МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра технологии
важнейших отраслей промышленности
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Основы энергосбережения
на тему: Государственная энергетическая
программа в РБ.
Проблемы и перспективы.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Стратегия развития энергетического
потенциала Республики Беларусь……..4
2. Цели стратегии……………………………………………………………………5
3.Повышение энергоэффективности
………………………………………………6
4. Развитие энергетического
потенциала отраслей топливно-энергетического
комплекса ……………………………………………………………………..……11
5. Финансовое обеспечение развития
энергетического потенциала…......……..12
6. Совершенствование системы
управления электроэнергетической отраслью…………………………………………………………………....……….13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………………...17
Введение
Электроэнергетика — это
стратегическая отрасль, состояние
которой отражается на уровне развития
государства в целом. В настоящее
время электроэнергетика является
наиболее стабильно работающим комплексом
белорусской экономики. Предприятиями
отрасли обеспечено эффективное, надежное
и устойчивое энергоснабжение потребителей
республики без аварий и значительного
экологического ущерба.Энергетика Беларуси
является ключевой, жизнеобеспечивающей
системой, базовым элементом, гарантирующим
целостность и эффективность
работы для всех отраслей и субъектов
экономики. От энергетической составляющей
в значительной степени зависят
издержки производства и доходы общества,
его материальное благосостояние. Энергетический
потенциал экономики и ее энергоэффективность
в современном мире являются важными
показателями уровня развития государства.
Главным приоритетом энергетической
политики нашего государства является
повышение эффективности использования
энергии как средства для снижения
затрат общества на энергоснабжение, обеспечения
устойчивого развития страны, повышения
конкурентоспособности производительных
сил и охраны окружающей среды. В
течение нескольких последних лет
разработаны и одобрены высшими
органами власти и правительством Концепция
Национальной стратегии устойчивого
развития и Основные направления
Энергетической политики Республики Беларусь.
В развитие и уточнение этих основополагающих
документов с учетом изменения внутренних
и внешних факторов развития Республики
Беларусь в 2003 году разработан топливно-энергетический
баланс страны на период до 2020 года, в
котором также немаловажное место
отведено вопросам дальнейшего развития
электроэнергетики.
- Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь
Для государств, имеющих
дефицит собственных энергоресурсов,
к которым относится и Республика
Беларусь, оптимальное развитие и
функционирование топливно-энергетического
комплекса (далее – ТЭК) – одно из приоритетных
направлений деятельности законодательной
и исполнительной власти, всех производителей
и потребителей топливно-энергетических
ресурсов (далее – ТЭР) для обеспечения
конкурентоспособности продукции на мировом
рынке.Основные фонды отраслей ТЭК составляют
около 25 процентов производственных фондов
промышленности, а ежегодные затраты на
энергообеспечение в условиях роста цен
на энергоносители постоянно увеличиваются,
и их доля в 2009 году достигла 24 процентов
от валового внутреннего продукта.Для
преодоления экономикой страны последствий
мирового финансового кризиса необходимо
максимально эффективно использовать
имеющийся технический, технологический
и кадровый потенциал ТЭК.
Стратегия развития энергетического
потенциала Республики Беларусь (далее –
стратегия) разработана на 2011–2015 годы
и на период до 2020 года в целях определения
дальнейшего развития и совершенствования
правовых, организационных, экономических,
технических и технологических условий
для обеспечения эффективного развития
энергетического потенциала Республики
Беларусь и повышения уровня энергетической
безопасности страны.В стратегии остаются
неизменными целевые долгосрочные ориентиры
энергетической политики до 2020 года, определенные
в Концепции энергетической безопасности
Республики Беларусь, утвержденной Указом
Президента Республики Беларусь от 17 сентября
2007 г. № 433, Директиве Президента Республики
Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и
бережливость – главные факторы экономической
безопасности государства» (Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2007 г., № 146, 1/8668). В то же время новые экономические
условия, вызванные ростом цен на энергоносители,
снижение в 2009 году потребления ТЭР по
сравнению с объемами, указанными в Концепции
энергетической безопасности Республики
Беларусь, потребовали уточнения основных
параметров и механизмов развития ТЭК,
а также координации развития его отраслей
с потребностями экономики страны на среднесрочную
перспективу.Энергетический потенциал
страны должен обеспечить темпы роста
экономики в соответствии с основными
показателями социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
годы.
