Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:38, курсовая работа
Исходные данные:
Мощность на рабочем валу машины ………………… Nр.в. =43,0 кВт
Скорость вращение рабочего вала машины……….… nр.в. = 6 об/мин
Скорость вращения электродвигателя………………..nc=1000 об/мин
ПВ =100%
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра Механики
РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ ПО МЕХАНИКЕ
Тема: «Спроектировать привод к пресс-вальцам»
Выполнил ст. факультета №1
гр 3/4 Краснов Р.О.
Консультант: Барбов А.А.
2002
Задание
на выполнение курсового проекта по механике
Тема: спроектировать привод к пресс-вальцам
Исходные данные:
Мощность на рабочем валу машины ………………… Nр.в. =43,0 кВт
Скорость вращение рабочего вала машины……….… nр.в. = 6 об/мин
Скорость вращения электродвигателя………………..nc=
ПВ =100%
Рис. 1 Кинематическая схема привода
η = η12η2η34
где η1 = 0,97 – КПД зубчатой закрытой передачи
η2 = 0,95 – КПД зубчатой открытой передачи
η3 = 0,995 – КПД пары подшипников
η = 0,972·0,95·0,9954 = 0,876
Nтр = N/η = 43,0/0,876 = 49,08 кВт
Выбираем асинхронный электродвигатель 4А250М6 [1c.27]:
мощность -55,0 кВт
синхронная частота – 1000 об/мин
скольжение – 1,3%
рабочая частота 1000(100 – 1,3)/100 = 987 об/мин.
Недогрузка электродвигателя:
(55,0-49,08)100/55 = 10,8% допустимо 15%
Рис. 2 Электродвигатель
N1 = Nтрη3 = 49,08∙0,995 = 48,83 кВт,
N2 = N1η1h3 = 48,83∙0,97∙0,995 = 47,13 кВт,
N3 = N2η1η3 = 47,13∙0,97∙0,995 = 45,49 кВт,
N3 = N2η2h3= 45,49∙0,95×0,995 = 43,00 кВт.
u = n1/nр.в. = 987/6 = 164,50
принимаем предварительно для открытой зубчатой передачи
uозп. = 6,0 тогда передаточное число редуктора
uр = u/uозп. = 164,50/6 = 27,41
Число оборотов тихоходного вала редуктора
n3 = nрвuозп = 6×6 = 36 об/мин; w3 = 36π/30 = 3,77 рад/с,
Крутящий момент на тихоходном валу:
М3 = N3/w3 = 45,49·103/3,77 = 12066 Н·м,
Выбираем двухступенчатый цилиндрический редуктор РК-450-31,5, для которого допускаемый момент на тихоходном валу 15290 Н×м
Передаточное число тихоходной ступени:
u2 = 0,88up0,5 = 0,88×31,500,5 = 4,93,
принимаем по ГОСТ 2185-66 u2 =5,0.
Передаточное число
u1 = up/u2 = 31,50/5,0 = 6,30,
принимаем по ГОСТ 2185-66 u2 =6,3.
Уточняем передаточное число открытой передачи:
u3 = u/u1u2 = 164,50/5,0×6,3 = 5,22.
n1 = nдв = 987 об/мин, w1 = 987π/30 = 103,4 рад/с,
n2 = n1/u1 = 987/6,3 = 157 об/мин, w2= 157π/30 = 16,4 рад/с,
n3 = n2/u2 = 157/5,0 = 31,3 об/мин, w2= 31,3π/30 = 3,28 рад/с,
n3 = n2/u2 =31,3/5,22 = 6 об/мин, w2= 6π/30 = 0,63 рад/с.
М1 = Nтр/w1 = 48,83·103/103,4 = 472 Н·м,
М2 = 47,13·103/16,4 = 2874 Н·м,
М3 = 45,49·103/3,28 =13869 Н·м,
М3 = 43,00·103/0,63 = 68254 Н·м.
Недогрузка выбранного редуктора РК-450-31,5
(15290 – 13869)100/15290 = 9,3% ≤15%
2. Расчет и
проектирование зубчатой
передачи открытого типа
Шестерня Z5 – Сталь 45 ГОСТ 1050-88, улучшение – НВ 230.
