Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:18, курсовая работа
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции исчисляется на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п.
Цены реализации сельскохозяйственной продукции приводятся с учетом надбавок и скидок за качество реализованной продукции, без расходов на транспортировку, экспедирование, погрузку и разгрузку продукции, а также без налога на добавленную стоимость, дотаций.
Курсовая работа
по дисциплине Статистика
на тему
Учет инфляционного роста
на
овощную и фруктовую
продукцию в РФ
Выполнил |
Студент курса |
группы |
отделения |
Руководитель |
Санкт-Петербург
2007
Инфляционный рост рассчитывается с помощью системы индексов. Система индексов цен, рассчитываемых органами государственной статистики, включает в себя индексы цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, цен производителей промышленных товаров [3], сельскохозяйственной продукции, сводный индекс цен строительной продукции, тарифов на грузовые перевозки, на приобретенные промышленными организациями топливно-энергетические ресурсы. Эти индексы рассчитываются по данным регистрации цен и тарифов на товары (услуги) - представители по выборочному кругу организаций всех типов и форм собственности.
Индекс
потребительских цен
Расчет производится ежемесячно на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за изменением цен на товары и услуги в организациях розничной торговли и сферы услуг, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле1, а также на основе данных о структуре фактических потребительских расходов домашних хозяйств за предыдущий год.
Индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике. Индекс цен производителей промышленных товаров рассчитывается на основании регистрации цен на товары-представители более чем в 7 тыс. базовых организаций. Расчет средних цен и индексов цен производится более чем по 800 товарам-представителям. Цены производителей представляют собой фактически сложившиеся на момент регистрации цены указанных организаций на произведенную продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке2. Рассчитанные по товарам-представителям индексы цен производителей последовательно агрегируются в индексы цен соответствующих видов, групп, классов, разделов экономической деятельности. В качестве весов используются данные об объеме производства в стоимостном выражении базисного периода [5].
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции исчисляется на основании регистрации в отобранных для наблюдения сельскохозяйственных организациях цен на основные виды товаров-представителей, реализуемых заготовительным, перерабатывающим организациям, на рынке, через собственную торговую сеть, населению непосредственно с транспортных средств, на ярмарках, биржах, аукционах, организациям, коммерческим структурам и т.п.
Цены
реализации сельскохозяйственной продукции
приводятся с учетом надбавок и скидок
за качество реализованной продукции,
без расходов на транспортировку, экспедирование,
погрузку и разгрузку продукции, а также
без налога на добавленную стоимость,
дотаций.
В практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве или с планом.
По степени охвата различают индивидуальные и общие (сводные) индексы.
Индивидуальные индексы выражают соотношение отдельных элементов совокупности. Индивидуальный индекс обозначается буквой i и определяется путем сопоставления двух величин, характеризующих уровень изучаемого явления во времени или пространстве, т.е. за два сравниваемых периода.
Период, уровень которого сравнивается, называется отчетным или текущим и обозначается подстрочным знаком "1". Период, с уровнем которого проводится сравнение, называется базисным и обозначается подстрочным знаком "0". Если изменение явления изучается за ряд периодов, то каждый период обозначается подстрочным знаком "0", "1", "2" и т.д [7].
В статистической практике принято количество единиц продукции обозначать q, цену – p. Индивидуальные индексы выражаются следующим образом:
Следовательно, индивидуальные индексы представляют собой, по существу, относительные величины динамики, выполнения плана или сравнения.
Индекс, как относительный показатель выражается в виде коэффициента, когда база для сравнения принимается за единицу, и в процентах, когда база для сравнения принимается за 100. Если в результате вычислений полученный индекс больше 1 или 100%, то это указывает на рост явления, если же меньше 1 или 100% - на снижение уровня изучаемого явления [4].
Общие индексы показывают соотношение совокупности явлений, состоящей из разнородных, непосредственно несоизмеримых элементов.
Например, предприятие экспортирует овощную продукцию. Если имеются сведения об экспорте продукции только в натуральном выражении, то динамику экспорта продукции предприятия в целом нельзя охарактеризовать показателем Σq0 / Σq1, где q1 - количество продукции данного вида в натуральном выражении, экспортируемой в отчетном периоде; q0 - количество продукции того же вида, отправленной на экспорт в базисном периоде. Такой показатель характеризует динамику экспорта в натуральном выражении только по одному продукции.