- Цели стратегии
Основной целью стратегии
является инновационное и опережающее
развитие отраслей ТЭК, обеспечивающее
производство конкурентоспособной
продукции на уровне мировых стандартов
при безусловном надежном и эффективном
энергообеспечении всех отраслей экономики
и населения.Одной из важнейших
задач ближайшего периода является
создание новых организационных
основ для эффективного развития
и функционирования энергетики в
условиях рыночных отношений.
Приоритетами стратегии
являются:
- повышение уровня энергетической безопасности страны;
- полное, надежное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами;
- снижение удельных затрат на производство, транспорт и потребление энергоресурсов;
- максимально целесообразное использование собственных энергоресурсов;
Достижение поставленных
целей должно базироваться на:
- ускоренном развитии и обновлении отраслей ТЭК;
- внедрении энергоэффективных технологий;
- развитии энергетических источников на местных видах ТЭР и возобновляемых источниках энергии;
- выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР за пределами республики;
- рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;
- максимально возможном увеличении собственной минерально-сырьевой базы;
- использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта ТЭР собственного производства;
- проведении активной инвестиционной политики;
- формировании конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных субъектов энергетического рынка и рыночной инфраструктуры.
- Повышение энергоэффективности
Стратегической целью
деятельности в области энергосбережения
на период до 2015 года должно стать снижение
энергоемкости ВВП Республики Беларусь
на 50 процентов по отношению к
уровню 2005 года, 60 процентов – к 2020 году.
Достижение поставленной
цели должно быть обеспечено за счет:
- совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения;
- повышения коэффициента полезного использования энергоносителей на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и потребления;
- увеличения в топливном балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии.
Основой организационно-экономической
политики энергосбережения должно стать
дальнейшее развитие законодательной
и нормативно-технической базы, определяющей
права, обязанности и ответственность
организаций в вопросах энергоиспользования,
технические и технологические
требования к проектированию и эксплуатации
энергоиспользующего оборудования.
Реализация этого направления
должна быть обеспечена путем:
- разработки новых и совершенствования существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности использования ТЭР при выпуске продукции (товаров, работ и услуг) и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР;
- совершенствования механизма, методики и качества проведения обязательных и добровольных энергетических аудитов потребителей ТЭР;
- совершенствования тарифной политики в целях стимулирования экономии энергоресурсов, включая планомерную ликвидацию перекрестного субсидирования и внедрение системы дифференцированных тарифов на потребленную энергию для промышленных предприятий и населения.
Повышение коэффициента полезного
использования энергоносителей
будет обеспечено в первую очередь
за счет внедрения новых энергоэффективных
технологий во всех отраслях экономики
и отдельных технологических процессах:
- в сфере производства электрической и тепловой энергии – в результате внедрения генерации электрической и тепловой энергии на базе парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий с внедрением современных парогазовых блоков с коэффициентом полезного действия не менее 57 процентов, модернизации существующего оборудования со снижением удельного расхода топлива на производство электроэнергии на 10 процентов к 2015 году и на 15 – к 2020 году;
- в системе теплоснабжения снижением потерь в тепловых сетях до 8 процентов – путем:
- экономически целесообразного перевода существующих источников теплоснабжения на когенерационную основу;
- создания технологий низкотемпературного комбинированного теплоснабжения с количественным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки с децентрализацией пиковых тепловых мощностей;
- создания комплексов технологического оборудования и разработки типовых технологических решений по использованию тепловых насосов в системах теплоснабжения;
- совершенствования технологий промышленного производства теплопроводов с предварительно нанесенным антикоррозийным покрытием, теплогидроизоляцией и дистанционной диагностикой состояния, регулирующих и запорных устройств с автоматическим приводом;
- внедрения адаптивных схем и интеллектуальных систем регулирования, конструкций и оборудования для систем отопления и горячего водоснабжения;
- внедрения предварительно изолированных труб из полимерных материалов с повышенными сроками эксплуатации для строительства и реконструкции тепловых сетей;
- оптимизации схем теплоснабжения (ликвидация длинных теплотрасс, передача нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, оснащение зданий индивидуальными тепловыми пунктами по независимой схеме);
- повышения эффективности работы водоподготовительного оборудования;
- внедрения новых безреагентных способов водоподготовки;
- в промышленности снижением удельных энергозатрат на производство продукции на 15–20 процентов – путем:
