборот устройств в России остается низким, тем не менее, по прогнозам аналитиков, в ближайшем будущем компания может составить конкуренцию для Apple и HTC.
Информация о работе Тенденции российского рынка мобильных устройств