Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:15, реферат
Среди основных направлений развития современной экономики, сфера услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию.
Ассортимент услуг розничных торговых предприятий
Введение
Среди основных направлений развития современной экономики, сфера услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию. Сфера услуг, представляя собой сложный многоплановый механизм, является одной из наиболее перспективных областей современной экономики, охватывающая широкий круг деятельности: от торговли и транспорта до образования и страхования. Рестораны и отели, парикмахерские и ремонтные мастерские, спортивные клубы и учебные заведения, турфирмы, аудиторско-консалтинговые компании, банки, поликлиники, санатории, дома отдыха, музеи, кинотеатры, театры – все это относится к сфере услуг. Услуги являются ведущим сектором экономики большинства развитых стран. В странах Северной Америки, Европы и Азии (Япония и Южная Корея), количество сотрудников, работающих в сфере услуг, превышает число занятых во всех других отраслях вместе взятых. Сектор общественных и частных услуг в этих странах составляет 60-70% от общего объема национального производства. Данное обстоятельство и свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы. Степень разработанности исследуемой проблемы высока. Исследованиями в области ассортимента услуг занимались такие корифеи как И.З. Аронов, ВЛ. Белобрагин, В.Г. Версан, А.В. Гличев, Л.Г. Дубицкий, Т.И. Зворыкин, М.И. Круглов, Е.М. Купряков, М.Е. Ломазов, Ш.М. Магомедов, В.В. Окрепилов, А.В. Раков, Л.Б. Сульповар, Г.Н. Сюткин, В.А. Швандар, Я.С. Ядгаров и многих других. Объектом исследования является розничное торговое предприятие. Предметом – культура торгового обслуживания предприятия. Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов ассортимента услуг розничных торговых предприятий и их влияние на культуру торгового обслуживания. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи: · рассмотреть виды розничных торговых организаций; · исследовать ассортимент услуг, предоставляемый организациями; · проанализировать услуги и качество торгового обслуживания на конкретном предприятии; · выработать рекомендации по повышению эффективности торгового обслуживания на розничном предприятии. В ходе написания курсовой работы использовался опрос, методы анализа и синтеза. Теоретическую базу курсовой работы составили работы отечественных ученых и зарубежных ученых: Аванесов Ю.А., Идрисов Т.К., Сапрохин Г.Н. «Организация торговли»; Грженский Л. М. «Управление качеством торгового обслуживания»; Леви Майкл, Вейнц, Бартон А. «Основы розничной торговли»; Самсонов Л. А. «Качество обслуживания», а также материалы научной периодики. Структура курсовой
работы состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы. Глава 1.
Ассортимент услуг
розничных торговых
организаций Понятие услуги и ее роль в современной экономике. Сфера услуг является одной из наиболее перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними. Услуга (от англ. service) – это результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим какие-либо потребности человека. Один из корифеев-классиков в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги: Услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом. Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передачи собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники, перелеты и переезды в другие города и страны – все это относят к услугам. Рынок услуг – сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Вместе с этим, сам рынок услуг абсолютно не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения – невозможно. Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка. Основные причины
столь явного повышения роли услуги
в современной экономике В мировой торговле
услугами доминирующее положение занимают
промышленно развитые страны Северной
Америки, Европы, а также Япония и
Южная Корея, предоставляющие Россия является импортером и экспортером услуг. Она входит в состав 30 стран – участниц международной торговли услугами. Доля России в мировом экспорте и импорте услуг пока невысока, вместе с тем возрос удельный вес туристских услуг, особенно их экспорта. К тому же Россия представляет интерес для зарубежных инвесторов в области оказания таких услуг, как посреднические, аудиторские, консалтинговые, туристские, общественного питания, торговли, гостиничной индустрии, рекламы и образования. Ассортимент услуг - набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам. Классификация предприятий розничной торговли. По всему миру насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. В таблице 1.1 представлено четыре уровня обслуживания и указаны торговые заведения, обычно практикующие эти уровни.
