Теплоносители. Энергосберегающие мероприятия и их экономический эффект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:09, контрольная работа

Описание

К веществам, используемым в качестве теплоносителей, предъявляют ряд специфических требований. Теплоноситель должен быть удобен для транспортировки от источника тепловой энергии к потребителю. С этой точки зрения наиболее подходят жидкие и газообразные теплоносители, которые можно транспортировать по трубопроводам. Единицей объема теплоносителя должно переноситься максимальное количество теплоты. Следовательно, удельная энтальпия теплоносителя у источника и потребителя должна изменяться максимально, насколько это возможно, а плотность теплоносителя должна быть наибольшей. Выполнение этих условий обеспечивает минимальный объемный расход теплоносителя, т.е. позволяет уменьшить сечение трубопровода, по которому он движется, а так же уменьшить скорость движения. В конечном итоге снижаются капитальные затраты на строительство теплотрассы и расходы на ее эксплуатацию.

Работа состоит из  1 файл

энергосбережение.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

15 июля 1998 г. № 190-З

Об энергосбережении

Принят Палатой представителей 19 июня 1998 года 
Одобрен Советом Республики 29 июня 1998 года 

 

Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и устанавливаются правовые основы этих отношений.

Энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь.

ГЛАВА 1 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются  следующие основные понятия:

энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации;

топливно-энергетические ресурсы – совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, используемых в республике;

вторичные энергетические ресурсы – энергия, получаемая в ходе любого технологического процесса в результате недоиспользования первичной энергии или в виде побочного продукта основного производства и не применяемая в этом технологическом процессе;

эффективное использование  топливно-энергетических ресурсов – использование всех видов энергии экономически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;

рациональное использование  топливно-энергетических ресурсов – достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдении законодательства;

показатель энергоэффективности – научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения, установленная техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации;

нетрадиционные и возобновляемые источники энергии – источники электрической и тепловой энергии, использующие энергетические ресурсы рек, водохранилищ и промышленных водостоков, энергию ветра, солнца, редуцируемого природного газа, биомассы (включая древесные отходы), сточных вод и твердых бытовых отходов;

пользователи топливно-энергетических ресурсов – субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц или предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также другие лица, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право заключать хозяйственные договоры, и граждане, использующие топливно-энергетические ресурсы;

производители топливно-энергетических ресурсов – субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, для которых любой из видов топливно-энергетических ресурсов, используемых в республике, является товарной продукцией.

Статья 2. Законодательство об энергосбережении

Законодательство Республики Беларусь об энергосбережении состоит  из настоящего Закона и иных актов  законодательства Республики Беларусь, регулирующих вопросы энергосбережения.

Статья 3. Субъекты отношений  в сфере энергосбережения

Субъектами отношений  в сфере энергосбережения являются юридические и физические лица (пользователи и производители топливно-энергетических ресурсов), осуществляющие следующие  виды деятельности:

добычу, переработку, транспортировку, хранение, производство, использование и утилизацию всех видов топливно-энергетических ресурсов;

производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов, материалов, а также приборов учета, контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов;

проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных и других видов  работ (услуг), связанных с повышением эффективности использования и экономии топливно-энергетических ресурсов;

реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением  нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, использованием вторичных  энергетических ресурсов;

информационное обеспечение  юридических и физических лиц, подготовку кадров для сферы энергосбережения;

разработку и внедрение  эффективных систем управления энергосбережением  и средств контроля за эффективным  использованием топливно-энергетических ресурсов.

Статья 4. Международное  сотрудничество в сфере энергосбережения

Республика Беларусь принимает участие в международном  сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и международным  правом.

Основными направлениями  международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются:

взаимовыгодный обмен  с иностранными и международными организациями энергоэффективными технологиями;

участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения;

приведение показателей  энергоэффективности, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, в соответствие с требованиями международных стандартов.

ГЛАВА 2 
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕМ

Статья 5. Основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения

Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;

разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

приведение технических  нормативных правовых актов в  области технического нормирования и стандартизации в соответствие с требованием снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;

создание системы финансово-экономических  механизмов, обеспечивающих экономическую  заинтересованность производителей и  пользователей в эффективном  использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

повышение уровня самообеспечения  республики местными топливно-энергетическими ресурсами;

осуществление государственной  экспертизы энергетической эффективности  проектных решений;

создание и широкое  распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для  населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;

реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

информационное обеспечение  деятельности по энергосбережению и  пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

обучение производственного  персонала и населения методам  экономии топлива и энергии;

создание других экономических, информационных, организационных условий  для реализации принципов энергосбережения.

