Расчет ротационного топливоподкачивающего насоса дизельного двигателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание

ЗАДАНИЕ 1. Выбор посадок в соединениях гладких цилиндрических деталей.
Цель работы: изучить методику расчета допускаемых значений минимального и максимального натяга в посадке и, исходя из назначения конструктивных особенностей и условий эксплуатации устройства, рассчитать и выбрать стандартную посадку с натягом. Посадки с зазором переходные посадки назначить на основе методов прецедентов или подобия.

Работа состоит из  1 файл

КР метрология.docx

— 251.08 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РК

 

Казахская инженерно-техническая  академия

 

Кафедра технических специальностей

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету «Метрология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 1 курса

специальности «СМС» СПО  Пугин Р.

Принял: к.т.н., доцент Әлтәйұлы С.

оценка____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана, 2013

 

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

 

Описание работы ротационного топливоподкачивающего насоса дизельного двигателя.

Корпус 1 привода, промежуточный  корпус 2 и корпус 3 насоса, а также  крышка 4 стянуты шпильками 5. Вал 6 одним концом расположен в двух радиальных подшипниках 11 6-го класса точности, а другим – в подшипнике скольжения 7, запрессованном в крышке 4. На вал 6 с помощью шпонки 10 насажено зубчатое колесо8 привода. С левой стороны вал 6 уплотнен крышкой 9, которая крепится к корпусу 1 болтами.

Материал крышки 4 – сталь 45, материал втулки 7 – бронза БрАЖ9-4. Тип производства – серийное.

Размеры соединений нагрузки и условий работы.

Номер варианта

Размеры соединений, мм

Соединение 4-7

Подшипник 11

6-7 (d1)

6-8

4-7 (d)

6-11

4-5

4 (d2)

Длина l, мм

Способ сборки

Мкр, Нм

Радиальная нагрузка R, кН

Режим работы

1.1

18

24

24

25

М10

Корпус

16

1

60

0,4

1


 

Размеры деталей, входящих в  размерную цепь, мм

 

Номер варианта

А

А1

А2

А35

А4

А6

1.1

0,8-1,2

2,5

60

15-0,12

30

1,5


 

 

ЗАДАНИЕ 1. Выбор посадок  в соединениях гладких цилиндрических деталей.

Цель работы: изучить методику расчета допускаемых значений минимального и максимального натяга в посадке и, исходя из назначения конструктивных особенностей и условий эксплуатации устройства, рассчитать и выбрать стандартную посадку с натягом. Посадки с зазором переходные посадки назначить на основе методов прецедентов или подобия.

Расчет и выбор  посадок с натягом.

1. изучить области применения  посадок с натягом, способы  сборки деталей с натягом [1 и 2].

2. Описать характеристику (назначение и условия работы) соединения с натягом в заданной  конструкции.

В данной конструкции с  натягом соединяются втулка 7, выполненная  из бронзы БрАЖ9-4, и крышка 4 – из Ст.45. Соединение передает крутящий момент от вала 6 крышке 4 Мкр=60 Нм.

Соединение с натягом  собирается способом 1 под прессом, за счет осевого усилия. Эскиз соединения представлен на рис. 1.1 (диаметр dпри расчете можно считать равным бесконечности)

Физико-механические свойства охватываемой (1) и охватывающей (2) деталей:

3. f=0,22

4. Определяем значение  минимального давления Рmin в соединении из условия его неподвижности при действии крутящего момента [1,2]:

 

 

5. Определяем значение максимального допустимого давления в соединении Pmax из условия отсутствия пластической деформации охватывающей и охватываемой детали:

 

6. Определяем минимальный   и максимальный   натяга:

 

 

7. Находим поправку  , учитывающую срез и смятие неровностей:

 

 

8. Находим коэффициент  , учитывающий увеличение контактного давления в соединении у торцов охватывающей детали:

 

 

9. Определяем минимальный  расчетный натяг:

 

 

10. Определяем максимальный  расчетный натяг:

 

 

11. Определяем средний  квалитет посадки: d=24 мкм, i=1,31 мкм:

 

 

12. Выбираем стандартную  посадку в системе отверстия:

 

Графическое изображение  полей допусков и посадок

Увеличить прочность соединения можно, увеличив длину сопряжения.

Выбор посадок  с зазором

В данной конструкции по посадке с гарантированным зазором  должен соединяться вал 6 с подшипниками скольжения 7. Это подвижное соединение является ответственным и к нему предъявляют высокие требования.

По аналогии с существующими  конструкциями в справочнике  рекомендуется для соединения вала с подшипником скольжения применять  посадку 

 

Схема расположения полей допусков посадки

 

 

Выбор переходных посадок

В данной конструкции по посадке переходной целесообразно  соединить вал 6 с шестерней 8. При  этом должно обеспечивать хорошее центрирование  деталей и малые вибрации.

По аналогии с существующими  конструкциями в справочнике  рекомендуется для соединения вала с зубчатым колесом применять  посадку 

 

 

Вывод: выбранная переходная посадка обеспечивает необходимый натяг, достигаемый для хорошего центрирования деталей и предотвращения их вибраций, и обеспечивает разборку и сборку без особых усилий.

 

 

ЗАДАНИЕ 2. Расчет и выбор  посадок подшипников качения.

Цель работы: рассчитать и выбрать посадки колец подшипников с валом и корпусом, назначить отклонения формы и шероховатость посадочных поверхностей.