Розничные торговые предприятия. Сегодня услугами розничных магазинов самообслуживания пользуются представители всех слоев общества, особенно при приобретении товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Ради экономии многие потребители готовы самостоятельно заниматься поиском, сравнением и выбором товара. Розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют продавцов, к которым при желании можно обратиться за содействием. Клиент завершает сделку, подходя к продавцу и расплачиваясь с ним за покупку. Накладные расходы у магазинов со свободным отбором товаров несколько выше, чем у магазинов самообслуживания, в связи с необходимостью содержания дополнительного персонала. Розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием обеспечивают покупателю более высокий уровень помощи со стороны торгового персонала, поскольку в таких магазинах продают больше товаров предварительного выбора и покупателям требуется больше информации. Кроме того, в этих магазинах потребителям предлагают услуги в виде продажи в кредит и приема назад купленных товаров, обычно отсутствующие в магазинах с более ограниченным уровнем обслуживания. Так что эксплуатационные расходы у этих магазинов выше. Розничные торговые предприятия с полным обслуживанием, такие, как фешенебельные универмаги, имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Потребители, желающие, чтобы их «обслуживали», предпочитают именно такие магазины. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия, кинокамеры), более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, техническое обслуживание товаров длительного пользования на дому и предоставление покупателям дополнительных удобств в виде комнат отдыха и ресторанов - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами. При описании типов розничных предприятий мы будем классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов. Типы розничных торговых предприятий перечислены в таблице 1.2, а их описание дается ниже.
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) к услугам розничной торговли относятся: · реализация товаров; · упаковка купленных в магазине товаров; · прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары; · подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже; · прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли; · погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется трансагентством); · оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента; · перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет; · оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней; · прием стеклопосуды на дому; · предоставление кабины для зарядки аппаратуры; · предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет; · консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии; · консультации диетологов, косметологов; · гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей); · функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей); · послепродажное обслуживание. Классификация дополнительных торговых услуг.
Глава 2. Культура торгового обслуживания покупателей Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей в магазинах является одной из форм участия торгового предприятия в конкуренции на потребительском рынке, формирования его конкурентного преимущества. Высокий уровень
обслуживания покупателей и достигнутый
соответствующий имидж Следует учесть
и то, что обеспечение Достижению целей высокого качества торгового обслуживания в значительной степени способствует так же решение следующих задач: · определение критериев оценки качества исполнительной деятельности всех категорий работников; · разработка системы показателей количественной оценки качества торгового обслуживания покупателей; · выполнение каждым работником и каждым структурным звеном требований по повышению качества организации труда и культуры обслуживания; · оценка и анализ показателей качества торговых процессов в соответствии с достигаемыми результатами деятельности; · контроль за выполнением комплекса мероприятий по достижению запланированного уровня качества торговли. Существуют следующие принципы торгового обслуживания: · планирование повышения качества функционирования и торгового обслуживания, стабильность достигнутых результатов. · обязательное воздействие на качество товаров и организацию труда во всех звеньях и на всех стадиях происхождения товаров в сфере обращения. · постоянный и действующий контроль за качеством торгового обслуживания на всех уровнях и во всех структурных звеньях торговли. · оптимальное использование общих закономерностей теории систем управления. · систематический пересмотр, обновление и совершенствование комплекса нормативной и методической документации на основе достижений передовых коллективов, добившихся высоких результатов повышения качества и культуры обслуживания. · участие всех категорий работников торговли в управлении качеством организации торговли и культуры обслуживания. Качество торгового