- разработки и реализации оптимальных схем энергоснабжения промышленных объектов на базе сочетания первичных энергоносителей, максимального использования вторичных энергоресурсов (далее – ВЭР) всех уровней с передачей излишков тепловых ВЭР для теплоснабжения объектов, находящихся в коммунальной собственности, и жилья;
- создания эффективных автоматизированных печей различных типов с КПД не менее 50 процентов (нагревательных, закалочных, обжиговых, отопительных) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР;
- создания высокоэффективных сушильных агрегатов на базе использования инфракрасных излучателей различных типов;
- создания высокоэффективных моечных агрегатов на базе использования воды, нагретой в контактных водонагревателях и ультразвуковых излучателях;
- внедрения энергосберегающих процессов в области изготовления песчаных стержней;
- освоения энергоэффективных процессов и оборудования для плавки и разливки металлов;
- внедрения энергосберегающих технологий и оборудования формообразования;
- создания комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации производства электрической энергии, тепла и холода;
- создания оптимальных схем и режимов работы компрессорных станций различного назначения с включением в схемы теплонасосных установок в целях одновременного производства теплоты для нужд теплоснабжения за счет утилизации низкопотенциальных ВЭР от системы охлаждения и холода компрессорных агрегатов;
- производства и внедрения энергоэффективного оборудования для торговых, промышленных и других объектов;
- технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств;
- в жилищно-коммунальном хозяйстве – путем:
- оснащения водозаборов современным энергоэффективным насосным оборудованием с автоматизированными системами управления;
- утилизации отходов водоочистных сооружений за счет создания биогазовых установок;
- оптимизации режимов водоснабжения городов и поселков в целях снижения потребления электроэнергии;
- массового внедрения индивидуальных устройств автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах;
- внедрения энергоэффективного освещения в местах общего пользования;
- внедрения когенерационных установок с использованием коммунальных отходов;
- использования местных видов ТЭР не менее 900 тыс. т.у.т. к 2012 году;
- снижения к 2020 году удельного расхода топлива на производство теплоэнергии на 5 процентов;
- использования в 2020 году коммунальных отходов и осадков сточных вод с замещением 80–100 тыс. т.у.т.;
- в строительстве и производстве стройматериалов – путем:
- освоения производства строительных материалов на базе новейших энергосберегающих технологий, а также с использованием зольных остатков бурых углей и горючих сланцев;
- проектирования и строительства домов (сооружений) с применением преимущественно энергосберегающих технологий;
- реализации проектов жилых, общественных и административных энергоэффективных зданий с регулируемой вентиляцией, как приточной, так и вытяжной, с одним вводом теплоносителя в отдельную квартиру (отдельный офис) для организации поквартирного учета тепла и регулирования теплоснабжения, с утилизацией вентиляционных выбросов;
- достижения к 2015 году строительства не менее 60 процентов энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч на квадратный метр для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 до 9 этажей) и 90 кВт·ч на квадратный метр для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей);
- проектирования и внедрения устройств для утилизации тепла канализационных стоков в жилых домах и административных зданиях;
- в сельском хозяйстве – путем:
- внедрения в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих организациях энергоустановок на местных видах топлива;
- использования соломы в энергетических целях в объеме до 230 тыс. т.у.т.;
- модернизации зерносушилок с укомплектованием их теплогенераторами на местных видах топлива;
- строительства локальных биогазовых комплексов в сельхозорганизациях, занимающихся производством крупного рогатого скота, свиней и птицы;
- модернизации животноводческих комплексов с переходом на новые энергоэффективные технологии;
- в лесном хозяйстве за счет производства древесного топлива в целях обеспечения в полном объеме потребности в нем – путем:
- создания новых производств по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета;
- внедрения оборудования для заготовки топливной щепы из неделовой древесины, древесных отходов;
- в пищевой промышленности – путем:
- внедрения технологии утилизации барды с получением биогаза для использования в качестве топлива в котельных;
- строительства станций очистки сточных вод с внедрением новых технологий для получения биогаза;
- во всех отраслях – путем:
- снижения потерь воды в водопроводных сетях и непроизводительных расходов электроэнергии на перекачку воды, внедрения современных пластиковых трубопроводов;
- внедрения энергоэффективного оборудования в производстве сжатого воздуха и холода, создания взаимосвязанного комплекса технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснабжения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода;
- внедрения энергоэффективных систем освещения во всех от<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" f