Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:21, реферат
Требование:
• Обеспечивать передаточные числа, соответствующие оптимальным тяговым качествам и топливной экономичности;
• Осуществлять кинематическую согласованность с направляющим устройством подвески;
• Обеспечивать низкий уровень шума;
• Не создавать колебаний угловой скорости в трансмиссии;
• Иметь небольшие габаритные размеры для осуществления простой компоновки и обеспечения необходимого дорожного просвета.
• Обладать достаточной прочностью и жесткостью при минимальной массе.
Классификация.
Главная передача.
Требование:
Классификация.
Главные передачи подразделяются на одинарные, двойные с центральным редуктором, двойные с разнесенным редуктором.
Одинарные различаются по зацеплению: червячные, цилиндрические, конические и гипоидные.
Применяемость.
Червячные передачи применяются редко, на многоосных многоприводных автомобилях, из-за невозможности снизить уровень пола они ограниченно применяются на автобусах. Применялись на ГАЗ-3А, ЗИЗ-6.
Цилиндрические ГП широко используются в переднеприводных автомобилях при поперечном расположении двс (2108, ЗАЗ-1102).
Конические ГП с прямым зубом устанавливались в начале 30-х годов на автомобилях Ярославского завода. Конические ГП со спиральным зубом применяются главным образом на г/а МАЗ-4540, в двойных ГП – ЗиЛ431410, все модели КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, УрАЛ), на л/а * ЗАЗ-968, ЛуАЗ, УАЗ.
Гипоидные ГП все большее распространение, их устанавливают почти на всех отечественных л/х и многих г/а (ГАЗ-53А, ЗиЛ-133).
Центральные двойные ГП представляют собой сочетание конической (гипоидной) пары с цилиндрической. Их используют для г/а средней и большой грузоподъемности и автобусов.
Разнесенные двойные ГП состоят из центрального редуктора и конической передачи (иногда бортовой) и применяются для г/а большой грузоподъемности (МАЗ, УАЗ, ЛуАЗ).
Анализ и оценка конструкций.
Одинарные передачи.
Червячная передача с верхним расположением червяка для многоосных автомобилей обеспечивает легкую организацию передачи Мкр к последовательно расположенным ведущим мостам и обеспечивает благоприятные условия работы для карданной передачи. При нижнем расположением возможно снижение уровня пола, создание благоприятных условий смазки червячной пары, но условия работы карданной передачи ухудшаются.
, где: Z2 – число зубьев червячного колеса.
Z1 – число заходов червяка (4…5)
b - угол подъема винтовой линии.
Dw, dw – начальные диаметры червячного колеса и червяка.
Угол b
выбирают из условия обеспечения обратимости
червячной пары.
Червячная ГП имеют наименьшие размеры, бесшумны, обеспечивает большую плавность зацепления и минимальные динамические нагрузки.
Недостатки. КПД=0,9…0,92 из-за скольжения зубьев, КПД зависит от b, а также от скорости скольжения. КПДmax при b=450.
Трудоемки
в изготовлении и применяемые
материалы (оловянистая бронза), следовательно
самые дорогостоящие.
Цилиндрические ГП. , КПД ³0,98
Конические ГП. , - число зубьев колеса.
- число зубьев шестерни.
КПД
=0,97…0,98. Зубья шестерни всегда имеют
левое направление спирали, хотя при
этом складываются осевые усилия от угла
конуса и от угла спирали зуба. (для предотвращения
ввинчивания шестерни на передачах переднего
хода).
Гипоидные ГП. Зубья шестерни при нижнем расположении имеют левое направление спирали, при верхнем правое.
;
К2=1,2…1,5 (большее значение для л/а, меньшие для г/а)
UГП=3,5…4,5 для л/а.
UГП=5…7 для г/а.
Преимущества:
Большая прочность и
КПД =0,96…0,97 , где m=0,05…0,1.
Недостатки.
Необходимо применять специальное
гипоидное масло с присадками,
препятствующими разрушению масляной
пленки.
Двойные главные передачи.
Центральная
ГП.