Различные виды продукции неравноценны по количеству затраченного на них общественного труда и имеют разные потребительные стоимости. Поэтому было бы неправильно непосредственно суммировать итоги по этим видам продукции. Для получения общего итога, необходимо данные по различным видам продукции привести к единой, общей мере, например, использовать стоимостную оценку экспорта продукции. Тогда вместо Σqi получим суммы вида Σpi*qi, где pi - цена единицы продукции данного вида3. Такой переход от одних единиц измерения к другим в теории индексов называют соизмерением.
При построении индексов объемных показателей в качестве соизмерителей применяют те или иные качественные показатели, например, цена. Тогда стоимость продукции базисного периода будет определена так: Σp0*q0, а стоимость продукции отчетного периода составит: Σp1*q1, где q0*q1 - количество единиц отдельных видов продукции, соответственно в базисном и отчетном периодах; p0*p1- цена единицы отдельных видов продукции соответственно в базисном и отчетном периодах.
Агрегатными называют индексы, числители и знаменатели которых представляют собой суммы, произведения или суммы произведений уровней изучаемого явления. Агрегатная форма индекса является основной, наиболее распространенной формой экономических индексов. Она показывает относительное изменение изучаемого экономического явления и абсолютные размеры этого изменения. Агрегатная форма индекса товарооборота показывает, что ее величина зависит от двух явлений, от двух переменных величин: физического объема продукции и цены отдельных видов продукции. Чтобы выявить влияние каждой переменной в отдельности, следует исключить влияние одной из них, другими словами, принять ее условно постоянной величиной на уровне отчетного или базисного периода. Какой же период принять в качестве постоянной величины? В связи с этим возникает вопрос о базисных и отчетных весах агрегатного индекса. Рассмотрим этот вопрос на примере индекса цен [9].
Агрегатный индекс цен. Общее изменение цен можно определить, считая постоянной, неизменной величиной количество проданной продукции за отчетный или базисный период. Если для получения индекса цен принять, в качестве весов данные о количестве проданной продукции за отчетный период, то, придерживаясь принятых выше обозначений, можно записать формулу агрегатного индекса цен:
I = Σp1q1 / Σp0q1
где р1 и p0 - цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах, q1 - количество проданной продукции в отчетном периоде. Если же принять в качестве весов данные о количестве проданной продукции в базисном периоде, то формула агрегатного индекса цен будет иметь следующий вид [8]:
I = Σp1q0 / Σp0q0
Получены две формулы агрегатных индексов цен: с отчетными и базисными весами. Эти индексы не идентичны.
Пример. По данным таблицы
Виды продукции | Количество произведенной овощной продукции в натуральном выражении, тонн | цена единицы продукции (за тонну) | ||
Базисный q0 | Отчетный q1 | Базисный p0 | Отчетный p1 | |
картошка | 1200 | 1100 | 11000 | 14000 |
яблоки | 580 | 560 | 29000 | 35000 |
морковь | 1070 | 1100 | 13000 | 13000 |
помидор | 950 | 1040 | 47000 | 69000 |
изучим инфляцию на овощную продукцию, т.е. найдем индексы цен.
Можно видеть, что цена на картофель увеличилась на 27,3%, на яблоки – на 20,7%, на морковь не изменилась, на помидоры – выросла на 46,8%.
Агрегатный индекс цен с отчетными весами равен: I = Σp1q1 / Σp0q1 = 121060000/91520000 = 1,323 или на 32,3 %
Агрегатный индекс цен с базисными весами равен: I = Σp1q0 / Σp0q0 = 116560000/ 88580000 = 1,316 или выросли на 31,6 %
Таким образом, величина индекса зависит от индексируемых показателей, т.е. от величин, изменения которых мы хотим определить (в данном случае цен), и от сомножителей, которые берутся в качестве весов 4, так как в зависимости от того, какие данные взяты в качестве весов - данные базисного или отчетного периода, получают два разных индекса [8].
Первый индекс характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по продукции, реализованной в отчетном периоде. Экономическое содержание второго индекса совершенно другое. Он показывает, насколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но по той продукции, которая была реализована в базисном периоде, и прибыль, которую можно было бы получить от роста цен, т.е. условную прибыль. Возникает проблема выбора весов: какой период следует брать в качестве весов - базисный или отчетный? Правильное решение очень важно, поскольку от него зависит достоверность результатов изучаемого явления [11].
Информация о работе Учет инфляционного роста на овощную и фруктовую продукцию в РФ