обслуживания, как характеристика деятельности
отдельного предприятия, оценивается
системой показателей. Ниже приведена
рекомендуемая система
Первый показатель – устойчивость и широта ассортимента товаров – является одним из основных. Покупатель приходит в магазин, заранее зная, какой товар ему нужен. После ознакомления с набором товаров (видов, разновидностей) он удовлетворяет свои потребности (при условии стабильности и полноты ассортимента товаров в магазине). При формировании
ассортимента продовольственных товаров
рекомендуется соблюдать Следует сделать
вывод о том, что от устойчивости
и широты ассортимента во многом зависит
время, которое затрачивается Второй показатель – соблюдение технологии обслуживания покупателей – характеризует соответствие фактической технологии обслуживания той, которая предусмотрена магазину согласно типу, стандарту, лицензии и т.д. Технология обслуживания оказывает влияние на время, затрачиваемое покупателями на приобретение покупок в конкретном магазине. Основополагающими требованиями рациональной технологии торгового обслуживания является: своевременность приемки товара, тщательность подготовки его к продаже, рациональность размещения в соответствии с особенностями товара, пополняемость товарного запаса в соответствии со спросом покупателей, соблюдение условий хранения и продажи товаров, организация доставки товаров покупателю. Третий показатель – издержки потребления – отражает затраты времени покупателя на приобретение товара. Их можно классифицировать следующим образом: затраты времени на дорогу в магазин и обратно (связаны с размещением и специализацией магазинов); затраты времени на повторное посещение магазина или посещение нескольких магазинов в случае отсутствия необходимого товара (зависят от широты и устойчивости ассортимента в магазине); затраты времени на ожидание, ознакомление с товаром в магазине и его отбор; расчет за покупку и получение выбранного товара. В конкретном магазине
затраты времени покупателей
зависят от длительности ожидания обслуживания,
соблюдения режима работы магазина, наличия
товара, организации торгово- Чем шире ассортимент, тем больше времени занимает ознакомление и выбор товара. Вместе с тем по мере изучения технических средств рекламы и организационных форм показа товара, а также повышение качества консультаций, время, затрачиваемое на выбор товара, уменьшается. Покупателю небезразлично, сколько времени он затратил на покупку необходимых товаров. Множество конфликтных ситуаций возникает из-за длительного пребывания покупателей в очередях. Как показывают исследования, люди, находясь в очереди более пяти минут, становятся раздражительными, а те, кто не имеет запаса времени, покидают магазин, не сделав нужной покупки. В результате покупатель теряет время, а магазин – доход, что снижает прибыльность магазина. Внедрение прогрессивных методов продажи, совершенствование информации и рекламы способствуют значительному сокращению времени покупателей, затрачиваемого на приобретение товаров. Четвертый показатель – активность продажи товаров, профессиональное мастерство работников, обслуживающих покупателей – не может быть охарактеризован каким-то численным измерителем. Здесь следует оценить знание продавцом товара, его полезности; знание правил эксплуатации товара и способов потребления; тонкое понимание психологии покупателей; искусство демонстрации и предложения товаров; умение рекламировать товар и предложить сопутствующие и взаимозаменяемые товары; скорость обслуживания; вежливость и уважение по отношению к покупателю. Пятый показатель – организация торговой рекламы и информации – помогает покупателю выбрать товар или услугу, ориентироваться в торговом зале. Реклама имеет воспитательный характер, так как под ее воздействием покупатель выбирает товар, считая ее достоверной, а товар – качественным. Информация о правилах продажи товаров, их размещении, ценах, полезности, получение необходимой покупателю консультации оказывает помощь покупателю не только в выборе товаров, но и способствует сокращению издержек потребления. Шестой показатель – предоставление покупателям услуг – характеризует виды предлагаемых покупателю услуг, их объем и качество, по мнению покупателей. Седьмой показатель
– завершенность покупки –
обусловлен всеми предыдущими показателями
и самым непосредственным образом