Статья 6. Государственное управление в сфере энергосбережения

Государственное управление в сфере энергосбережения осуществляют Правительство Республики Беларусь и уполномоченный им республиканский  орган государственного управления.

Республиканский орган  государственного управления в сфере энергосбережения проводит государственную политику в соответствующей области, регулирует деятельность, направленную на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики, осуществляет государственный надзор за рациональным использованием этих ресурсов, а также иные функции и задачи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Статья 7. Учет топливно-энергетических ресурсов

Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету.

Порядок и условия  оснащения пользователей и производителей топливно-энергетических ресурсов приборами  учета их расхода, а также порядок  разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией, природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 8. Программы энергосбережения

Для проведения эффективной  целенаправленной государственной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.

Порядок разработки и  утверждения этих программ определяется Правительством Республики Беларусь.

Статья 9. Научно-техническое  обеспечение в сфере энергосбережения

Научно-техническое обеспечение  в сфере энергосбережения осуществляется в рамках государственных и межгосударственных научно-технических программ, а также  инновационных проектов по важнейшим направлениям создания и внедрения новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов.

Формирование и реализация государственных научно-технических  программ и инновационных проектов в сфере энергосбережения, их финансирование осуществляются в установленном законодательством порядке.

Статья 10. Нормы расхода  топлива и энергии

Нормирование расхода  топлива и энергии обязано  обеспечить установление технически и  экономически прогрессивных норм расхода  топлива и энергии.

Система прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и перспективные нормы для технологических процессов, установок, оборудования, продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.

Нормы расхода топлива  и энергии в обязательном порядке включаются в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции.

Порядок разработки, утверждения  и пересмотра норм расхода топлива и энергии устанавливается Правительством Республики Беларусь. 

Статья 11. Техническое  нормирование, стандартизация, подтверждение  соответствия требованиям технических  нормативных правовых актов в  области технического нормирования и стандартизации и обеспечение единства измерений в сфере энергосбережения

Требования, устанавливаемые  техническими нормативными правовыми  актами в области технического нормирования и стандартизации к энергопотребляющей продукции, работам и услугам, должны основываться на современных достижениях науки и техники в сфере энергосбережения, учитывать требования актов законодательства Республики Беларусь, регламентирующих рациональное использование топливно-энергетических ресурсов и их экономию.

Показатели эффективности  добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации топливно-энергетических ресурсов включаются в соответствующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации.

Показатели энергоэффективности бытового оборудования включаются в число показателей, проверяемых при подтверждении соответствия его требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Производители и пользователи топливно-энергетических ресурсов обеспечивают единство измерений при осуществлении мероприятий по энергосбережению в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 12. Государственный  надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов

Государственный надзор устанавливается за:

рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии;

осуществлением пользователями и производителями топливно-энергетических ресурсов мер по экономии этих ресурсов;

соблюдением норм расхода  котельно-печного топлива, электрической и тепловой энергии.

Государственный надзор за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов осуществляется республиканским  органом государственного управления в сфере энергосбережения.

Порядок осуществления  государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Статья 13. Государственная  экспертиза энергетической эффективности  проектных решений

Государственная экспертиза энергетической эффективности является обязательной при добыче, переработке, транспортировке, хранении, производстве, использовании и утилизации топливно-энергетических ресурсов.

Государственной экспертизе энергетической эффективности подлежат следующие проектные решения:

проекты программ развития отраслей экономики, схемы энергоснабжения  административно-территориальных единиц и населенных пунктов;

энерготехнологическая часть технико-экономических обоснований  и проектно-планировочной документации на строительство новых и расширение (реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию) существующих предприятий, зданий, сооружений;

проекты технических  нормативных правовых актов в  области технического нормирования и стандартизации в сфере энергосбережения, документация на создание и приобретение новых энергоемких техники, технологий и материалов.

Основными задачами государственной  экспертизы энергетической эффективности  являются оценка проектных решений  на предмет соответствия проектируемых  продукции, работ и услуг обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в части показателей энергоэффективности, а также определение достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению.

Информация о работе Теплоносители. Энергосберегающие мероприятия и их экономический эффект