Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:36, курсовая работа
ЗАДАНИЕ 1. Выбор посадок в соединениях гладких цилиндрических деталей.
Цель работы: изучить методику расчета допускаемых значений минимального и максимального натяга в посадке и, исходя из назначения конструктивных особенностей и условий эксплуатации устройства, рассчитать и выбрать стандартную посадку с натягом. Посадки с зазором переходные посадки назначить на основе методов прецедентов или подобия.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
Казахская инженерно-техническая академия
Кафедра технических специальностей
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету «Метрология»
Выполнил студент 1 курса
специальности «СМС» СПО Пугин Р.
Принял: к.т.н., доцент Әлтәйұлы С.
оценка____________
Астана, 2013
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Описание работы ротационного топливоподкачивающего насоса дизельного двигателя.
Корпус 1 привода, промежуточный корпус 2 и корпус 3 насоса, а также крышка 4 стянуты шпильками 5. Вал 6 одним концом расположен в двух радиальных подшипниках 11 6-го класса точности, а другим – в подшипнике скольжения 7, запрессованном в крышке 4. На вал 6 с помощью шпонки 10 насажено зубчатое колесо8 привода. С левой стороны вал 6 уплотнен крышкой 9, которая крепится к корпусу 1 болтами.
Материал крышки 4 – сталь 45, материал втулки 7 – бронза БрАЖ9-4. Тип производства – серийное.
Размеры соединений нагрузки и условий работы.
Номер варианта |
Размеры соединений, мм |
Соединение 4-7 |
Подшипник 11 | ||||||||
6-7 (d1) |
6-8 |
4-7 (d) |
6-11 |
4-5 |
4 (d2) |
Длина l, мм |
Способ сборки |
Мкр, Нм |
Радиальная нагрузка R, кН |
Режим работы | |
1.1 |
18 |
24 |
24 |
25 |
М10 |
Корпус |
16 |
1 |
60 |
0,4 |
1 |
Размеры деталей, входящих в размерную цепь, мм
Номер варианта |
А |
А1 |
А2 |
А3=А5 |
А4 |
А6 |
1.1 |
0,8-1,2 |
2,5 |
60 |
15-0,12 |
30 |
1,5 |
ЗАДАНИЕ 1. Выбор посадок
в соединениях гладких
Цель работы: изучить методику расчета допускаемых значений минимального и максимального натяга в посадке и, исходя из назначения конструктивных особенностей и условий эксплуатации устройства, рассчитать и выбрать стандартную посадку с натягом. Посадки с зазором переходные посадки назначить на основе методов прецедентов или подобия.
Расчет и выбор посадок с натягом.
1. изучить области применения посадок с натягом, способы сборки деталей с натягом [1 и 2].
2. Описать характеристику
(назначение и условия работы)
соединения с натягом в
В данной конструкции с натягом соединяются втулка 7, выполненная из бронзы БрАЖ9-4, и крышка 4 – из Ст.45. Соединение передает крутящий момент от вала 6 крышке 4 Мкр=60 Нм.
Соединение с натягом собирается способом 1 под прессом, за счет осевого усилия. Эскиз соединения представлен на рис. 1.1 (диаметр d2 при расчете можно считать равным бесконечности)
Физико-механические свойства охватываемой (1) и охватывающей (2) деталей:
3. f=0,22
4. Определяем значение минимального давления Рmin в соединении из условия его неподвижности при действии крутящего момента [1,2]:
5. Определяем значение максимального допустимого давления в соединении Pmax из условия отсутствия пластической деформации охватывающей и охватываемой детали:
6. Определяем минимальный и максимальный натяга:
7. Находим поправку , учитывающую срез и смятие неровностей:
8. Находим коэффициент , учитывающий увеличение контактного давления в соединении у торцов охватывающей детали:
9. Определяем минимальный расчетный натяг:
10. Определяем максимальный расчетный натяг:
11. Определяем средний
квалитет посадки: d=24 мкм, i=
12. Выбираем стандартную посадку в системе отверстия:
Графическое изображение полей допусков и посадок
Увеличить прочность соединения можно, увеличив длину сопряжения.
Выбор посадок с зазором
В данной конструкции по
посадке с гарантированным
По аналогии с существующими конструкциями в справочнике рекомендуется для соединения вала с подшипником скольжения применять посадку
Схема расположения полей допусков посадки
Выбор переходных посадок
В данной конструкции по посадке переходной целесообразно соединить вал 6 с шестерней 8. При этом должно обеспечивать хорошее центрирование деталей и малые вибрации.
По аналогии с существующими конструкциями в справочнике рекомендуется для соединения вала с зубчатым колесом применять посадку
Вывод: выбранная переходная посадка обеспечивает необходимый натяг, достигаемый для хорошего центрирования деталей и предотвращения их вибраций, и обеспечивает разборку и сборку без особых усилий.
ЗАДАНИЕ 2. Расчет и выбор посадок подшипников качения.
Цель работы: рассчитать и выбрать посадки колец подшипников с валом и корпусом, назначить отклонения формы и шероховатость посадочных поверхностей.