зависит от них, определяется этот показатель
коэффициентом завершенности Завершенность покупки во многом зависит от соблюдения технологии обслуживания, быстроты и качества обслуживания, профессионального мастерства продавцов, активности рекламы (информации). Для определения этого показателя необходимо проводить выборочные исследования торгового обслуживания с помощью таких средств, как опросы покупателей, моментные наблюдения за процессом обслуживания, интервью с работниками торгового зала и др. Завершенность покупки напрямую связана с уровнем сервисного обслуживания. Восьмой показатель – качество обслуживания по мнению покупателей – является обобщающим и отражает мнение покупателей об уровне обслуживания. Качество труда зависит от качества подготовки работников магазина, организации труда, четкости определения функций, выполняемых различными категориями работников, механизации и автоматизации условий труда, организации внутреннего контроля за деятельностью работников массовых профессий. Оценка осуществляется путем опросов покупателей, периодичность которых определяется типом магазина и целью опроса. Результаты опросов покупателей используются наравне с другими способами оценки качества обслуживания. Каждый показатель
имеет определенную значимость, характеризуемую
соответствующим коэффициентом, а
качество обслуживания в целом определяется
величиной обобщающего Таким образом,
результаты этих показателей используются
для дополнительного розничный торговля услуга обслуживание Глава 3. Характеристика уровня обслуживания покупателей в магазине № 7 «Птица» Прежде чем приступить к анализу степени удовлетворения спроса покупателей приведем краткую характеристику исследуемого объекта. Магазин № 7 «Птица» расположен по адресу: г. Н. Тагил, ул. Выйская, д. 62. Данный магазин находится в центре жилого комплекса и максимально приближен к основным потокам общественного и индивидуального транспорта. В основном, он обслуживает жителей Выи, а также жителей близлежащих районов. Магазин № 7 «Птица» является муниципальным предприятием. Он обладает правом юридического лица, действующего на основании полного хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость, всецело отвечает за результаты своей деятельности и выполнение взятых на себя обязательств. В 2005 г. магазин заключил договор с Кировградской птицефабрикой о поставке куриной продукции. В данный момент времени магазин № 7 «Птица» осуществляет фирменную торговлю, т.е. имеет фирменное наименование, фирменный знак, фирменную упаковку для продаваемых товаров, фирменную одежду для своих работников, выполненную в едином стиле с рекламным оформлением магазина, фирменную вывеску и т.д. Магазин № 7 «Птица» организует образцовую торговлю и сервисное обслуживание покупателей, самостоятельно и от своего имени заключает договоры, приобретает в собственность, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, необходимым для осуществления своей деятельности. Магазин № 7 «Птица»
осуществляет розничную торговлю с
населением, либо розничную торговлю
с населением и оптовую торговлю
с юридическими лицами и частными
предпринимателями без Торгово-производственная
деятельность магазина осуществляется
согласно ассортиментному перечню,
утвержденному центром Для осуществления своей деятельности магазин № 7 «Птица» открыл в установленном порядке расчетный счет в банке, имеет самостоятельный баланс, свою печать. Прибыль, полученная магазином в результате его хозяйственной деятельности, подлежит налогообложению в соответствии с действующими законами. Прибыль, оставшаяся после уплаты налогов (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение магазина. Основными целями деятельности данного магазина являются: 1. комплексное
удовлетворение спроса 2. получение прибыли. Данный магазин № 7 «Птица» имеет хозяйственные связи с около 100 поставщиками продовольственных товаров. Основными из них являются Ки-ровградская птицефабрика, Кушвинский хлебокомбинат, «Кушвинский гормолзавод», ЗАО «Конфи», ЗАО «Вим Билль Данн», Торговый дом «Флорин», ОАО Ассорти, ОАО Форум, Торговый дом Юниленд, ОАО Пересвет-Трейд, ОАО Тагилводка, ОАО ТАПИ и т.д. По форме товарной специализации данный магазин следует отнести к группе универсальных магазинов, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп. По ценовым
уровням реализуемых товаров