Колесо Z6 – Сталь 45 ГОСТ 1050-88, улучшение – НВ 200.
[σ]F = σF0KFLKFCYs/SF
где σF0 - предел выносливости зубьев при изгибе;
KFL - коэффициент долговечности;
KFC - коэффициент двухстороннего приложения нагрузки
Ys – коэффициент концентрации напряжений;
SF – коэффициент безопасности
σF0 = 1,8НВ
σF05 = 1,8∙230 = 414 МПа
σF06 = 1,8∙200 = 360 МПа
где NH0 = 4∙106 – базовое число циклов перемены напряжений;
NHE - эквивалентное число циклов перемены напряжений;
NHE = 60Тn
где Т – ресурс работы привода;
Т = LДСt
где L = 12 лет – срок эксплуатации привода;
Д = 300 дней – число рабочих дней в году;
С = 1 смена – число смен за сутки;
t = 8 часов – продолжительность смены
Т = 12∙300∙1∙8 = 28800 часов
NHE5 = 60∙28800∙31,3 = 54∙106
KFL5 = (4∙106/54∙106)1/6 = 0,514
принимаем KFL5 = 1
NHE6 = 60∙28800∙6 = 10∙106
KFL6 = (4∙106/10∙106)1/6 = 0,858
принимаем KFL6 = 1
SF = S`FS``F
где S`F = 1,75 – коэффициент нестабильности свойств материала;
S``F = 1,3 – коэффициент способа получения заготовок зубчатых
SF = 1,75∙1,3 = 2,275
Предварительно примем Ys = 1, т.к. модуль передачи пока не определен.
Коэффициент КFC = 1 при нереверсивном вращении барабана
[σ]F5 = 414∙1∙1∙1/2,275 = 182 МПа
[σ]F6 = 360∙1∙1∙1/2,275 = 158 МПа
Принимаем Z5 = 30
тогда Z6 = Z5uз.п.о. = 30∙5,22 = 157
Определяем
коэффициенты формы колес.
цилиндрическая передача прямозубая, поэтому Zэкв = Z
для Z5 = 30 → YF5 = 3,8
для Z6 = 157 → YF5 = 3,6.
Сравниваем отношения
[σ]F5/ YF5 = 182/3,80 = 47,89 МПа
[σ]F6/ YF6 = 158/3,60 = 43,95 МПа
Для
колеса данное отношение
дальнейший
расчет производим по колесу Z6
2.5. Определяем модуль передачи
m = Km(M4KFβYF6/Z62ψbd[σ]F6)1/3
где Km = 1,4 для прямозубой передачи:
KFβ =1,145 - коэффициент неравномерности распределения на-
грузки по ширине зубчатого венца при несимметричной
установке колеса относительно опор;
ψbd - коэффициент ширины зубчатого венца;
ψbd = 0,5ψbа(uз.п.о.+1)
где ψbа – стандартный коэффициент зубчатого венца по ГОСТ 2185-66
принимаем ψbа = 0,2, тогда
ψbd = 0,5∙0,2(5,22+ 1) = 0,622
m = 1,4(68254∙103∙1,145∙3,6/1572∙
Учитывая
повышенный износ зубьев
модуль в два раза и принимаем по ГОСТ 9563-60
m = 12 мм
делительные диаметры
d5 = mz5 =12·30 = 360 мм
d6 = mz6 =12·157 =1884 мм
диаметры выступов
da5 = d5+2m = 360+2·12= 384 мм
da6 = d6+2m =1884+2·12=1908 мм
диаметры впадин
df5 = d5 – 2,5m = 360 – 2,5·12= 330 мм
df6 = d6– 2,5m =1884 – 2,5·12=1854 мм
межосевое расстояние
а = 0,5m(Z5+Z6) = 0,5∙12(30+157) =1122 мм
ширина колеса
b6 = ybaaw = 0,20·1122= 224 мм
Рис. 4 Зубчатое зацепление.