а) применяется для г/а средней и большой грузоподъемности и автобусах. Имеет большие размеры, массу и стоимость, но дает возможность получить при допустимом значении дорожного просвета U0 = 7¸12.
б) более благоприятное условие работы карданной передачи (КрАЗ-257).
в) применение проходного вала упрощает привод к заднему ведущему мосту и благоприятные условия работы карданной передачи (УрАЛ-4320, КрАЗ-6505, ЗиЛ-131).
г)
здесь ГП одинарная гипоидная, а Uцил.пары=1.
Применяется для привода заднего и промежуточного
мостов (ЗиЛ-133Г).
Разнесенная ГП с центральным редуктором (U=2…3) и двумя колесными или бортовыми редукторами. Применяется на автомобилях ma³14 т, и автомобилях высокой проходимости (МАЗ-500).
Преимущества. Увеличивается дорожный просвет. Снижается Мкр, передаваемый дифференциалом и полуосями.
Недостатки.
Более сложная и металлоемкая.
Центральная двухступенчатая ГП.
Преимущества. Увеличивает диапазон передаточных чисел трансмиссии в 1,5…2 раза и удваивает число передач.
Недостатки.
Усложнение трансмиссии. Увеличение неподрессоречных
масс.
Нагрузки в ГП. Источником нагрузок на зубья колес, вал и подшипники являются силы, действующие в зацеплении.
где: r0 – средний радиус основания начального конуса;
l - ширина шестерни,
d - половина угла начального конуса.
где: «-» - при одноименных направлениях вращения и спирали.
«+» - при разноименных.
Колесо:
Окружная Р2=Р1, Осевая сила
Рх2=Рr1, Рr2=Px1
Силы в зацеплении гипоидной пары.
Шестерня. Силы аналогичны, действующим в конической передачи и определяются также ( с учетом b1 –шестерни).
Колесо. Окружная сила
Осевая сила
Радиальная сила
Реакции опор находят для определения нагрузок на подшипники и расчета напряжений на валах.
Шестерня.
При консольной установке и при установке
с дополнительной опорой:
Надежность и жесткость валов ГП, а также срок службы подшипников определяется, исходя из реакций в опорах.
Валы ГП рассчитывают на прочность и жесткость под действием минимально возможного крутящего момента. Жесткость должна обеспечивать нормальные условия зацепления и зависеть от их длины, момента инерции и типа расположения подшипников.
Срок службы подшипников ГП определяется, исходя из реакций, действующих на опоры. Методика расчета подшипников ГП аналогично методике расчета подшипников КПП.
Расчетный момент определяется по эквивалентному нагрузочному режиму:
где: ТI, TII – крутящие моменты на карданном валу при включении I, II … передач в КПП.
m2 – показатель степени кривой контактной выносливости (m2=6,0 – для стальных колес),
NI, NII – число при работе автомобиля на каждой передаче, как при расчете зубчатых колес КПП.
где: Тs – время пробега на передаче;
np – расчетная частота вращения;
Кпн – определяют исходя из средней скорости.
Прочность зубчатых колес определяется по ГОСТ 21354-87 (для конических и гипоидных зубчатых колес).
В качестве материалов зубчатых колес применяют легированные стали 15 ХН3А, 20 ХН3А, 20 ХНМ, 30 ХГТ, 12 Х2Н4А, 18 ХГТ и т.д.
Выход из строя ГП связан в первую очередь с износом зубьев – 70 %, усталостным выкрашиванием – 20 % и поломками – 5 %. Ресурс ГП – 125…250 тыс. – л/а; 200…500 тыс. – г/а и автобусов.
Считается,
что преднатяг £30…35 % максимальной
осевой нагрузки, не снижает долговечности
подшипников, обеспечивая в тоже время
точность зацепления конической пары.
1 – без преднатяга
2 – с преднатягом .
L–долговечность без преднатяга.
L*-долговечность
с преднатягом
Схемы
установки зубчатых
колес:
Для высокой жесткости b надо увеличить, а уменьшить, с+d – уменьшить.