исследуемый магазин можно Продажа товаров осуществляется традиционным методом, т.е. через прилавок. По размеру торговой площади магазин № 7 «Птица» является средним магазином. К средним магазинам в условиях городской застройки относят обычно магазины, с торговой площадью от 251 до 1000 кв.м. Торговая площадь магазина № 7 «Птица» составляет 400 кв.м. Магазин № 7 «Птица» по типу здания является встроенно-пристроенным, т.е. одна часть помещений (административно-бытовые) расположена на первом этаже жилого дома, а другая часть (торговый зал) вынесена за пределы габаритов дома в виде пристроенного унифицированного блока. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим. Магазин имеет
зону для парковки индивидуального
транспорта. Все зоны хорошо благоустроены
и создают благоприятные Для беспрепятственного движения покупателей устроен тротуар. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования создана хозяйственная зона. Интерьер торгового
зала оформлен просто и лаконично
и подчиняется своему основному
назначению – выделить товар и
подчеркнуть его Наряду с выбором эффективных методов продажи товаров важную роль в повышении уровня торгового обслуживания покупателей играет предоставление им различных дополнительных услуг. Когда покупатели оценивают сервис дополнительных услуг в розничных торговых предприятиях, они сравнивают свое восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали увидеть. Если желание и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому, магазин № 7 «Птица» предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг. С точки зрения
взаимосвязи с процессом 1. Услуги, оказываемые
покупателям в процессе К таким услугам,
оказываемым в магазине № 7 «Птица»,
относятся прием В процессе продажи товаров организуются консультации специалистов (врачей-диетологов), которые рассказывают покупателям о полезных веществах, содержащихся в продуктах питания, о правильном питании, отвечают на вопросы лечебного и детского питания, как правильно совместить тот или иной продукт, а также приготовление блюд из данных товаров. Обычно, такие консультации проводятся в магазине № 7 «Птица» при продаже новых товаров, поступивших в магазин, о чем администрация магазина информирует покупателей. Эта услуга побуждает покупателей сделать покупку, стимулирует сбыт, а также удовлетворяет спрос покупателей. Обычно, при поступлении
нового вида товара неизвестного покупателю,
т.е. когда предприятие- Для удобства потребителей в комплекс дополнительных услуг включается упаковка товаров не только в мешки, но и в фирменные пакеты, которые покупателю вручаются бесплатно вместе с покупкой. Для оптовых
покупателей предоставляются 2. Услуги, оказываемые
покупателям в процессе Существенной услугой, предоставляемой покупателям является разделка и первичная обработка отдельных продуктов. По желанию покупателя могут размолоть кофе в зернах, купленное в данном магазине, а также приготовление мясного фарша или мясных полуфабрикатов из мяса, разделка свежей рыбы и т.д. эта услуга создает максимальное удобство для покупателей и удовлетворяет потребности потребителей. При комплексной
покупке в магазине № 7 «Птица»
по желанию покупателей Для покупателей,
приобретающих большое Также по желанию покупателю производят вызов такси для доставки купленных товаров (обычно эта услуга используется тогда, когда личный автомобиль магазина № 7 «Птица» временно отсутствует). 3. Услуги, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров. Одной из основных оказываемых услуг в магазине № 7 «Птица» является предоставление необходимой информации о товаре покупателю по телефону, что повышает уровень торгового обслуживания в магазине. При организации
дополнительных услуг администрация
также учла тот факт, что большое
количество времени тратится на приобретение
лекарственных средств, т.к. вблизи
магазина № 7 «Птица» нет аптеки.
Поэтому в торговом зале функционирует
аптечный киоск, в котором есть все
необходимые медикаменты и При разработке дополнительных услуг большое внимание уделилось организации кафетерия, так как работа кафетериев является весьма эффективной и удобной для покупателей. В магазине № 7 «Птица» кафетерий оснащен всем необходимым инвентарем и оборудованием для эффективного и качественного обслуживания покупателей, т.е. холодильным оборудованием, кофеваркой, микроволновой печью, миксером, а также оборудованием для продажи соков, бутербродов, кондитерских и мучных изделий и т.д. В торговом зале оборудованы кафетерийные стойки, специальные обеденные столы. Все это сделано для максимального удобства покупателей. Возле магазина организована автостоянка для создания максимальных удобств покупателям. Дополнительные услуги, оказываемые покупателям не будучи связаны с реализацией конкретного товара, тем не менее создают более комфортные условия для осуществления процесса торгового обслуживания покупателей. Весь комплекс предоставляемых дополнительных услуг в магазине № 7 «Птица» обобщен и представлен в таблице 3.1.