Окружное усилие
P5 = 2M3/d5 = 2∙13869∙103/320 =86682 H
Радиальное усилие
Fr5 = Ptgα
где α = 20º - угол зацепления
Fr5 =86682tg20 =31552 Н
σF6 = 2000YF6M4KFαKFβ/(bmd6)
где KFα – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, зависящий от степени точности изготовления зубчатых колес. При 8-ой степени точности KFα = 0,9
σF6 = 2000∙3,6∙68254∙0,9∙1,145/224∙
Так как расчетные напряжения σF6 < [σ]F6 = 158 Мпа, то можно утверждать, что данная передача выдержит передаваемую нагрузку и будет стабильно работать в нормальных условиях.
Основные геометрические параметры зубчатых колес
№п\п |
Параметр |
Расчетная формула |
Величина для | |
Z5 |
Z6 | |||
1 |
Делительный диаметр |
d=mZ |
360 |
1884 |
2 |
Диаметр вершин зубьев |
da=d+2m |
384 |
1908 |
3 |
Диаметр впадин зубьев |
df=d-2.5m |
330 |
1854 |
4 |
Шаг |
t=mπ |
37.7 | |
5 |
Окружная толщина зубьев |
S=mπ/2 |
18.85 | |
6 |
Ширина впадин зубьев |
e= S=mπ/2 |
18.85 | |
7 |
Высота зуба |
h=2.25m |
27 | |
8 |
Высота ножки зуба |
hf=1.25m |
15 | |
9 |
Высота головки зуба |
ha=m |
12 | |
10 |
Радиальный зазор |
c=0.25m |
3 | |
11 |
Ширина венца |
b=aψba |
224 | |
12 |
Межосевое расстояние |
a=0.5m(Z1+Z2) |
1122 | |
13 |
Диаметр ступицы |
dcт=(1.6…1.7)dв |
323 | |
14 |
Длина ступицы |
tcn=(0.8…1.5) dв |
lст=bмм | |
15 |
Толщина обода |
δ=(2…2.25)m |
=0 | |
16 |
Толщина диска |
c=(0.2…0.3)b |
С=0 | |
17 |
Диаметр отверстия |
dотв=конструктивно |
Нет |
Определим диаметр под шестерней Z5 , исходя из прочности вала
dв=,
где =10÷15 МПа-допустимое напряжение;
dв= =167,65 мм
Под шестерней имеется шпоночный паз, поэтому диаметр увеличиваем на8%
и принимаем по ГОСТ 12080-66 dв=190.
3. Проектирование вала под шестерню Z5
3.1.Определим диаметр выходного конца вала.
где [tк] = 25 МПа – допускаемое напряжение на кручение
dвв = (13869·103/π25)1/3 =140 мм
принимаем:
диаметр выходного конца dвв =140 мм;
диаметр под подшипником dп =150 мм.
диаметр под шестерней dв =160 мм.
4. Обоснование и выбор соединительных муфт привода
В приводе предусмотрены две
муфты. Одна соединяет вал
Определим эквивалентные
М = МномКр
где Кр – коэффициент режима работы.
Кр = К1 + К2
К1 = 0,25 – коэффициент, учитывающий тип двигателя;
К2 = 2,4 – коэффициент учитывающий тип рабочей машины.
Кр = 0,25+1,4 = 1,65
эквивалентный крутящий момент на валу 1
Мэ1 = 1,65∙472 = 779 Нм
эквивалентный крутящий момент на валу 3
Мэ3 = 1,65∙13869 = 22884 Нм
Так как при монтаже на раме электродвигателя, редуктора, подшипниковых узлов могут произойти некоторые неточности, то устанавливаем стандартные компенсирующие муфты.
Для вала 1 выбираем муфту упругую с торообразной оболочкой ГОСТ 20884-82 с допускаемым вращающим моментом [M] = 800 Нм с внутренним диаметром полумуфт 46÷63 мм.
Для вала 3 выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую ГОСТ 21424 с допускаемым вращающим моментом [M] =32000 Нм с внутреним диаметром полумуфт 110÷140 мм.
5. Выбор подшипников и расчет их
на долговечность
Вал закрепляется в отдельных подшипниковых корпусах, которые устанавливаются на раме привода. При монтаже корпусов может иметь место неточность установки и как, следствие, перекос, поэтому принимаем самоустанавливающиеся сферические двухрядные подшипники ГОСТ 5720-75.