1. В задании внутренние  кольца подшипников 11 соединяются  с валом 6, номинальный диаметр  соединения d=25 мм, класс точности 6, режим работы I – легкий, перегрузки до 150%, умеренные толчки и вибрации.

Выбирается подшипник  легкой серии с диаметром внутреннего  кольца d=25 мм - № 205-6 (D=52 мм, В=15 мм, r=1,5 мм).

По таблице 2.2 выбираем предельные отклонения:

 

 

2. Определяется вид нагружения колец подшипников по ГОСТ 3325-85.

В данном случае радиальная нагрузка постоянна по направлению, а вращается внутреннее кольцо. Значит, внутреннее кольцо испытывает циркуляционное нагружение.

3. Для выбора посадки  внутреннего кольца рассматриваем  величину интенсивности радиальной  нагрузки: 

 

,

Где R – радиальная нагрузка, кН;

b – рабочая ширина посадочной поверхности кольца, м;

k– динамический коэффициент, зависящий от режима работы;

k– коэффициент, учитывающий степень ослабления натяга при сопряжении кольца подшипника с полым валом или тонкостенным корпусом;

k– коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки в двухрядных или сдвоенных подшипниках, при наличии осевой силы А.

k1=1, т.к. режим работы легкий;

k2=1, т.к. вал сплошной;

k3=1, т.к. подшипник однорядный;

-рабочая ширина посадочной поверхности.

 

 

Выбираем по таблице 2.5 поле допуска вала js6.

Выбираем по таблице 2.8 поле допуска вала Н7.

Таким образом, имеем посадочные (поверхности) диаметры:

Вала   и отверстия 

Рассчитываем допуски  цилиндрических посадочных мест вала и отверстия.

Допуск цилиндричности для вала равен 

Допуск цилиндричности для отверстия равен 

Для выбранного подшипника 6-го класса точности посадочные места  должны иметь шероховатость:

  • вал – Ra=0,8мкм;
  • отверстие корпуса – Ra=0,8 мкм;
  • для опорных торцов заплечиков вала и корпуса Ra=1,6 мкм.

 

ЗАДАНИЕ 3. Расчет исполнительных размеров калибров.

Цель работы: рассчитать исполнительные размеры рабочих и конкретных калибров для посадочных поверхностей под подшипники качения.

В задании 2 были выбраны  поля допусков посадочных мест под  подшипники качения отверстия в  корпусе – ф52Н7 и вала – ф25js6. По ГОСТ 25347-82 определяются предельные отклонения, размеры и допуски для отверстия и вала.

 

 

По ГОСТ 24853-82 определяем размеры рабочих калибров – скоб, пробок и контрольных размеров.

Для калибров-пробок: z=4 мкм=0,004 мм

Y=3 мкм=0,003 мм

Н=5 мкм=0,005 мм

Для калибров-скоб: z1=3 мкм=0,003 мм

Y1=3 мкм=0,003 мм

Н1=4 мкм=0,004 мм

Для контрольных калибров: Нр=1,5 мкм=0,0015 мм

Расчет предельных калибров-пробок:

Расчет предельных размеров калибров-скоб:

 

Расчет предельных размеров контрольных калибров:

 

 

Исполнительные размеры  калибров-пробок:

 

 

Исполнительные размеры  калибров-скоб:

 

 

Исполнительные размеры  контрольных калибров:

 

 

ЗАДАНИЕ 4. Определение параметров метрической крепежной резьбы.

Цель работы: выбрать размеры и класс точности резьбового соединения; назначить поля допусков и степени точности изготовления элементов наружной резьбы (болта) d, d1, dи внутренней резьбы (гайки) D, D1, D2.

В корпусе 1 привода, промежуточный  корпус 2 и корпус насоса 3, а также  крышке 4 нарезана резьба, которая со шпилькой 5 образует резьбовое соединение, в данном случае М10.

Для нашего случая выбираем средний класс точности резьбы – 6я степень точности, характер сопряжения болта и гайки -  .

У резьбы М10 – шаг средний  и равен Р=1,5 мм.

Определяем основные параметры  метрической резьбы. Для наружной резьбы определяется наружный и средний диаметры, а на внутренний диаметр нормируется только верхняя граница поля допуска. Для внутренней резьбы определяется внутренний и средний диаметр, а для наружного диаметра нормируется только нижняя граница поля допуска.

Определяем основные размеры  метрической резьбы:

Р=1,5 мм;

D=d=10 мм;

D1=d1=9,026 мм;

D2=d2=8,376 мм.

 

Таблица 1 - Предельные отклонения: ГОСТ 16093-70

 

Детали

Диаметр D

Размеры, мм

Отклонения, мм

Исполни-тельные

Наибольший

Наименьший

Верхнее

Нижнее

Гайка М10-6Н

D

10

-

10

-

0

D2

9,026

9,206

9,026

+0,180

0

D1

8,376

8,676

8,376

+0,300

0

Болт М10-6g

d

10

9,968

9,732

-0,032

-0,268

d2

9,026

8,994

8,862

-0,032

-0,164

d1

8,376

8,344

-

-0,032

-


 

 

ЗАДАНИЕ 5. Нормирование допусков и назначение посадок шпоночных  соединений.

Цель работы: назначить размеры, допуски и посадки для деталей, входящих в шпоночное соединение в зависимости от условий эксплуатации и требований к точности центрирования.

Информация о работе Расчет ротационного топливоподкачивающего насоса дизельного двигателя