Таким образом,
магазин № 7 «Птица» использует не
только эффективный метод продажи
товаров, но и предоставляет широкий
комплекс дополнительных услуг, которые
постоянно расширяются и Анализ уровня торгового обслуживания. Анализ уровня
торгового обслуживания проводился
в магазине № 7 «Птица» с помощью
самих покупателей, т.е. проводился
опрос. Метод опроса имеет ряд
преимуществ перед В 2008 г. в магазине № 7 «Птица» проводился опрос покупателей с целью оценки качества торгового обслуживания. Было опрошено 200 человек. Параллельно с устным опросом покупателей о качестве обслуживания был проведен анкетный опрос, позволяющий выявить не только общее впечатление от обслуживания, но и оценку его составляющих. При письменном анкетном опросе вопросник заполняли сами опрашиваемые. Предложенная нами анкета покупателю исключала получение каких-либо ответов численного характера, т.к. она была рассчитана лишь на выявление мнения покупателей. Примерная анкета представлена в таблице 3.2.
Обработка полученных
результатов осуществлялась методом,
предложенным немецким экономистом
О. Андерсеном. При этом показатели
оценивались с помощью оценок
«высокой», «удовлетворительной», «неудовлетворительной»
(табл.3.3). Таблица 3.3. Оценка качества торгового обслуживания по магазину № 7 «Птица».
Затем рассчитали средний уровень оценки качества торгового обслуживания путем суммирования сведения всех ответов в анкете. И получили обобщающий коэффициент, равный 0,88, т.е. уровень торгового обслуживания удовлетворительный, по мнению самих покупателей. Таким образом, все показатели свидетельствуют, что уровень торгового обслуживания покупателей в магазине достаточно высок в условиях рыночных отношений. Это с положительной стороны характеризует торговую деятельность магазина, а также торговое обслуживание, предоставляемое покупателям. Пути повышения качества торгового обслуживания. Для достижения
эффективности торгового Для создания более комфортных условий для покупателей в перспективе в магазине № 7 «Птица» планируется использовать прогрессивный метод продажи, т.е. самообслуживание, т.к. площадь торгового зала позволяет внедрить метод самообслуживания и все необходимое оборудование имеется в магазине № 7 «Птица». При реализации
новых товаров, неизвестных покупателям,
необходимо организовать рекламу, с
помощью которой будет При работе с поставщиками магазину № 7 «Птица» необходимо изучить потребности покупателей на различные товары, различных поставщиков. Магазину необходимо заключить договоры поставки с различными заводами-изготовителями по одной и той же товарной группе. Далее необходимо проанализировать работу с поставщиками и формирование цен, т.е. товародвижение и товароснабжение, т.к. это обстоятельство оказывает влияние на торговое обслуживание в магазине. При работе с поставщиками необходимо учитывать предлагаемую цену на товар. Поэтому для получения большого валового дохода магазину № 7 «Птица» необходимо работать без посредников, что положительно повлияет на финансовые показатели торгового предприятия, а также удовлетворит желания покупателей по поводу цен на товары. На качество
торгового обслуживания оказывает
влияние и сервис дополнительных
услуг. Хотя в магазине № 7 «Птица»
предоставлен широкий комплекс дополнительных
услуг, для совершенствования Также в магазине
для удобства покупателей необходимо
организовать камеры хранения для личных
вещей покупателей и Все эти дополнительные услуги будут оказывать влияние на повышение качества торгового обслуживания покупателей. Таким образом, при учете всех вышеперечисленных предложений магазин № 7 «Птица» создаст себе имидж, поднимет свой рейтинг на рынке потребительских товаров за счет оказания лучшего торгового обслуживания покупателей. |
Информация о работе Ассортимент услуг розничных торговых предприятий