1. В задании внутренние кольца подшипников 11 соединяются с валом 6, номинальный диаметр соединения d=25 мм, класс точности 6, режим работы I – легкий, перегрузки до 150%, умеренные толчки и вибрации.
Выбирается подшипник легкой серии с диаметром внутреннего кольца d=25 мм - № 205-6 (D=52 мм, В=15 мм, r=1,5 мм).
По таблице 2.2 выбираем предельные отклонения:
2. Определяется вид нагружения колец подшипников по ГОСТ 3325-85.
В данном случае радиальная нагрузка постоянна по направлению, а вращается внутреннее кольцо. Значит, внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение.
3. Для выбора посадки
внутреннего кольца
Где R – радиальная нагрузка, кН;
b – рабочая ширина посадочной поверхности кольца, м;
k1 – динамический коэффициент, зависящий от режима работы;
k2 – коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при сопряжении кольца подшипника с полым валом или тонкостенным корпусом;
k3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки в двухрядных или сдвоенных подшипниках, при наличии осевой силы А.
k1=1, т.к. режим работы легкий;
k2=1, т.к. вал сплошной;
k3=1, т.к. подшипник однорядный;
-рабочая ширина посадочной
Выбираем по таблице 2.5 поле допуска вала js6.
Выбираем по таблице 2.8 поле допуска вала Н7.
Таким образом, имеем посадочные (поверхности) диаметры:
Вала и отверстия
Рассчитываем допуски цилиндрических посадочных мест вала и отверстия.
Допуск цилиндричности для вала равен
Допуск цилиндричности для отверстия равен
Для выбранного подшипника 6-го класса точности посадочные места должны иметь шероховатость:
ЗАДАНИЕ 3. Расчет исполнительных размеров калибров.
Цель работы: рассчитать исполнительные размеры рабочих и конкретных калибров для посадочных поверхностей под подшипники качения.
В задании 2 были выбраны поля допусков посадочных мест под подшипники качения отверстия в корпусе – ф52Н7 и вала – ф25js6. По ГОСТ 25347-82 определяются предельные отклонения, размеры и допуски для отверстия и вала.
По ГОСТ 24853-82 определяем размеры рабочих калибров – скоб, пробок и контрольных размеров.
Для калибров-пробок: z=4 мкм=0,
Y=3 мкм=0,003 мм
Н=5 мкм=0,005 мм
Для калибров-скоб: z1=3 мкм=0,003
Y1=3 мкм=0,003 мм
Н1=4 мкм=0,004 мм
Для контрольных калибров: Нр=1,5 м
Расчет предельных калибров-пробок:
Расчет предельных размеров калибров-скоб:
Расчет предельных размеров контрольных калибров:
Исполнительные размеры калибров-пробок:
Исполнительные размеры калибров-скоб:
Исполнительные размеры контрольных калибров:
ЗАДАНИЕ 4. Определение параметров метрической крепежной резьбы.
Цель работы: выбрать размеры и класс точности резьбового соединения; назначить поля допусков и степени точности изготовления элементов наружной резьбы (болта) d, d1, d2 и внутренней резьбы (гайки) D, D1, D2.
В корпусе 1 привода, промежуточный корпус 2 и корпус насоса 3, а также крышке 4 нарезана резьба, которая со шпилькой 5 образует резьбовое соединение, в данном случае М10.
Для нашего случая выбираем средний класс точности резьбы – 6я степень точности, характер сопряжения болта и гайки - .
У резьбы М10 – шаг средний и равен Р=1,5 мм.
Определяем основные параметры метрической резьбы. Для наружной резьбы определяется наружный и средний диаметры, а на внутренний диаметр нормируется только верхняя граница поля допуска. Для внутренней резьбы определяется внутренний и средний диаметр, а для наружного диаметра нормируется только нижняя граница поля допуска.
Определяем основные размеры метрической резьбы:
Р=1,5 мм;
D=d=10 мм;
D1=d1=9,026 мм;
D2=d2=8,376 мм.
Таблица 1 - Предельные отклонения: ГОСТ 16093-70
Детали |
Диаметр D |
Размеры, мм |
Отклонения, мм | |||
Исполни-тельные |
Наибольший |
Наименьший |
Верхнее |
Нижнее | ||
Гайка М10-6Н |
D |
10 |
- |
10 |
- |
0 |
D2 |
9,026 |
9,206 |
9,026 |
+0,180 |
0 | |
D1 |
8,376 |
8,676 |
8,376 |
+0,300 |
0 | |
Болт М10-6g |
d |
10 |
9,968 |
9,732 |
-0,032 |
-0,268 |
d2 |
9,026 |
8,994 |
8,862 |
-0,032 |
-0,164 | |
d1 |
8,376 |
8,344 |
- |
-0,032 |
- |
ЗАДАНИЕ 5. Нормирование допусков и назначение посадок шпоночных соединений.
Цель работы: назначить размеры, допуски и посадки для деталей, входящих в шпоночное соединение в зависимости от условий эксплуатации и требований к точности центрирования.
Информация о работе Расчет ротационного топливоподкачивающего насоса дизельного двигателя